8 сентября 2004 г. постановлением Кабмина была образована Глававтотрансинспекция - орган госуправления в составе Минтранса.

Она осуществляет контроль за соблюдением субъектами хозяйствования в сфере автотранспорта общего пользования требований законодательства об автомобильном транспорте. Инспекция выдает лицензии на право проведения хозяйственной деятельности в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Первый замначальника Глававтотрансинспекции Минтранссвязи Алексей Ляшенко поделился своими наблюдениями о тенденциях в сфере обслуживания жителей страны легковыми автомобилями по вызову - такси. Об этом "SQ" сообщили в пресс-службе Минтранссвязи.

 - Какие требования нужно выполнить, чтобы получить лицензию таксиста?

- В законе Украины "Об автомобильном транспорте" определено, что такси - это легковой автомобиль, оборудованный таксометром, работающем в режимах "Пробег" и "Стоимость пробега". Раньше таксометр накапливал данные о количестве заработанных средств, сейчас - только измеряет расстояние и стоимость проезда. На крыше автомобиля должен быть распознавательный фонарь, на дверях - комбинация из квадратов, расположенных в шахматном порядке, в талоне регистрации должна быть запись, что автомобиль - такси. Все это необходимо сделать для получения лицензии. Ее может приобрести физическое или юридическое лицо.

 - Сколько стоит лицензия, на какой срок она выдается?

- За получение лицензии нужно заплатить 340 грн. (20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан). Она выдается на 5 лет.

 - Как осуществляется технический надзор за деятельностью такси?

- Технические требования к оборудованию, которое устанавливается на такси, определяет центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта. На такси, которое по результатам гостехнадзора отвечает нормативным требованиям к техническому состоянию, выдается талон о прохождении гостехнадзора с отметкой "такси".

 - Сколько сейчас в Украине таксистов, сколько работает в правовом поле?

- Мы ведем единый реестр по всей Украине, в котором зарегистрировано 30,3 тыс. таксистов. Но это не означает, что в Украине столько таксистов. Я, например, слышал объявление, что в такси "Шансон", не имеющее лицензии, приглашаются водители со своими авто. "Шансон" имеет парк, состоящий из около 300 автомобилей. В таких фирмах организацией перевозок не занимаются, поэтому водители могут выходить на работу, когда хотят, ставить машины под домом, не проходить медицинский осмотр. Т.е. проснулся, поставил на машину "шашечку" и берет первого же клиента в своем районе. Или работает фактически круглые сутки, а перерывы делает лишь на время пробок.

 - Куда можно пожаловаться, если такси не приезжает на вызов?

- Можно обратиться в Управление защиты прав потребителей. Но нужно учесть, что диспетчерские службы такси не являются субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров. Они посредники между потенциальными пассажирами (пользователями услуг) и автомобильными перевозчиками. Деятельность диспетчерских служб отдельными нормативно-правовыми актами не регламентируется. Но если таксист отказался везти пассажира, водитель нарушил автомобильное законодательство, и это может быть основанием для осуществления Глававтоинспекцией внеплановой проверки соблюдения таксистом требований лицензионных условий. На основании письменной жалобы может быть составлен акт соблюдения требований законодательства об автомобильном транспорте.

Водитель имеет право отказаться перевозить пассажира в некоторых случаях. Например, если человек имеет явные признаки опьянения, пассажиров больше, чем может вместить автомобиль, багаж пассажира не помещается в багажнике или салоне автомобиля либо может загрязнить или повредить его.

 
- За какие нарушения таксиста могут лишить лицензии?

- С начала 2007 г. лицензий лишены 106 таксистов. Лицензия аннулируется по заявлению о нарушениях, а также если имеется акт о повторном нарушении лицензионных условий, если есть решение об отмене госрегистрации, в случае смерти физического лица - субъекта хозяйствования, а также за другие нарушения.

Кроме того, водителям такси запрещается перевозить пассажиров с отключенным или с отсутствующим таксометром и называть более высокий размер платы, чем зафиксирован таксометром. Запрещается отказывать в перевозке, выбирать удобных пассажиров по направлению движения, предлагать пассажирам поездку без согласия тех, кто уже есть в салоне.

Сейчас Министерство транспорта и связи Украины готовит закон, согласно которому штрафы, наложенные на такси, будут сразу передаваться госисполнительной службе. Тогда перевозчик будет вынужден работать в правовом поле. Сейчас, в условиях несовершенного законодательства, перевозчику легче найти адвоката и выпутаться из любой ситуации.

 - Как ваша организация ведет борьбу с нелегальными такси?

- Проверка нелегальных таксистов – дело непростое. Нелегальный перевозчик, выставив "шашечку" на крышу авто, – таксист, а услышав о проверке, снимает ее и едет как обычный водитель. Даже если он стоит на остановке, где осуществляется посадка пассажиров на такси, сложно доказать, что он ждет не своих родственников, а пассажиров.

- Какие штрафные санкции накладываются на таксиста при несоблюдении им условий лицензии?

- За предоставление услуг по перевозкам пассажиров без оформления документов на таксистов накладывается штраф в размере 1,7 тыс.грн., за эксплуатацию легкового автомобиля без лицензионной карточки - 510 грн., за нарушение режимов работы и отдыха водителями транспортных средств - 340 грн., за международные перевозки без распознавательных знаков государства регистрации - 340 грн., невыполнение перевозчиками или их представителями предписаний органов госконтроля - 720 грн.

Бороться с нелегалами нужно. Приведу такой пример: с начала 2007 г. с участием такси произошло 6 ДТП, в которых было травмировано 10 человек. Но люди не получили финансовых компенсаций, поскольку перевозчики работают вне правового поля.

Для того чтобы права пассажира были защищены, как и права перевозчиков, необходимы четкие регуляторные акты. Но правовой акт должен получить массу согласований. Более того, проходя согласования в разных инстанциях - от Антимонопольного комитета до Министерства юстиции, - нормальный правовой акт превращается полуфабрикат, который будто и содержит все положения, которые защищают права потребителей, но в то же время механизм защиты отсутствует.

- Куда жаловаться на таксистов?

- В местные органы исполнительной власти, которые организовывают перевозки пассажиров на такси, а также в Глававтотрансинспекцию (01135 г.Киев, пр.Победы, 14), которая через свои территориальные управления примет соответствующие меры. Обращайтесь письменно, указывая факт нарушения автомобильного законодательства. Сообщение должно содержать информацию о перевозчике или его транспортном средстве.