"Любое убийство начинается с разговоров об убийстве", – утверждала королева детективов Агата Кристи. Если верить ее определению, то Третья мировая война уже просто неизбежна, ведь Матье Кассовиц со своим "Вавилоном нашей эры" - далеко не первый режиссер, так мрачно рассматривающий недалекое будущее человечества и уверенный в неизбежности новой мировой мясорубки. Впрочем, в его варианте все выглядит довольно-таки "готично" и местами даже живописно. Кстати, один из предыдущих фильмов Кассовица так и назывался - "Готика".

Хотя в своеобразной живописности фильма нет ничего удивительного: оператором Кассовица в "Вавилоне" стали "глаза Бессона" - Тьерри Арбогаст. Добавим к этому неплохой литературный источник - бестселлер Мориса Дантека "Дети Вавилона", мимолетное участие Жерара Депардье, разъезжающего среди русских березок на танке, что уже достойно похода в кино, и наслоение спецэффектов. Все вместе неизбежно должно тянуть на самый настоящий "блокбастер". Однако не все так просто.

Увы, и сюжет, и исполнение фильма Кассовица сильно напоминают старый добрый боевик класса "Б", с которого начиналась карьера Ван Дамма, – "Киборг". У Кассовица некий маргинальный тип такой же наружности Хьюго Корнелиус Туроп (Вин Дизель), готовый за деньги на все, кроме трезвости, соглашается доставить из дикой полуразрушенной России в относительно благополучный Китай некую юную, но уже генномодифицированную особу. Однако на деле все оказывается куда мрачнее. Внутри "ценного груза" содержатся не только семена будущей жизни, но и зерно будущей смерти – вирус, способный поставить точку в истории человечества. Смертельные ловушки, опасные погони и неизбежная в таких условиях любовная линия прилагаются. А что же вы хотели? Она привлекательна, он чертовски привлекателен, да еще и лыс и с компьютером вместо глаза.

В результате то, что получилось у Кассовица, это вовсе не мрачная антиутопия с социальным подтекстом вроде "Дитя человеческого" и не философский боевик в стиле "Бегущего по лезвию бритвы, а все тот же "би-муви" калибра упомянутого "Киборга". А это значит неизбежное: сходство двух картин - это еще и сходство двух кинокарьер: Вин Дизеля и Ван Дамма. После потрясающего провала "Хроник Риддика" класс звездности лысого, но пока еще обаятельного актера неуклонно снижается. Не помогает даже изящная татуировка на руке с надписью по-русски "Слон". О судьбе актера можно грустить, но, кажется, уже ничего не поделаешь.


Не менее грустной становится и трансформация режиссера фильма Матье Кассовица. Бывший номинант Канн, автор совершенно артхаузных работ "Ненависть" и "Метьюс" от тем классовой ненависти и трагедии молодого поколения в современном постиндустриальном мире плавно перешел сначала к мистическим боевикам, а затем и к совершенно мусорной фантастике. Правда, очень бодрой и дорогой.