Как сообщил на прошлой неделе народный депутат – харьковчанин (фракция БЮТ) Валерий Камчатный, регламентный комитет Верховной Рады 17 сентября рассмотрел проект постановления, внесенный председателем следственной комиссии по харьковским властя, народным депутатом Олегом Ляшко, которым предлагалось заслушать отчет комиссии и продолжить ее работу еще на год. Большинством голосов в комитете (за счет представителей фракции Партии регионов) было принято решение не продлевать на год полномочия комиссии и прекратить ее работу. По словам Камчатного, члены подкомитета, которые готовили этот вопрос, обратили внимание на то, что комиссия не сделала отчет в соответствующие сроки и не представила его в письменном виде, а также на невозможность продлевать работу комиссии на год, т. к. она имеет право работать не больше года.
Валерий Камчатный также пояснил, что данное решение регламентного комитета принято из-за того, что харьковский городской голова Михаил Добкин недавно возглавил Харьковское городское отделение Партии регионов, и поэтому понятно желание однопартийцев защитить его.
А вот это утверждение можно поставить под сомнение. Во-первых, очевидно, что однопартийцы поддержали бы Добкина, даже не будь он главой Харьковского горотделения Партии регионов. А во-вторых, регламентный комитет Верховной Рады состоит из 12 депутатов. Из них регионалов – всего пять, т.е. «большинство», о котором говорит Камчатный, никак не набирается. Остальные кресла в комитете распределены так: 4 – БЮТ, 2 – НУНС, 1 – Блок Литвина. Четыре голоса БЮТ плюс два НУНС – это шесть, т.е. на один голос больше чем у регионалов. То, что решение было принято большинством, свидетельствует либо о том, что представители НУНС просто проигнорировали голосования, либо о том, что голосовали за прекращение деятельности комиссии. А может быть, и БЮТовцы – члены комитета тоже проголосовали за прекращение деятельности комиссии. В конце концов, в свете неоформившейся политической ситуации лишний реверанс в сторону регионалов для БЮТ будет нелишним. Так что пенять Камчатному в данном вопросе нужно вовсе не на регионалов, которые проголосовали, как должны были, а на своих или бывших своих.
Конечно, решение комитета носит рекомендательный характер, т.е. он может только рекомендовать председателю ВР не вносить проект Ляшко о продлении деятельности комиссии в сессионный зал и объявить о прекращении деятельности комиссии. Т.е. теоретически возобновление этого вопроса возможно, но практически, учитывая тот факт, что депутаты Верховной Рады озабочены гораздо более насущными вопросами, можно утверждать почти однозначно – комиссия прекратила свое существование. Вместе с комиссией ушла в прошлое единственная законная возможность добиться перевыборов харьковского городского головы и горсовета.
В тот же день, когда комиссия ВР прекратила свое существование, фракция БЮТ в горсовете распространила заявление, в котором сообщила, что более 200 тыс. харьковчан поставили свои подписи под требованием отставки секретаря Харьковского горсовета Геннадия Кернеса. Во-первых, цифра 200 тысяч внушает серьезные сомнения, а во-вторых, даже если предположить, что эти 200 тысяч подписей не плод фантазии городских БЮТовцев, заявление это все равно остается верхом бессмысленности. Отправить Кернеса в отставку может только горсовет, а убрать Кернеса из числа его депутатов можно, только отправив в небытие горсовет целиком. Возможность сделать это через Верховную Раду практически провалилась, а потому заявление фракции БЮТ в горсовете выглядит как рефлексия на очевидный провал идеи перевыборов в Харькове.
Активизировалась на прошлой неделе и местная милиция. Нет, речь не идет о какой-нибудь операции по борьбе с преступностью, тотальных арестах или чем-нибудь подобном. Похоже, руководство Харьковского ГУМВД решило не отставать от политиков в бессмысленных действиях и заявлениях. Начальник ГУМВД Украины в Харьковской области Виктор Развадовский подал в прокуратуру области, а также в комиссию Верховной Рады по расследованию деятельности харьковских городских властей заявление о необходимости правовой оценки действий харьковского городского головы Михаила Добкина. Речь в заявлении идет об обвинении Михаила Добкина в адрес Развадовского, который в телефонном разговоре якобы "позволял себе угрозы в мой адрес, обещая привлечь к сведению счетов со мной харьковскую милицию". Как было отмечено в заявлении, размещенном на сайте Центра общественных связей, эта информация "является попыткой руководства Харьковского горсовета избежать ответственности за противоправные действия, расследованием которых занимаются правоохранительные органы, а также помешать применению конституционного принципа равенства всех граждан перед законом".
В общем, все вроде правильно – риторика стандартная, обида генерала налицо. Но один вопрос остается без ответа: каким представляет себе генерал Развадовский ответ прокуратуры? Что в нем должно быть написано? Может быть, генерал ждет, что прокуратура возбудит уголовное дело в отношении Добкина за клевету или хулиганство? А может быть, прокуратура просто станет на защиту генерала милиции, направив Добкину письмо со словами: "Господин мэр, не обижайте господина генерала"? В общем, что будет делать прокуратура в этой ситуации, совершенно непонятно.
На этом заявлении в прокуратуру руководство харьковской милиции решило не останавливаться. В тот же день на сайте ГУМВД Украины в Харьковской области появилось обращение работников управления к органам госвласти, местного самоуправления, правоохранительным и государственным контролирующим органам. В нем был использован прием совершенно гениальный и неожиданный: в обращении городские власти обвинены в существовании проблем с преступностью. Во всем, оказывается, виноваты неосвещенность улиц и неоткорректированные графики движения городского транспорта. Городская власть не обеспечила работой освободившихся из колоний, хотя, по-видимому, должна была, неадекватно реагирует на рост наркомании и проституции, хотя должна была как-то на это реагировать. Ну и дороги, конечно: в росте ДТП виновно плохое качество дорог. Это как раз отчасти правильно, странно только, что авторы обращения не дописали что-то вроде "в то время как доблестные работники ГАИ честно и бескорыстно несут службу…" В том, что в средствах массовой информации не ведется работа по "формированию правосознательности граждан", тоже виновны городские власти. В общем, совершенно непонятно, как при таких городских властях Харьков еще не превратился в криминальную столицу мира.
Не смотря на то, что это обращение похоже на групповое сотрясение мозга, нельзя не отметить креативность милиционеров. Теперь городские власти может обвинять в своих проблемах кто угодно. Те же дороги и неосвещенность улиц мешают пожарникам и скорой помощи, неустроенность зеков-туберкулезников, очевидно, мешает врачам-инфекционистам. В общем, харьковскую милицию можно поздравить с почином – теперь все знают, что при определенной изворотливости ума в своих проблемах всегда можно обвинить мэра сотоварищи.
19 сентября на пресс-конференции председатель временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам выяснения обстоятельств и установления фактов поставки в Грузию украинской военной техники с нарушением законодательства Украины и норм международного права Валерий Коновалюк (фракция Партии регионов) обнародовал анатомию заговора, итогом которого стал пожар на 61-м арсенале Минобороны, расположенном в г.Лозовая Харьковской обл.
По словам Коновалюка, комиссия располагает документами, подтверждающими продажу в Грузию оружия, хранившегося на арсенале в Лозовой, в течение последних полугода, что свидетельствует о подготовке Грузии к военному конфликту в Южной Осетии. Причем, как отметил нардеп, оружие продавалось по заниженной в 10 раз цене.
Между тем, по словам командующего войсками Южного оперативного командования сухопутных войск Вооруженных сил Украины Петра Литвина, ему не известны факты продажи боеприпасов с 61-го арсенала другим странам.
Что до пожара, то, по словам Коновалюка, имел место поджог. О поджоге на складе боеприпасов свидетельствует то, что очаг возгорания (свалка сухой травы и листьев) находился на достаточно большом расстоянии от арсенала (около 700 м), а также тот факт, что всем гражданским служащим арсенала в этот день дали отгул. В общем, между строк можно прочитать, что "пожар был устроен для сокрытия следов от незаконной продажи оружия". И виновного Коновалюк определил сразу: "Массовые поставки вооружения в Грузию начались после избрания президентом Украины Виктора Ющенко, который лично контролировал эти поставки, поэтому у следственной комиссии есть вопросы, в первую очередь, к главе государства".
Есть в рассуждениях Коновалюка только одна нестыковка: как получилось, что арсенал сгорел, а документы о поставках оружия остались целыми и невредимыми. И не просто остались, а лежали явно на видном месте, если даже не СБУ или военная разведка их обнаружила, а простая комиссия Верховной Рады, которая по определению оперативных мероприятий проводить не может, а может только слать запросы направо и налево. Получается, целый арсенал спалили, чтобы скрыть следы, а документы оставили - специально на случай, если вдруг Коновалюк заинтересуется.
Интересно, что на прошлой неделе целых две парламентские комиссии напомнили о себе – комиссия по Харькову, которая, похоже, приказала долго жить, и комиссия по торговле оружием, руководитель которой, приехав в Харьков, огорошил нелепым заговором. У обеих этих комиссий есть одна общая черта – они были созданы и действуют исключительно с политическими целями. Все это заставляет задуматься о необходимости следственных комиссий как таковых. Впрочем, кому как не народным избранникам заниматься расследованиями преступлений, пока обиженные милиционеры пишут челобитные и "групповые заявления".