- Никакого критического состояния комплекса, как многие сейчас говорят, нет. Состояние отрасли ничем не хуже, чем в прошлом или позапрошлом году. Проблема заключается только в том, что в августе - сентябре не было дождей, из-за чего, как вы знаете, сложилось тяжелое положение со всходами озимых. В этом году было засеяно 375 тыс.га озимых, из которых получено всходов на 291 тыс.га, т.е. на 78% площади. Не взошло 22% посевов, а перед дождями не взошедшими были около 80%.
- В каком состоянии технический парк сельхозпредприятий?
- В этом году хозяйства закупили техники на 170 млн.грн. Сейчас есть государственная программа 30%-й компенсации стоимости отечественных тракторов и крупных сельхозмашин. Я считаю, что в этом году государство выделило нам достаточно средств на эту компенсацию. Мы из выделенной суммы уже использовали 90% средств. К сожалению, постановление о компенсации вышло уже летом, а технику хозяйства в основном покупают зимой и весной. Сельхозтехника в регионе в довольно хорошем состоянии. Это благодаря тому, что люди бережно относятся к технике. Конечно, хотелось бы обновить наш машинотракторный парк. Если раньше обновление происходило каждые 7-8 лет, то сейчас машинам по 15-17 лет, но их состояние вполне позволяет производить запланированный комплекс работ.
- Как Вы считаете, насколько сейчас развита система кредитования сельхозпредприятий? С какими сложностями встречаются руководители агропредприятий, пытаясь взять кредит?
- Вообще-то, любое хозяйство может взять кредит, если это позволяет его финансовое состояние. Легко тем предприятиям, у которых хорошая кредитная биография, т.е. кредит уже брался не один раз и был возвращен вовремя. В этом случае банки иногда предоставляют определенные льготы. Но если экономической стабильности нет, то можно долго доказывать свою способность возвратить кредит. Основная сложность заключается в том, что любой кредит должен быть обеспечен залогом, размер которого может быть в два раза больше размера кредита, т.е. если хочешь взять кредит в 1 млн.грн., то залог должен составлять 2 и более млн.грн. Но опять же, залог определяется финансовым состоянием хозяйства. -
Вы можете назвать банки, которые предоставляют наиболее выгодные кредиты сельхозпредприятиям?
- Наиболее выгодные условия сейчас предоставляет ЗАО "Проминвестбанк", где процентная ставка составляет 16-17% годовых. Самая популярная на сегодняшний день процентная ставка 19-20%. Некоторые банки дают кредит под 21-22%.
- Как Вы считаете, эти процентные ставки приемлемы для сельхозпроизводителей?
- Если учетная ставка НБУ 9,5%, то ставка по кредитам должна быть в пределах 12-13%. Но основная часть средств, которые привлекаются банками, это деньги с депозитов, а эти кредитные ресурсы оцениваются дороже, в пределах 14-15%. С учетом того, что банки должны получить свою маржу, а она, как правило, составляет от 4 до 6%, ставка выходит порядка 20%. Конечно, те банки, которые выставляют процентную ставку 22-24%, откровенно наживаются на клиентах.
- Ваше управление как-то может повлиять на механизм предоставления кредитов сельхозпредприятиям?
- Как такового механизма и влияния администрации на этот процесс нет. Но когда Кабмин принимает постановление о выплате компенсации по процентам, он в нем предусматривает определенные процентные рамки. Легко работать с региональными банками, так как с их председателями правления можно договориться о регулировании процентной ставки. Что касается банков, правление которых находится в Киеве или других городах, то у многих таких банков полномочия строго ограничены, они не могут пойти на увеличение или уменьшение ставки.
- Сколько сельхозпредприятий региона в состоянии взять кредит и вовремя его погасить, без особых для себя сложностей?
- Я уже говорил, что кредит могут взять все хозяйства, но не все могут сделать обеспечение этого кредита, т.е. оформить залог. К тем предприятиям, у которых нестабильное финансовое состояние, требования значительно выше, чем к тем, у которых с финансовым состоянием все в порядке. От них зачастую требуют залог во много раз превышающий сам кредит. Но если предприятие составит хороший бизнес-план, докажет, что все деньги, которые они берут в кредит, дадут определенный экономический эффект, то банки в конечном счете прокредитуют их. В Харьковской области насчитывается 2 тыс.128 сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, в т.ч. 816 сельхозпредприятий, созданных в процессе реформирования колхозов и совхозов, и 1 тыс. 312 фермерских хозяйств. Сейчас кредитуется 391 сельхозпредприятие и фермерское хозяйство, а это 18% общей численности хозяйств.
- На какую общую сумму взяли кредиты сельхозпредприятия в этом году?
- Предприятия АПК региона в 2005 г. заключили кредитных договоров на 363 млн.грн. при планируемых 241 млн.грн.
- Учтены ли предложения ХОГА по компенсации затрат сельхозпроизводителей на посевы озимой пшеницы. Насколько мне известно, речь шла о 300 грн. на 1 га?
- Когда не было дождей, под угрозой были посевы озимой пшеницы. Каждое хозяйство понесло затраты на посевы озимой от 600 до 800 грн. на 1 га. Не дай бог, дождей не было бы и дальше! - убытки были бы огромными. Председатель ХОГА Арсен Аваков вышел с предложением в Кабмин заложить в бюджете на следующий год компенсацию на всю площадь посева озимых из расчета 300 грн. на 1 га, независимо от того, взойдут посевы или нет. Министерство АПК предложило заложить по 200 грн. компенсации на 1га. Почему сейчас так сложно сельхозпроизводителям? Дело не в том, что старая техника, а в том, что они не защищены государством, как это делается во многих зарубежных странах. В этом году выращен отличный урожай, но ценовая политика, которая сложилась на мировом рынке, не позволила продать эту продукцию по тем ценам, которые смогли бы обеспечить хозяйствам возмещение затрат и получить прибыль. В Европе и США сельхозпроизводитель получает компенсацию практически по всем видам растениеводческой и животноводческой продукции. Если же хозяйства продают свою продукцию за рубеж, то государство еще им доплачивает. Получается, что цена, по которой зарубежный сельхозпроизводитель продал свою продукцию, является его доходом. В этом году цена на пшеницу на мировом рынке составила 100 долл. за 1 т. Зарубежного производителя это вполне устраивает. Нашим хозяйствам в этом плане намного сложнее. На протяжении 10 мес. 2005 г. украинское государство ничего не возместило отечественному сельхозпроизводителю за потерю озимых. Министерство АПК предлагает в следующем году выделить для поддержки сельхозтоваропроизводителей 14,6 млрд., которые планируется использовать на компенсационные выплаты по выращиванию озимых, яровых, технологических культур, а также - в отрасли животноводства. Эти средства, в случае вступления Украины в ВТО, хоть как-то обеспечат финансовую безопасность нашим сельхозпредприятиям. Без государственной поддержки нашим хозяйствам на мировом рынке конкурировать практически невозможно.
- Каковы Ваши прогнозы, сельхозпроизводитель может рассчитывать в следующем году на эти средства?
- С учетом того, что президент объявил следующий год годом села и той ситуации, которая сложилась с посевами озимой, надеюсь, что правительство прислушается к мнению сельхозпроизводителей и заложит эти средства в бюджет. Без этого нам будет очень и очень трудно. Необходимо отметить еще и то, что мы подошли к мировым ценам, в первую очередь это ощущается по ценам на энергоносители. Во многих странах хозяйства уже переходят на энергосберегающие технологии. Благодаря этому техника бывает на поле три раза в год - при посеве, химической обработке и уборке. Если с нашими технологиями на выращивание одного га озимой пшеницы уходит около 90-100 кг дизтоплива, то при энергосберегающих технологиях затраты уменьшаются в пять раз. Конечно, для этого нужны большие средства, ведь прежде всего необходимо менять технику. Одна такая импортная машина стоит около 500 тыс. долл., а наш отечественный комбайн - около 100 тыс.долл. В нашем регионе уже есть хозяйства, которые пытаются переходить на эти технологии.
- Какие задачи стоят сейчас перед управлением АПК?
- Это, в основном, обеспечение реализации государственной политики в аграрной сфере, а также организация и осуществление мер, направленных на продовольственную безопасность региона. Мы сотрудничаем с рядом НИИ, с вузами, готовим предложения к проектам программ социально-экономического развития харьковского региона, составляем балансы основных видов сельскохозяйственной продукции и вносим предложения по удовлетворению спроса на них. Управлением разрабатываются предложения по обеспечению рационального использования земельных ресурсов, систем земледелия, контролируется целевое использование бюджетных средств, направленных на поддержку отраслей сельхозпроизводства.
- Как Вы оцениваете кадровый потенциал управления? Планируются ли в нем кадровые изменения?
- Кадровый состав управления нормальный, особых изменений вносить не планируется. Осенью этого года мы провели реорганизацию управления, которая заключалась в упорядочении отделов (до реформирования был 21 отдел, сейчас 11). Подбираем кандидатов на должности двух заместителей начальника управления - первого заместителя и зама по растениеводству. Предпочтение отдаем молодым кадрам с новыми подходами и мышлением, считаем, что такие специалисты улучшат работу.
- Была ли Ваша предыдущая профессиональная деятельность связана с сельским хозяйством?
- Да, практически всегда я занимался теми же вопросами, которыми занимаюсь сейчас. Я окончил Харьковский сельхозинститут им.В.Докучаева, обучался по специальности экономист-организатор сельскохозяйственного производства. Потом пошел работал старшим экономистом по труду и зарплате совхоза "Дергачевский", стал главным экономистом совхоза, позже в этом же совхозе стал секретарем партийной организации. С 1991 по 1993 гг. сначала создавал, а потом возглавлял Дергачевский центр занятости. После этого более 8 лет работал управляющим Дергачевским отделением Харьковской дирекции банка "Украина". Там я занимался кредитованием сельскохозяйственного производства. В основном мы кредитовали сельхозпредприятия и предприятия потребкооперации. Затем работал проректором по финансово-экономической деятельности и международным связям в Харьковской зооветеринарной академии. После этого мне предложили должность первого заместителя председателя Дергачевской райгосадминистрации. А последнее место работы - региональный представитель по агротехнологиям корпорации "Агросоюз".