Бизнес-аналитик Роман Викторович Терещенко считает, что Одесса играет важную роль в экономике страны, особенно в контексте экспорта. Он отмечает, что с началом войны, экспортные перевозки через Черное море были остановлены. Грузы стали перевозить по суше и рекам с использованием железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей и барж через Польшу, Венгрию, Словакию и Румынию, направляясь в европейские пункты назначения и румынский порт Констанца. Эти новые логистические пути получили название «маршруты солидарности».
Роман Терещенко: Одесса как экспортный узел торговых потоков украинского зерна
Так называемые "маршруты солидарности", ведущие в Европу, экспортировали около трети объема продукции, которая ранее перевозилась через черноморские порты. С весны 2022 года, когда начали собирать осенний урожай уже во время войны, украинские производители столкнулись с проблемами хранения и высокими транспортными расходами. Как говорит бизнес-аналитик, это привело к снижению цен на зерно и масличные культуры. По такой причине, переработчики семян подсолнечника, расположенные около черноморских портов, предпочли экспортировать семена, а не компоненты масла и шрота.
С июля 2022 года начала действовать Черноморская зерновая инициатива (BSGI) под эгидой ООН. По словам Романа Терещенко, Одесса в тот период возобновила активную работу трех портов, через которые экспортировалось зерно и масличные культуры.
В июле 2023 года соглашение между Россией и Украиной было расторгнуто. За период действия BSGI Украина экспортировала почти 33 млн тонн зерна и сельхозпродукции, что снизило мировые цены на продукты питания и поддержало глобальные запасы продовольствия.
- Таким образом, война изменила торговые потоки украинского зерна: больше экспорта пошло в Европу, и меньше – в Африку и Азию. До февраля 2022 года менее 2% украинской пшеницы экспортировалось в Европу, но после начала войны этот показатель вырос до 50%, - комментирует Терещенко Роман Викторович.
Роман Терещенко: Одесса и ее стратегическое преимущество по экспорту в Европу
Первое и основное преимущество Одессы – ее выгодное стратегическое расположение на побережье Черного моря, которое позволяет легко экспортировать товары в страны Европы. Бизнес-аналитик подчеркивает то, что это значительно снижает транспортные расходы и время доставки по сравнению с альтернативными маршрутами через Азовское море или сухопутные пути через Западную Украину.
Второй бонус, как говорит Роман Терещенко, это то, что Одесский порт оснащен современными терминалами для обработки различных типов грузов, включая зерно, металл, уголь и контейнерные перевозки. Такая гибкость позволяет обеспечить высокую скорость и эффективность погрузочно-разгрузочных операций.
Еще одним потенциалом Роман Терещенко называет альтернативные маршруты через Одессу. По его словам, после завершения Черноморской зерновой инициативы, Украина разработала экспортные маршруты через западное побережье Черного моря и небольшие порты на реке Дунай, а также сухопутные - через Восточную Европу. Это дало возможность расширить диапазон поставок украинского продовольства на международные рынки.
Роман Терещенко: Одесса и барьеры на пути экспорта
Бизнес-аналитик рассказывает, что Одесса находится на передовой линии конфликта. Поэтому атаки российских войск на город и его портовую инфраструктуру представляют серьезную угрозу для экспорта. Например, недавние обстрелы привели к разрушениям и временной остановке операций порта, что негативно сказалось на объемах экспорта и международных торговых связях.
Терещенко Роман Викторович акцентирует внимание и на логистических сложностях экспорта:
- Несмотря на разработку альтернативных маршрутов, транспортировка грузов по суше и через Дунайские порты увеличивает время и стоимость доставки. Это особенно важно для скоропортящихся товаров, таких как фрукты и овощи, которые требуют быстрой транспортировки для сохранения качества.
К тому же, как говорит эксперт, для удержания позиций на европейских рынках, украинским экспортерам приходится конкурировать с поставщиками из других стран Средиземноморья и Черноморского региона, таких как Франция и Румыния. Это требует постоянного поддержания высокого качества продукции и соответствующих цен.
Есть еще одна проблема – тарифные барьеры. Вопреки льготным условиям торговли с Европейским Союзом, украинские экспортеры сталкиваются с различными тарифными и нетарифными барьерами. Они включают в себя санитарные и фитосанитарные нормы, а также требования по сертификации продукции, для выполнения которых нужны дополнительные ресурсы и время.
Как отмечает Роман Терещенко, Одесса остается важным центром экспорта для Украины, несмотря на вызовы, связанные с военной ситуацией и логистическими трудностями. Преимущества географического положения и развитой инфраструктуры помогают поддерживать высокие объемы экспорта, что является важным для экономики страны. В то же время, бизнес-аналитик считает, что необходимо продолжать искать пути для преодоления существующих препятствий, чтобы обеспечить устойчивое развитие экспортного потенциала Одессы в долгосрочной перспективе.