Премьера спектакля "Маркиза де Сад" по пьесе японского драматурга Юкио Месимы состоялась 29 сентября в Харьковском государственном академическом украинском драматическом театре им.Т.Шевченко. Режиссер-постановщик - народный артист России Владимир Тикке (Санкт-Петербург, Россия).
Драматург не определил жанр своего произведения, но в театре его назвали "комедией, которая в любой момент может обернуться своей противоположностью". В отличие от оригинала произведения, в постановку добавлены новые действующие лица (кавалеры). Как сообщила "SQ" заведующая литературной частью театра Елена Седунова, в пьесе Ю.Мисимы мало ремарок, их додумал режиссер. В постановку добавлены танцы, которые должны объяснить музыкальное решение В.Тикке. Кроме того, время и место действия спектакля далеки от авторских.
Действие пьесы "Маркиза де Сад" происходит в Париже на протяжении 1772-1790 гг. и разворачиваются вокруг фигуры графа де Сада, который известен под литературным псевдонимом как маркиз де Сад. Однако сам персонаж маркиза в пьесе Ю.Мисимы не появляется. Главные герои пьесы - жена маркиза Рене, ее мать и сестра. Рене на протяжении 18 лет пытается спасти мужа из тюрьмы и по-своему оправдывает жестокость мужа.
В спектакле задействованы актеры Татьяна Гриник и Майя Струнникова (Рене, Маркиза де Сад), народная артистка Украины Людмила Платонова и заслуженная артистка Украины Анна Плохотнюк (госпожа Монтрей, мать Рене), Алина Колесник и Елена Приступ (Анна, сестра Рене), Ирина Кобзарь и Светлана Соловьева (баронесса де Симиан), Наталья Головина и Оксана Стеценко (графина де Сен-Фон), Ирина Волошина и Татьяна Турка (Шарлотта, служанка). Балетмейстер – Леонид Марков, сценография и костюмы Татьяны Медвидь.
"Маркиза де Сад" - второй спектакль, поставленный В.Тикке в театре им.Т.Шевченко (первый "22 поцілунки, 4 млості та 1 мігрень" по А.Чехову).
Справка "SQ". Мисима Юкио (настоящее имя – Хираока Кимитакэ) родился 14 января 1925 г. в Токио (Япония). Известность писателю принес роман «Исповедь маски», опубликованный в 1949 г. и признанный классикой японской литературы. Всего же за сорок пять лет жизни Ю.Мисима написал 40 романов, 15 из которых были экранизированы еще до его гибели, 18 пьес, десятки сборников рассказов и эссе. Среди наиболее известных книг японского писателя, для произведений которого характерна своеобразная стилистическая изысканность, – романы «Шум волн» (1954), «Золотой храм» (1956), «Дом Киоко» (1959), тетралогия «Море изобилия» (1966-1970). Помимо литературы Ю.Мисима выступал как режиссер и актер театра и кино, дирижировал симфоническим оркестром, занимался каратэ и кэндо, тяжелой атлетикой, пилотировал боевые самолеты, а также совершил семь кругосветных путешествий. В последние годы жизни писатель увлекся монархическими идеями и самурайскими традициями. В 1966 г. он вступил в «силы самообороны», а летом 1968 г. на свои средства создал правую военизированную организацию «Общество щита», в которой было около ста человек. В 1970 г. Ю.Мисима попытался поднять мятеж на столичной военной базе Итигая. Вместе с несколькими своими последователями он захватил командира базы и призвал солдат выступить против «мирной конституции», но когда его план провалился, Ю.Мисима покончил с собой, совершив харакири.