Из выступления лидера Партии регионов (ПР) Виктора Януковича на XI съезде ПР, который состоялся 19 апреля, стало понятно, что ничего нового в идеологическом плане партия не изобрела. Янукович заявил, что ПР в своей деятельности делает акцент на сохранении парламентско-президентской формы правления и внеблокового статуса Украины, а также предоставлении русскому языку статуса регионального.
Для одной из крупнейших партий Украины этого явно маловато. В стране налицо политический кризис, вызванный несоблюдением законов и прежде всего - Конституции, в стране инфляция, повышение цен, ворох нерешенных социальных проблем, и на этом фоне - такие "животрепещущие" программные заявления.
Парламентско-президентская республика де-юре имеет место и без Партии регионов, а де-факто осуществляется странная форма правления, где вместо закона правит "политическая целесообразность". Кстати, именно Партия регионов если не начала игру в нарушение Конституции, то, по крайней мере, ее поддержала, согласившись на перевыборы, а потому может смело разделить ответственность за происходящее в стране с президентом Виктором Ющенко.
Внеблоковый статус, опять же и без Партии регионов, гарантирован Украине в ближайшие годы. И гарантирован он участниками того самого блока, против вступления в который так отчаянно боролась ПР. Делать этот уже периферийный для украинского политикума вопрос одной из главных идеологических составляющих, по меньшей мере, странно.
Проблема русского языка по остроте является примерно такой же, как внеблоковый статус. Не нужно быть политтехнологом, чтобы понимать, что вопрос, как прокормить семью, является всегда более важным, чем вопрос, на каком языке будут идти фильмы в кинотеатрах. Подогревание этой проблемы более к лицу Витренко и ее Прогрессивной соцпартии, но никак не крупнейшей партии в стране.
Возможно, у Партии регионов имеются ответы на вопросы о том, как преодолеть кризис в политике и экономике. Ее член Ринат Ахметов недавно презентовал свою "Концепцию экономического развития Украины", подготовленную для него Фондом "Эффективное управление". Конечно, проект этот исключительно ахметовский, но, учитывая положение Ахметова в партии, с некоторой натяжкой его можно связать с экономической программой Партии регионов, тем более, по слухам, эта концепция должна была лечь в основу программы правительства Януковича, если бы, конечно, Янукович стал премьером. Но проблема этой концепции в том, что выставлять ее на всеобщее обозрение нельзя, т.к. программа эта была написана для миллиардера, а что миллиардеру хорошо, то простому украинцу если не смерть, то уж точно не сахар. Дело в том, что концепция "от Ахметова" предполагает либерализацию всего и вся. Роль государства сведена лишь к общему регулированию рыночных отношений и контролю над стратегическими отраслями промышленности. Кроме того, концепция предполагает продажу земли, тотальную приватизацию, а самое главное - отказ от масштабных социальных программ в угоду "формирования подходящего экономического базиса".
Здравое зерно в этой программе есть: "шоковую терапию" прошло много ныне процветающих восточноевропейских стран, но вряд ли рядовой украинский пенсионер согласится с тем, что пенсия у него будет в разы меньше прожиточного минимума до тех пор, пока Ахметов не сформирует "подходящий базис". Поэтому на съезде идеи Ахметова озвучены не были. Их заменил универсальный "экономический" рецепт "ату Тимошенко".
В плане создания иллюзии конструктивности идеологам Партии регионов следовало бы поучиться у своих заклятых врагов. У БЮТ был "Украинский прорыв". Кому какое дело до того, что этот документ состоит из декларативных и подчас абсурдных заявлений? Сколько человек читает подобное и сколько из читающих может отделить зерна от плевел, декларации от конкретики? Начав раскручивать "Прорыв", БЮТ зарядил электорат совершенно четким посылом "БЮТ знает, что делать". Даже народный депутат – харьковчанин Александр Фельдман (фракция БЮТ) очень четко уловил, что нужно дать яркую обертку, а содержимое на самом деле никого не интересует, и запустил в массы на сто процентов умозрительный законопроект с ярким названием "Об особом статусе Харькова".
Конечно, можно возразить, что не пристало регионалам заниматься манипуляциями, но что, как не манипуляция, скармливание "проблемы внеблокового статуса" стремительно беднеющему населению? Следует признать, что манипулятивные технологии ПР попросту безграмотны и отстают от изящного обмана БЮТовцев.
Вообще, судя по программным акцентам Партии регионов, она не только не знает, что надо делать, но и вообще существует в какой-то другой реальности. В этой реальности богатая европейская страна с одуревшем от сытости населением решает животрепещущие вопросы: как обеспечить русскому языку статус второго государственного и идти или не идти в НАТО, так как НАТОвские эмиссары обивают пороги украинских чиновников с мольбами о вступлении в альянс.
Отсутствие адекватных идеологических установок делает партию "рыхлой". Партийные "разброд и шатание" стали объектом пристального внимания идеологов от ПР. Руководство регионалов решило повысить ответственность каждого члена партии путем, во-первых, уплаты партийных взносов, во-вторых - обязательной поддержки каждым членом ПР кандидатов в депутаты, которых выдвинула партия.
Насколько уплата каких-либо взносов стимулирует к активной общественной жизни, знает любой гражданин Украины, в силу возраста заставший уплату взносов во всевозможные организации. Что до активной поддержки кандидатов в депутаты, мысль, конечно, здравая: очень заманчиво превратить всех членов ПР (а их, как доложил делегатам Янукович, уже более миллиона) в "идейных", а значит - бесплатных агитаторов. Только вот Партия регионов - это, пожалуй, единственная партия в Украине, где подобное не сработает. Ряды Партии регионов, особенно на заре ее существования, пополнялись весьма своеобразно: в Донецке сотрудники многих учреждений и заводов поголовно писали заявления о приеме в ПР. Вряд ли члены партии, попавшие туда таким образом, согласятся агитировать за что-то бесплатно, да еще и после уплаты партийных взносов. Численность ПР, "выжимавшаяся" из подконтрольных регионалам предприятий, делает невозможной реализацию идеи привлечения широких партийных масс к агитационной работе.
При этом членам ПР, которые проигнорируют избирательную кампанию, обещаны таинственные "партийные взыскания". После этой комичной угрозы становится окончательно понятно, что реальность, в которой существуют идеологи-регионалы, - виртуальная, и эта виртуальность очень отдает советскими временами, когда взыскание, а тем более исключение из рядов КПСС, могло повлечь за собой серьезные последствия.
Конечно, не были забыты на съезде и "предатели", которые, по словам Януковича, "пятнают нашу партию своими коррупционными действиями в советах, исполнительных органах разных уровней". От них партия начнет избавляться самым решительным образом и в самое ближайшее время. Обозреватели буквально вздрогнули от этих высказываний, и СМИ запестрели заголовками "В ПР готовятся чистки". Наверное, единственные, кто отнесся к подобной информации с грустной иронией, - жители Харькова. Запятнать себя скандалами больше, чем это сделали харьковские городские власти, наверное, невозможно, но за всю серию скандалов, связанных с харьковскими регионалами, секретарь горсовета Кернес лишь однажды получил "партийное взыскание". Вряд ли новый устав партии, который, по словам Януковича, должен стать инструментом для избавления от неугодных, изменит ситуацию, тем более, избавляться от неугодных регионалы умеют и без всяких уставов - достаточно вспомнить судьбу Самусева и Картавых.
Кроме идеологических "новшеств" на съезде были утверждены кадровые перестановки и структурные изменения. Николай Азаров, один из "отцов-основателей" партии, не вошел даже в число заместителей Януковича, но возглавил "инквизицию" в виде специально созданной контрольной комиссии, которая должна будет следить за тем, чтобы никто из членов партии не отклонялся от генеральной линии. У Януковича появилось целых 12 заместителей. На съезде был создан новый высший коллективный орган управления в период между съездами - президиум. Соответственно, был упразднен политисполком.
Но все решения, принятые на съезде, не решили одной главной и системной проблемы регионалов. Дело в том, что Партия регионов является исключительно партией власти: она создана властью и является ее инструментом. Даже оказавшись в оппозиции во второй раз, идеологи регионалов так и не сделали никаких выводов. "Оранжевую" революцию партия пережила, опираясь на протестные настроения востока страны, да и сама "оранжевая" команда попросту развалилась изнутри. Но даже получив власть на парламентских выборах в 2006 г., Партия регионов не смогла ее удержать.
Согласие на перевыборы – это, безусловно, событие, которое стало началом конца Партии регионов. Дело даже не в том, что ПР утратила власть. Дело в том, что она показала свою слабость, склонность к политическому, а не законному решению конфликтов. Кроме того, как выяснилось позже, президент Виктор Ющенко пообещал регионалам в обмен на перевыборы широкую коалицию с НУНС. Это признание депутата от ПР Василия Хары было быстро забыто регионалами и общественностью, хотя факт этот сам по себе переворачивает с ног на голову всю расстановку сил в украинской политике. Ющенко своими "примирительными" заявлениями сразу после оглашения результатов выборов явно пытался соблюсти договоренности. Очевидное потепление отношений между Ахметовым и президентом также свидетельствует о том, что общий язык был найден. Но "президентская рать" вкупе с могущественными "донами" ничего не смогла сделать с Юлией Тимошенко, которая, не смотря ни на что, до сих пор удерживает хрупкую коалицию. Все это вызывает логичный вопрос: а так ли сильна Партия регионов?
Поведение ПР после выборов свидетельствует о неспособности партии существовать в условиях оппозиции. Бесконечные блокирования трибуны парламента являются попытками "раскачать" ситуацию, "переиграть" результаты перевыборов. Заявление Виктора Януковича на съезде о том, что грядут парламентские перевыборы, окончательно расставило все точки над "i" и определило цель всех телодвижений Партии регионов за последние полгода. Эта цель - возврат к власти, причем возврат любой ценой, даже ценой перевыборов парламента.
Для ПР скорейший возврат к власти - это вопрос выживания. Если этого возврата не произойдет, Партия регионов, по крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас, уйдет в историю.