Девушки из Харькова, Изюмского района, Мариуполя, Киева, Одессы собрались в Берлине, чтобы призвать немецкое правительство помочь в экстракции бойцов с «Азовстали». Вот только они решили отойти от привычных Европе акций протеста – спокойных и согласованных.
Идея возникла спонтанно: поскольку бойцы на «Азовстали» «скованы» без необходимых медикаментов и помощи, девушки решили приковать себя наручниками в центре Берлина. Для немецких полицейских это стало полной неожиданностью.
Возле Бранденбургских ворот – в самом сердце немецкой столицы – всегда многолюдно. Тут бродят непрерывно фотографируясь бродят туристы, носятся велосипедисты, слышны напевы кришнаитов…
А еще – выкрики: «Save Mariupol, Save Azovstal!» Девушки в белых одеждах, испачканных искусственной кровью, и завернутые в украинские флаги выбиваются из расслабленного почти летнего ритма Берлина.
По словам активисток акции, они просто не могли ждать, видя, в каких нечеловеческих условиях находятся люди в бункерах «Азовстали».
«На самом деле это еще не самый радикальный метод, - рассказывает одна из активисток, Лилия. – Мы никому не причиняем вреда, у нас мирная акция. Мы просто пытаемся показать Европе, в том числе – Германии, как выглядит отсутствие свободы, как сейчас наши защитники погибают в Мариуполе, как они не могут просто выйти из бункеров. Я себя приковала цепью, девочки – наручниками, и мы отсюда не собираемся уходить, пока не будет результатов от правительства. Пусть депортируют или арестовывают – мне все равно. Мы приехали сюда показать, что война в Украине – это война не только в Украине: это война всего мира. И парни в Мариуполе не Мариуполь защищают, а весь мир от российской агрессии».
Возле девушек – блютуз-колонка, из которой доносятся звуки взрывов и сирен воздушной тревоги. Прохожие вертят головами: в Берлине привыкли к звуками полицейских сирен или «скорой», но это – совсем другое.
Полицейские ничего поделать не могут: не происходит ничего противозаконного, но подобные звуки можно в колонке включать не чаще, чем раз в полчаса. Так сказать, немецкая педантичность даже в акциях протеста.
Вскоре полиции становится больше, чем девушек-активисток. Правоохранители отправляют к участницам акции вежливую «переговорщицу». Та интересуется, знают ли девушки, что в их заявке на проведение акции не было пункта «приковывание»?
- Конечно, - отвечают активистки. – Такую акцию вы бы не одобрили.
Полицейская кивает. Круг замкнулся.
Если наручники открыть достаточно просто, то для снятия цепи Лилии из Киева, брат которой служит в ВСУ, необходимо что-то вроде болгарки.
Полицейские о чем-то совещаются, но никаких действий не предпринимают.
Прикованные девочки ничего не едят, только пьют воду – в этот день в Берлине очень жарко.
Подходят прохожие: иностранцы и немцы читают плакаты, один немец – в футболке с принтом запорожского казака. Многие показывают знак «виктори», а кто-то даже говорит: «Слава Украине» с акцентом.
Украинцы подходят спросить, откуда девушки, рассказывают о себе, обнимают. Кто-то плачет.
- Я вырвалась из Херсонской области, - говорит одна из беженок. – Там они все разграбили. Очень хочется домой. Очень.
Кого не трогают ни слезы, ни «окровавленные» девочки из Украины - так это немецких чиновников в костюмах, которые толпой проходят мимо активистов, даже не останавливаясь.
Но и украинки не останавливаются: они остаются прикованными на ночь. И даже полиция вскоре уезжает.
Напомним, вечером 16 мая с "Азовстали" начали вывозить бойцов, которые несколько месяцев держали там оборону. По данным замминистра обороны Украины Анны Маляр, в больницу Новоазовска на территории, подконтрольной т.н. "ДНР", доставили 53 тяжелораненых бойца. Еще 211 эвакуировали через гуманитарный коридор в оккупированную Еленовку. Также работают над эвакуацией оставшихся на территории завода.
Всех военных планируют вернуть на подконтрольную Украине территорию по процедуре обмена, отметила Маляр.
В Генштабе в свою очередь сообщили, что высшее военное командование отдало приказ командирам подразделений на «Азовстали» сохранить жизни личного состава. Там добавили, что гарнизон "Мариуполь" выполнил боевое задание. Украинские военные, держа позиции в Мариуполе, не дали противнику перебросить около 20 тысяч солдат на другие направления.