Повод для главного скандала прошлой недели появился в позапрошлую субботу. "Мирный митинг", организованный городскими властями, закончился массовыми беспорядками. Кадры с места событий были неоднократно показаны по местным каналам, поэтому подробно описывать произошедшее нет смысла. Зато теперь, по прошествии недели, есть смысл обратить внимание на некоторые факты. Начнем с организации. Митинг вроде был организован Харьковской областной организацией (ХОО) Партии зеленых Украины (ПЗУ). Однако впоследствии ее лидер Андрей Антонов поспешил отстраниться от произошедшего и заявить о том, что его однопартийцы в митинге участвовали, однако не возглавляли его. Мотивировка была по-своему логичной: "Если бы на балансе городской или областной организации Партии зеленых находились краны, мы были бы очень рады и, я думаю, нашли им применение. Но в данном случае я не могу этот вопрос прокомментировать, поскольку к технике мы не имеем ни малейшего отношения". Почему Андрей Антонов не заявил о том, что "на вооружении" Партии зеленых также нет кастетов и в ее состав не входят крепкие ребята с могучими затылками, спины которых мелькали на видеозаписи? Кроме того, непонятно, каким образом наличие забора дестабилизировало экологическую обстановку в городе настолько, что потребовалось вмешательство Партии зеленых.
А.Антонов и ранее принимал участие в конфликтах, связанных не столько с экологией, сколько с земельными проблемами. Два самых громких из них - протесты Партии зеленых против строительства АЗС и выделения участков под строительство в Харьковском лесопарке. А впрочем, если принять во внимание тот факт, что на земле все же растут деревья, вмешательство Партии зеленых кажется логичным. Еще примечательно, что опыт демонтажа заборов у Антонова уже есть. 25 января 2006 года активисты ПЗУ провели акцию, в ходе которой "демонтировали незаконно установленный строителями на территории спорткомплекса "Динамо" забор". Очевидно, проблема заборов не на шутку волнует Антонова. Наверное, именно поэтому истинные организаторы "мирного митинга" привлекли "специалиста по заборам", дабы придать мероприятию некую экологическую окраску.
Кто был истинным организатором, не для кого не является секретом. Городские власти, похоже, исчерпали юридический ресурс борьбы со своими заядлыми оппозиционерами. Вначале был срыв собрания инициативных групп. Уже тогда фигурировали граждане, которые представляли в позапрошлую субботу силовую часть "волны народного негодования". Владислав Протас тогда прямо обвинил Геннадия Кернеса в причастности к формированию групп боевиков. Если на срыве собрания эти молодые люди исполняли роль массовки, пугая дозоровцев агрессивным видом, то в позапрошлую субботу им представилась возможность "поразмяться". Кадры избиения ногами лежащего на земле защитника злосчастного забора были действительно шокирующими.
Вполне логичным является вопрос - куда смотрит милиция? А милиция, как обычно, была с народом, только сначала, не разобравшись, с каким именно, вяло пыталась утихомирить толпу. Геннадий Адольфович патетично призвал милицию уйти, ссылаясь на нахождение в толпе старушек и депутатов. Милиция, быстро определившись, с каким именно народом ей надлежит быть, ретировалась. Впрочем, ретировался только "Беркут". Во время побоища милиционеры все же присутствовали, следуя за нападающими и участливо нагибаясь над каждым избитым. А "Беркут", по словам представителя министра внутренних дел в области Александра Сироты, вовсе не ушел, а оттеснял кого-то от кого-то где-то в стороне. И это вместо того, чтобы утихомирить резиновыми дубинками распоясавшихся "бойцов". Впрочем, выводы, по словам Сироты, были сделаны, и командиры "Беркута", из-за бездеятельности которых было травмировано около 20-ти человек, получили… дисциплинарные взыскания. То ли харьковская милиция окончательно деморализована "коррупционно-милицейским скандалом", то ли милиционеры теперь по родившимся где-то в недрах МВД должностным инструкциям должны охранять общественный порядок, деля преступников на "наших" и "не наших".
Уголовное дело было возбуждено по факту хулиганства. Обращает на себя внимание тот факт, что никто из нападавших не задержан. Т.е. имело место преступление, произошедшее на глазах милиции, и после этого милиция, не сумев преступление пресечь, не дала себе труда хотя бы задержать преступников. И теперь правоохранители анализируют все видеоматериалы и показания очевидцев происшествия и рассматривают возможность переквалификации уголовного дела по другой статье.
Интересна и сама квалификация дела. Почему дело по "хулиганке", а не по факту нанесения телесных повреждений разной степени тяжести? Автор, не будучи юристом, порывшись в Уголовном кодексе, установил, что сроки лишения свободы за нанесение телесных повреждений являются более весомыми, чем за хулиганство. Тем более, легкими телесными повреждениями трещину черепа, сломанную челюсть и тяжелое сотрясение мозга никак не назовешь.
Чем закончится это уголовное дело и будет ли кто-нибудь привлечен к ответственности, посмотрим. Если уголовное дело затихнет и нападавшие не будут привлечены к ответственности, можно будет принять как факт два момента. Первый -милиции в городе нет и крик "Милиция!", когда грабят, будет только веселить грабителей. И момент второй - привлечение боевиков для срыва любых мероприятий превратит Харьков в "вольный город наоборот", т.е. в кратчайшие сроки в Харькове будет построен тоталитаризм.
Очень неприглядна в этой истории и роль Владислава Протаса. На всех пресс-конференциях Владислав Протас демонстрирует поразительную информированность о планах "врага". После срыва собраний инициативных групп он рассказывал не только о том, кто организатор противодействия со стороны городских властей, но и сколько кому платили, на чем перевозили и т.д. А о самой крупной из инициированных против него городской властью акции он вроде как и не знал. Хотя смею предположить - знал, и знал прекрасно. Иначе зачем им был организован "субботник"? Кадры, показанные по всем телеканалам, однозначно свидетельствуют против Протаса. За тем самым забором фронта работ для 40 человек просто не было. Выходит, господин Протас сознательно отдал "на заклание" разъяренной толпе молодых ребят, принимавших участие в "субботнике". Быть отданными на растерзание - это и была основная функция потерпевших от действий распоясавшейся толпы. Предположим, что "субботника" не было бы. И кадры хроники продемонстрировали бы только снос забора и высаживание деревьев. Приходится согласиться с тем, что произошедшее имело бы совсем другую окраску. И против хозяина супермаркетов были бы "возмущенные горожане", а не распоясавшиеся молодчики. Таким образом, за 150 тыс.грн. (именно в такую сумму Владислав Протас оценил ущерб) лидер "Дозора" получил мощный информационный повод, прибавляющий ему оппозиционного политического веса. Кадры беспорядков дошли даже до Верховной Рады, и парламентская фракция блока "Народный союз "Наша Украина" (НСНУ) осудила действия харьковского мэра, секретаря горсовета и бездеятельность правоохранительных органов. До этого события оппозиционная деятельность Протаса не волновала ни целую парламентскую фракцию, ни даже ХОО НСНУ. Так что, если посмотреть на ситуацию с позиции политической целесообразности, то совершенно очевидно - от произошедшего Владислав Протас однозначно оказался в выигрыше.
На мой взгляд, обе стороны конфликта виноваты в произошедшем. Причем практически в равной степени. Давая общую оценку тому, что произошло, следует отметить - и городские власти, и Протасы в позапрошлую субботу переступили черту, за которой будет следовать резкий рост социальной напряженности. Интересно, что причиной таких серьезных последствий станет не повышение цен на услуги ЖКХ, а всего лишь одна спорная стройка.
Кроме "субботнего погрома", на прошлой неделе произошел еще ряд резонансных событий.
Ночью 20-го декабря в Молодежном парке Харькова неизвестными был демонтирован Памятный знак УПА. Харьковский облсовет еще 26 октября поддержал депутатский запрос депутата Л.Стрижко к М.Добкину с предложением демонтажа в Харькове всех памятных знаков, связанных с деятельностью ОУН-УПА. Поэтому пропажа "спорного" камня вроде как легитимна. Однако 20 декабря на заседании исполкома Харьковского горсовета харьковский городской голова Михаил Добкин заявил: "Харьковская городская власть не имеет никакого отношения к демонтажу памятного знака УПА". Добкин не исключил, что это была спланированная провокация и что "эта тема может быть использована в очередной борьбе определенных политических сил против руководства г.Харькова".
Василия Третецкого, выполняющего в областной администрации функции "главного идеолога", ситуация с пропавшем камнем, похоже, взволновала не на шутку. По его заявлению, он намерен добиваться, чтобы ситуация с демонтажем Памятного знака воинам УПА в Харькове была рассмотрена на специальном заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. Вот так - ни больше ни меньше. Зарытый в землю камень, по его мнению, представляет угрозу национальной безопасности. Впрочем, Третецкому, как бывшему комсомольскому функционеру, наверное, яснее видны последствия подобных "идеологических" сносов памятных знаков.
Факт избиения в течение одного дня двух крупных чиновников, тем более - после очередного всплеска противостояния городских властей и оппозиции, не может не навести на грустные размышления. Утром 21 декабря, выходя из дома, получил удар по голове начальник управления коммунального хозяйства Харьковского горсовета Виктор Китанин, в результате чего он был доставлен в больницу скорой помощи. Начальник сектора правовой работы по экономическим, бюджетным и имущественным вопросам Юридического департамента Харьковского горсовета Иван Рыжков поздно вечером 21 декабря, возвращаясь с работы, подвергся нападению возле своего дома. В обоих случаях прозвучали комментарии-намеки городских чиновников о том, что причиной этих фактов стал конфликт городских властей с торговой группой "Таргет". В.Китанин отдавал приказы водителю крана, сносившего забор "Таргета" на Клочковской, а И.Рыжков представлял горсовет во многих судебных спорах с ООО "Тамира" и ООО "Призм" (входят в ТГ "Таргет"), связанных с застройкой земельных участков. Еще интересный факт - по словам В.Протаса, именно сотрудники Юридического департамента горсовета, где трудился Рыжков, являлись непосредственными организаторами срыва собрания инициативных групп.
На прошлой неделе президент Украины своим распоряжением уволил Анатолия Квашу с должности председателя Балаклейской райгосадминистрации Харьковской области. Таким образом, подтверждается тенденция, о которой автор писал ранее: Аваков избавляется от одиозных и спорных фигур в своем окружении. Возможно, Кваша, как ранее Потыкун, стал предметом торга Авакова с Партией регионов. Возможно, Аваков просто намерен оздоровить свое окружение.