Как заявил М.Добкин, в ходе разговора обсуждалось место, время, цена и оружие. Кроме того, коварный заказчик решил совершить "обходной маневр", взорвав загородный дом советника председателя Харьковской облгосадминистрации Александра Протаса, когда он будет пустовать, чтобы потом списать произошедшее на якобы имеющие место криминальные разборки между Михаилом Добкиным и семьей Протасов.
Тут же мэр сообщил о том, что Медведев был задержан и впоследствии отправлен в Киев, где на него было оказано следственное давление, в результате чего он дал показания о том, что Михаил Добкин, его родственники и его команда якобы причастны к торговле наркотиками.
История получилась леденящей душу, однако в ней имеется несколько нестыковок, которые ставят под сомнение если не ее правдивость, то, по крайней мере, скандальность. Главная нестыковка - тот самый диск с записью разговора, который мэр журналистам показал, а передать отказался, сославшись на то, что в записи слишком много нецензурных выражений, а потому сначала она должна пройти забивание непечатных выражений цензурной сиреной. Нецензурных выражений в записи так много, что мэр даже усомнился в том, что там останется что слушать, кроме писка. Примечательна забота М.Добкина о журналистах, которым не пристало слушать нецензурные выражения, - все-таки работники пера, почти люди искусства, и тут - такой лингвистический кошмар. Очевидно, мэр забыл, что журналисты не дошколята, а вполне половозрелые граждане, которых матерные выражения вряд ли испугают. Казалось бы, эта запись - настоящая "бомба", которая может "взорвать" общественность, тем более записи телефонных переговоров того же Кернеса появляются в интернете постоянно, так почему бы не ответить адекватно?
Вторая нестыковка - "давление" на Медведева со стороны правоохранителей, после которого он дал показания о причастности мэра к торговле наркотиками. Интересно, что человек, ненавидящий мэра настолько, что готов нанять киллера для его устранения, очерняет мэра исключительно "под давлением". По логике вещей, Медведев без всякого давления должен был обвинить Добкина в торговле наркотиками, контрабанде оружия, терактах в Нью-Йорке и вообще во всех смертных грехах, причем без всякого нажима.
Третья нестыковка - "обходной маневр" со взрывом дома Протаса. То ли Медведев считал, что правоохранительные органы настолько слабоумны, что "съедят" историю с разборками "Добкин - Протас", то ли сам Медведев просто не в своем уме: эту версию вряд ли воспримет даже харьковская общественность, не говоря уже о профессионалах в погонах. Так что в серьезность угрозы для жизни градоначальников со стороны Медведева верится с трудом - слишком не тот человек Медведев, чтобы организовать такое серьезное преступление, как убийство мэра, секретаря горсовета и его сына.
Именно запись на диске, продемонстрированном мэром 22 мая, стала основанием для ареста Медведева, но сейчас, по словам Добкина, дело о готовящемся на него и Кернеса покушении не расследуется, а Медведев, находясь в Киеве, рассказывает о "мэре-наркодиллере".
Кроме того, как сообщил Добкин, 20 мая правоохранители пытались незаконно получить санкции на арест харьковского мэра, его родственников и некоторых чиновников муниципалитета, а также на обыски в их квартирах, офисах, автомобилях. Вполне возможно, санкции на арест и обыски МВД пыталось получить, опираясь исключительно на показания Медведева. В этом случае то, что санкции не были получены, совершенно логично: Медведев - лицо, мягко говоря, заинтересованное и обвинять градоначальников может в чем угодно. Мало ли обиженных могут поливать грязью городские власти? Ни один здравомыслящий прокурор или судья не даст санкции на проведение следственных действий, а тем более ареста должностных лиц города-миллионника, основываясь на показаниях такого персонажа, как Медведев. Впрочем, Добкин упомянул о неких молодых людях, оказавшихся позже наркоманами, которые звонили ему с целью помочь правоохранителям "привязать" мэра к торговле наркотиками, но такая привязка выглядит столь же неубедительной, сколь и показания Медведева, поэтому, казалось бы, мэр и секретарь горсовета могут спать спокойно.
Но Добкин собрал пресс-конференцию для того, чтобы показать диск с записью, однако не дал прослушать, о чем на ней идет речь. При этом мэр стал мишенью для оппозиционных СМИ, которые тут же заподозрили его в лукавстве. И заподозрили, кстати, совершенно правильно. Наверняка даже в случае обнародования мэром этой записи "пиканьем" будут забиты не только маты, но и кое-что существенное, а именно то, что разговор этот носил совершенно провокационный характер. Если же мэр запись не обнародует вообще, то не останется сомнений в том, что Медведев, ненавидящий Добкина всей душой, просто поддался на провокацию.
Итак, сомнительный ход с заявлениями Добкина был сделан. Зачем? Наиболее вероятной выглядит версия о том, что пресс-конференция мэра с демонстрацией диска - рефлексия публичного чиновника на возможные мероприятия со стороны правоохранительных органов. Хотя бояться мэру в общем-то нечего. Даже найди милиция в его машине мешок кокаина, один возглас Добкина "Подбросили!" поставит крест на попытках правоохранителей "привязать" ему криминал. Таким образом, ситуация для правоохранителей выглядит патовой.
К созданию такой ситуации, кстати, приложил руку никто иной, как начальник управления СБУ в Харьковской области Андрей Мухатаев, которому Добкин должен преподнести хотя бы бутылку хорошего коньяка. Именно харьковское управление СБУ, возбудив без всякого преувеличения дурацкое уголовное дело, проведя не менее дурацкий обыск и, в конце концов, проиграв дело в Апелляционном суде Полтавской обл., сделало из Добкина "политического мученика".
Так что мэр волнуется совершенно зря, тем более что на его стороне постоянно действует "тяжелая артиллерия" в виде депутатов Верховной Рады, которые не дают общественности забыть о злокозненных правоохранителях. 21 мая в кулуарах Верховной Рады нардеп от фракции Партии регионов харьковчанка Инна Богословская сообщила о том, что МВД готовит провокации в Харькове с целью "захвата власти". Народный депутат - харьковчанин (фракция Партии регионов) Дмитрий Шенцев в тот же день заявил, что представители МВД, пользуясь отсутствием на рабочем месте генпрокурора, "атакуют" Генпрокуратуру с целью получить санкции на следственные действия в отношении высших городских чиновников и их окружения. Эти заявления Богословской и Шенцева как будто готовили почву для пресс-конференции Добкина.
На прошлой неделе город жил не только сложными взаимоотношениями городской власти с правоохранителями. Тема метрополитена снова всплыла на поверхность, причем в совершенно ожидаемом ключе: 21 мая Харьковский горсовет решил обратиться к Министерству экономики Украины с просьбой обеспечить ему доступ к финансовой документации ГП "Харьковский метрополитен". Ранее, 27 февраля, горсовет на своей сессии дал предварительное согласие на принятие в коммунальную собственность города метрополитена, и доступ к документации предприятия нужен депутатам горсовета для того, чтобы взвесить все "за" и "против" передачи метрополитена в собственность громады.
Впрочем, для городских властей сомнений в том, что метрополитен должен быть коммунальным предприятием, похоже, нет. 22 мая Михаил Добкин заявил, что харьковский метрополитен, возможно, будет передан в коммунальную собственность города до конца 2008 г., если этому не будут мешать различные "политические обстоятельства". При этом Добкин сразу отмел сомнения оппозиции в том, что городу нужна такая финансовая нагрузка, как метрополитен, и логика в его словах есть: действительно, какая разница, кто не будет финансировать метро - государство или городская громада? Но кроме финансирования, есть еще вопрос оперативного управления метрополитеном, которое, конечно, должно осуществляться городскими властями: в конце концов, метрополитен - объект исключительно харьковский, и почему его управлением должен заниматься далекий от Харькова Минтранс, совершенно непонятно.
К сожалению, к логичности передачи метрополитена в государственную собственность примешивается одно "политическое обстоятельство" - топ-менеджер концерна "АВЭК и Ко" Геннадий Броншпак, который со скандалом стал исполняющим обязанности начальника метрополитена. Поэтому очевидно, что путь метрополитена из государственной собственности в коммунальную будет тернистым.
Рынок "Барабашово" вновь напомнил о себе на прошлой неделе. АО "Концерн "АВЭК и Ко" решило продемонстрировать альтруизм и помочь погорельцам. Предприниматели, пострадавшие во время пожара в ТЦ "Барабашово", встретились с генеральным директором ООО "Хароптторг" Андреем Шестаковым, который представлял администрацию рынка, и директором Благотворительного фонда Александра Фельдмана Андреем Строновым. Встреча прошла "в теплой дружеской обстановке", руководство фонда приняло решение о выделении 10 млн.грн. для ликвидации последствий пожара и выплаты материальной помощи потерпевшим. При этом из выделенных средств 5 млн.грн. будут направлены на восстановление торговых площадей.
И все выглядело бы неплохо, если бы не две странности. Странность первая - за день до этого Александр Фельдман завил о том, что "АВЭК" завершает восстановление сгоревшей торговой площадки на территории торгового центра "Барабашово", и "АВЭК" уже потратил на восстановление 2,5 млн.долл. Возникает вопрос - куда пойдут 5 млн.грн., выделяемых благотворительным фондом, если восстановление завершается и так?
Странность вторая - почему выплатой компенсаций занимается благотворительный фонд? Версия о поджоге рынка городскими властями тихо сошла на нет, зато появилась другая - пожар возник в результате сварочных работ, которые проводили сотрудники концерна. Именно эту версию озвучил на прошлой неделе Михаил Добкин, да и ранее ее выдвигали "вечные адвокаты" городских властей Инна Богословская и народный депутат - харьковчанин (фракция Партии регионов) Дмитрий Святаш. "Сварочная" версия пожара выглядит наиболее убедительной. То, что деньги выделяет именно благотворительный фонд, а не концерн, свидетельствует о том, что концерн "АВЭК" не признает ответственности за произошедшее, а компенсации пострадавшим воспринимает как благотворительность.