Мы плохо себе представляем, как живут и сколько зарабатывают наши соседи по лестничной клетке. Еще хуже - как выживают дальние родственники в районном центре с зарплатой в 800 гривень. Сельским жителям мы отчасти завидуем, потому что им не приходится тратить огромные деньги на питание. А как же на самом деле живут среднестатистические семьи в Харькове, маленьком городке и селе? 

Мы решили опросить пять семей с разным уровнем дохода. Сколько зарабатывают, какие крупные приобретения удалось сделать за последние два-три года, как и где удалось отдохнуть в отпуске, приходится ли урезать расходы на питание.

Харьков: а цены все выше и выше…

Молодожены Виталий и Ирина Коваленко 12 лет назад мечтали обзавестись собственным жильем, родить двоих детей и проводить каждый год отпуск у моря. Мечты сбылись лишь отчасти. Двухкомнатная квартира в хрущевке, где молодая семья живет с мамой Ирины, конечно, маловата для четырех человек.

"Но что поделаешь, - пожимает плечами женщина, - мы не могли купить квартиру, когда у нас еще не было ребенка. А теперь - тем более. Так что о двоих детях придется забыть…"

Ира работает медсестрой в роддоме на ставку в 800 гривень. Высокой зарплатой никогда не могла похвастаться. Но удобный график сутки-трое позволяет ей подрабатывать в частном стоматологическом кабинете, что приносит еще где-то 800 гривень в семейный бюджет.

Еще 1 700 гривень зарабатывает Виталий в частной фирме. "Маловато, конечно, - говорит супруга. Но муж-то без высшего образования".

Мама Ирины Наталья Михайловна размером пенсии вполне довольна. "1 000 гривень - это не 700, как многие получают", - делает вывод женщина.

Больше половины доходов семьи (а это около 2 000 гривень) уходит на питание. Специальных расчетов семья Коваленко никогда не делала. Но решив поэкпериментировать, женщины стали записывать расходы в течение двух недель. Результаты превзошли ожидания.

- Я же и так умею экономить. Ведь в основном приготовлением пищи занимаюсь я. Ирина все время на работе, - поведала потрясенная Наталья Михайловна. - Мы не покупаем свинину, говядину - иногда только на борщ. В основном беру курятину. Но как оказалось, при нынешней дороговизне фруктов-овощей, круп и хлеба - даже при суровой экономии 500 гривень в неделю - это очень мало для питания семьи из пяти человек. Так, например, фруктов осенью мы почти не едим. Купили два раза арбузы, сливы на компот. А покупала в основном яблоки и груши внуку.

Значительная часть доходов семьи идет на оплату коммунальных услуг, обучения ребенка в школе (150 гривень в месяц в математическом классе), кредита на стиральную машину и текущие расходы на одежду. Непредвиденные расходы пробивают брешь в семейном бюджете.

- Пятый год подряд выезжаем на море, - говорит Ирина. - Не Бог весть куда, на Азов. - Но вот на поездку приходится копить деньги почти целый год.

В этом году, например, у меня не получилось поехать. Наконец-то за 12 лет сделали ремонт в ванной. А после капитального ремонта, сами понимаете, не до моря.

Их двухкомнатная квартира тоже нуждается в ремонте. Хотя со дня свадьбы прошел уже значительный промежуток времени, но из бытовой техники в доме появился только холодильник, телевизор и стиральная машина (все куплено в кредит).

Об отдыхе или оздоровлении Наталье Михайловне остается только мечтать. "Хорошо, что внуку с зятем в этом году удалось съездить на 10 дней в Кирилловку, - вздыхает женщина. - А так Никитка, считай, провел все каникулы в Харькове".

Их соседям - молодой семье Ващенко - 27-летней Юле и 29-летнему Кириллу тоже не удалось отдохнуть. Но по другим причинам: Кирилл перешел на высокооплачиваемую работу, и отпуск ему пока не положен. Зато молодой семье наконец-то удалось осуществить заветную мечту: купить новенькую иномарку. Супруги не скрывают, что большую часть денег дали родители Кирилла. "Слава Богу, мы будем платить за кредит не семь лет, а всего два года. Ведь одна страховка на машину будет забирать четыре тысячи гривень в год".

Общий доход семьи - 3,5 тысячи гривень в месяц. Из них 1 700 гривень съедает кредит. Остальные деньги разлетаются, по словам молодоженов, вмиг.

- Хочется и в кафе посидеть, и в ночной клуб сходить, - поясняет Юля. - Только на подарки друзьям на день рождения в прошлом месяце ушло 400 гривень. Хорошо, что родители иногда деньги подкидывают. Мы - единственные дети в семьях. Моя мама согласилась оплачивать коммунальные услуги, пока мы погашаем кредит. Иногда родители Кирилла занимают деньги, когда мы уж совсем на мели.

Сколько денег уходит на питание, молодая семья затруднилась ответить. "Мало, ведь я постоянно на диете, - поясняет молодая супруга". Узнав, что в расходы на питание входят и посиделки в кафе, уточняет: тогда много - полторы тысячи минимум, наверное.

Как будут расходоваться деньги, если в семье будет пополнение, Юля и Кирилл не думают. Детей семья Ващенко пока не планирует

Богодухов: маленькие зарплаты - но здоровое питание

Аня и Андрей Кириченко очень рано стали родителями. Их сынишке Данечке полтора года - а маме исполнилось 20 лет. В провинции ранние браки пока не такая уж редкость. 22-летний глава семейства живет "в прыймах" у родителей жены. Зарплата водителя 1 200 гривень. "Что вы, по меркам Богодухова - это неплохие деньги, - говорит Андрей. - Я мог бы получать повыше, ездить, например, на работу в Харьков, но жена не захотела. Мол, тебя дома никогда не будет".

На материальную помощь тестя и тещи Андрей особо не рассчитывает. Им уже под 60 лет, и их минимальные зарплаты сторожа и уборщицы в совокупности составляет чуть больше тысячи гривень. "Подрабатывать где-то у них уже нет сил. Слава Богу, хоть такая зарплата. А то тесть сидел два года без работы, пока нашел место сторожа за 600 гривень, - говорит Андрей. - В таком возрасте на работу берут неохотно. Жена Аня не работает, сидит с ребенком".

Основное подспорье семьи - помощь родителей Андрея, которые живут недалеко в селе, держат большое хозяйство и помогают продуктами. В холодильнике у семьи Кириченко всегда молоко, яйца и творог: у родителей Андрея две коровы.

Редко, но появляется мясо. Опять-таки благодаря помощи из села.

Овощи и фрукты в этой семье всегда в изобилии. Это уже заслуга тещи с тестем, которые имеют немаленький сад и огород размером в 20 соток, и обеспечивают всю семью разносолами на весь год.

Молодая мама хоть и вздыхает, что не может купить Данечке дорогие соки-йогурты, но все-таки понимает, что свои домашние продукты полезнее для ребенка. По словам тестя, покупают в основном хлеб, крупы и растительное масло.

- Мы тратим всю зарплату на питание и на оплату газа зимой, - говорит тесть Иван Николаевич. - Але хіба ж це у мене зарплата?

Старшее поколение выезжало на море раз в жизни еще в советские времена. Дочь Аня ни разу не была на курортах.

- Я за пределами Харьковской области была один раз в жизни, -признается молодая мама. - На школьной экскурсии в Киеве. Но ничего - мы обязательно съездим на море.

Вся большая семья Кириченко живет в скромном трехкомнатном частном доме, построенном 40 лет назад. Из крупных покупок супругам пока удалось купить мягкий уголок на деньги, полученные мамой после родов.

Приобрести что-то существенное, хотя бы в кредит, семья пока не решилась.

Шаровка:Зарплата 600 гривень

Поселок городского типа живет по сельским законам. Как ни странно, найти здесь работу не очень тяжело - было бы желание. Но вот другой вопрос: сколько за нее заплатят.

- В прошлом месяце я получил 600 гривень. Это при шестидневной рабочей неделе и десятичасовом рабочем дне. Столько платит наш новый работодатель, взявший паи односельчан в аренду на 25 лет, - рассказывает водитель Павел Ищук (по его просьбе фамилия изменена). Жена, правда, зарабатывала в вафельном цехе 1 300, но ушла, не проработав и трех месяцев.

- А вы попробуйте поднимать и переворачивать всю смену тяжеленные сковороды весом восемь килограммов. Такая работа здоровому мужику не под силу, не то что женщине. Люди не хотят идти работать в цех, хотя и зарплату подняли. Вот и Люда ушла - для нее и дома работы хватает.

32-летней Людмиле и правда сидеть сложа руки не приходится. Хозяйство у Ищуков - немаленькое: два кабанчика, сотня бройлеров, четыре десятка гусей и три десятка кроликов.

Три четверти выращенной живности идет на продажу. И если пять лет назад одного кабанчика они оставляли "на расход" себе, то сейчас продавать приходится обоих. "Что поделать, жизнь слишком тяжелая", - поясняет Люда. - Вот дочка пошла в шестой класс. Чтобы собрать ребенка в школу, мы потратили 2 000 гривень. Полторы на одежду и 500 - на канцтовары. Так что об отдыхе на море пока можно забыть. Но мы ездили с ребенком на море в прош-лом году. Папа - нет. Летом в селе невозможно вырваться с работы".

Питается семья по-разному. "То густо, то пусто", - признается глава семьи. Густо - это когда в холодильнике есть колбаса и мясо. На случай "пусто" в погребе имеется продовольственный запас из овощей, ста банок огурцов и помидоров.

Молочных продуктов семья почти не покупает, предпочитая майонез сметане.

Из новой техники в доме появились купленные в кредит компьютер, телевизор, DVD. Выплачивать кредиты удается благодаря пенсии мамы Люды, которая полностью идет на их погашение.

Богатые тоже пашут

Лена встает в четыре утра. Надо подоить двух коров, перекусить, принять душ и ехать скупать молоко у соседей. С приготовленным с вечера творогом, сливками и свежими "утренними" банками молока в шесть утра хозяйка отправляется с супругом на машине в Харьков. Расстояние немаленькое, от Шаровки до Холодной Горы - 75 километров. Но несмотря на постоянно дорожающий бензин, возить молоко в Харьков выгодно. У Елены уже есть постоянные заказчики молочной продукции, поэтому ей не надо стоять на рынке, отбиваясь от назойливого участкового. Молоко и продукты большей частью она доставляет прямо на дом.

Завтрак и обед для семьи из шестерых человек дома приготовит 16-летняя дочка. Дед, разменявший восьмой десяток, пока успевает управляться по хозяйству: заботы по уходу за скотиной лежат почти целиком на нем.

А вот заставить сыновей, по словам матери, смотреть за гусями и утками не допросишься. В основном заботы о большом хозяйстве лежат на Лене и супруге Олеге.

- Кручусь как белка в колесе. В дни, когда вожу молоко в Харьков, сплю по три с половиной часа в сутки, - признается Лена. - Пока приготовишь из своего молока творог, сметану, сливки, помоешь банки (а их может скопиться и сотня), уже время заполночь. А утром еще надо скупить молоко у односельчан.

В среднем одна поездка может принести в семейный бюджет от 400 до 700 гривень дохода. Итого семья получает минимум шесть-семь тысяч дохода в месяц от молочного бизнеса, в общий семейный бюджет идет и пенсия деда, составляющая 800 гривень.

Молочным извозом семья занимается четвертый год. За это время сделали в доме ремонт, купили новую машину, построили сарай и летнюю кухню с ванной комнатой.

- Стыдно признаться, но молока мы почти не пьем. Разве что муж. Все на базар. Даже дочка говорит: лучше, мама, купи мне новую юбку, зачем мне то молоко, - признается хозяйка. - Зато дети одеты-обуты, в доме новый телевизор, компьютер, DVD вот купили…

Молочный бизнес не позволяет семье выезжать на отдых. Последний раз Лена отдыхала со старшим сыном восемь лет назад на Азовском море.

Вместо вывода

Откроем небольшую хитрость: четыре семьи респондентов в Харькове и Шаровке были более-менее знакомы между собой. Мы попросили конфиденциально оценить уровень обеспеченности соседей или знакомых сельских жителей. Обеспеченными, или даже богатыми, назвали семью молодоженов Ващенко и семью Елены.

Было сильно завышено мнение о доходах других семей. Работает в стоматологической клинике, значит хорошо зарабатывает (об Ирине Коваленко); имеют такое хозяйство, значит очень хорошо питаются (о сельских жителях); покупают новую технику, значит могут позволить потратить на это деньги (каждая семья о трех других семьях).

Хотя на самом деле ни одна семья не считает себя обеспеченной, принадлежащей к среднему классу и довольной качеством жизни.

Все респонденты единодушны: чтобы жить "по-человечески", им не хватает денег.

А вообще если судить об уровне жизни украинцев исходя из рассказа описанных семей, то выходит такая картина: украинцы очень много работают, мало отдыхают, почти не путешествуют, но зато активно обзаводятся бытовой техникой.

В подавляющем большинстве семьям помогают выживать родственники - представители старшего поколения, которые тоже не имеют доступа к отдыху или оздоровлению.

Но все опрошенные все же не считают себя бедняками.