Сейчас очень много и азартно говорят о проблемах промышленных предприятий. В черном списке проблем - подорожание газа и металла, невозврат НДС и нехватка квалифицированных рабочих, засилье китайских товаров, отсутствие государственной поддержки и многое другое. О том, что проблемы не надуманы, красноречиво говорят пустые цеха целого ряда мощнейших в прошлом заводов.


Но если от одних остались одни названия, например, "Серп и молот", то другие развиваются с таким ускорением, что дух захватывает. Одно из таких предприятий-брендов – "Харьковский плиточный завод". После экскурсии по заводу, несколько производственных корпусов которого превратились в стройплощадку, стало ясно, что харьковские плиточники решили бросить вызов всем проблемам сразу. Здесь внедряют новейшие технологии и думают о возможности сохранить уникальные, но давно утраченные способы производства "вечных" плиток по рецептам старых мастеров. О буднях обновляющегося промышленного гиганта и перспективах его развития рассказал "SQ" главный инженер завода Анатолий Чумак.

  - На заводе введены в эксплуатацию новые линии по производству плитки. Каковы результаты, получен ли уже экономический эффект?

 

- Да, в августе 2006 г. итальянская линия по производству плитки для пола была введена в эксплуатацию. Итоги подводить еще рано, но уже сейчас можно сказать, что качество плитки стало лучше, уменьшилась трудоемкость ее изготовления. Что не удивительно, ведь новое оборудование – одно из самых современных. Затраты энергоресурсов снизились на 30%. А самый приятный результат - склады готовой продукции пусты, причем не потому, что мы ничего не производим!

 - Где изготавливались старые производственные линии, с которыми мы сравниваем новые?

 

- В одном из цехов, которые сейчас похожи на стройплощадку, эти линии уже полностью демонтированы. Там выпускали плитку для пола на оборудовании производства НИИ "Стройкерамика" (г.Москва, Россия). В свое время это предприятие было головным в СССР по проектированию и изготовлению оборудования для плиточной промышленности. Нам это оборудование поставили в 1978 г. Понятно, что в то время были совсем другие требования к плитке по целому ряду показателей, например, в сфере энергосбережения.

 - Насколько ваше предприятие зависимо от газа?

 

- На 100% - газ используется для обжига плитки при температуре 1250 град и в других процессах. Поэтому мы используем любую возможность сократить затраты газа, привлекаем специалистов в сфере энергосбережения, прислушиваемся к их советам. Например, киевская фирма "Энергоальянс" дает нам рекомендации по выбору оборудования, проводит энергоаудит. По данным этого аудита нового оборудования, как я уже сказал, расход газа на квадратный метр плитки снизился на 30%. Коэффициент полезного действия новых газовых горелок составляет 98% (ранее - 70-80%), в горелках используется технология рекуперации, когда отходящие газы нагревают воздух, идущий на горелки.

 - Откуда поступают импульсы для развития завода? Может, новое руководство старается?

 

- Инвестор, фирма "Голден-гейт бизнес" (Киев), пришел на завод в сентябре 2005 г. Реконструкция требовалась заводу уже давно, но активное внедрение плана технического переоснащения началось именно с того времени. В завод начали интенсивно вкладывать деньги - за год сумма инвестиций составила 11 млн.евро.

 - А что дальше?  Какие планы?

 

- До 2010 г. планируем полностью переоснастить завод новой техникой. Сейчас наша задача - установить новые трубные мельницы, которые готовят сырье для изготовления плитки. Затем планируем установить варочное отделение, оборудование производительностью 10 млн.кв.м плитки для стен в год и освоить производство плитки для пола, имеющей вид искусственного камня, так называемой плитки "грэс".

Часть оборудования в декабре поставила фирма "Сакми". Две линии этой фирмы общей производительностью 5 млн.кв.м по производству облицовочной плитки для стен будут работать, начиная с мая, и две (такой же производительностью)  - с июля 2007 г. Те линии, которые мы заменили, имеют производительность 1 млн.кв.м плитки в год.

Сейчас во втором корпусе (где производят плитку) работают линии производительностью 4 млн.кв.м плитки для стен. Они будут заменены на линии общей производительностью 10 млн.кв.м, будет построен цех для производства плитки "грэс". К первому корпусу будет пристроено помещение, где установим линию производительностью 1,5 млн.кв.м плитки. Таким образом, общая производительность завода после окончания реконструкции составит 38 млн.кв.м плитки в год, в том числе на новых линиях - 24 млн.кв.м плитки в год. А общий размер инвестиций составит около 130 млн.евро.

Кстати, в ноябре ввели в эксплуатацию небольшую линию по производству сопутствующих плиточному делу специзделий – карнизов, карандашей, плитки размерами 100 на 100 мм. В 2009 г. планируем запустить линию по производству фаянсовых изделий.

 - Не начнется ли перепроизводство плитки в стране - уж очень масштабно звучат эти миллионы квадратных метров?

 

- Если говорить об объемах производства плитки в Украине, то наша доля составляет около 50%. С ростом объемов производства на новых линиях завода будет возрастать и его доля на рынке. По оценкам экспертов, объем ежегодного потребления плитки в стране (в квадратных метрах) примерно можно сосчитать, умножив количество жителей страны на 2. Если считать, что у нас в стране живет 48 млн.чел., то объем потребления составит 96 млн.кв.м плитки в год. Если мы реализуем все наши планы по увеличению объемов производства и будем работать с полной загрузкой, то и тогда не сможем перекрыть внутренний потенциал потребления плитки в стране.

Кроме Харьковского плиточного завода, плитку в Украине производят киевские фирмы "Атем" и "Пеистрелла", славянский завод "Зевс" и львовский "Керамкомбинат". И, конечно, поставляют на наш рынок плитку из-за рубежа, например, из Италии. Но я вам должен сказать, что итальянцы о плитке производства нашего плиточного завода отзываются неплохо.

Вообще-то угрозу нашему рынку я вижу как раз не от Италии. Их мы догоним и перегоним. Угроза идет со стороны Китая и Египта. Из этих стран завозится плитка разного качества: есть такая, что даже странно, зачем она в магазине лежит, а не в отбраковке, но есть и достаточно приличная, а цены соизмеримы с нашими. Во Франции в продаже несколько лет назад я видел плитку, изготовленную в Мексике. Ну что вам сказать - мы даже в брак такую не кладем. Но в Париже она лежит в магазинах и стоит копейки. Как на такие ценовые предложения отреагирует наш украинский покупатель, неизвестно.

 - Когда вы освоили производство плитки для пола на новой линии, как изменилась структура рынка?

 

- Давайте возьмем в качестве примера Польшу. В этой стране выпускается 60% плитки для пола и 40% - для стен, есть небольшая доля фасадной плитки, например, для метро. У нас до 2005 г. было все наоборот. Завод выпускал 60% облицовочной плитки для стен и 40% - для пола. Вот мы и решили увеличивать производство плитки для пола.

 - Насколько привлекательны ваши новые изделия по цене в сравнении с импортными?

 

- Наши изделия на 10-20% дешевле, а качество такое же, ведь оборудование – итальянское. Но стоимость плитки зависит и от ее назначения. Плитка для пола характеризуется степенью сопротивления стиранию. "Единичка" стирается больше всего, максимальная степень сопротивления стиранию плитки – 5. Обычно используется плитка со степенью 3-4 (для аптек, кафе, ресторанов и магазинов). "Единичку" можно уложить дома, в ванной комнате. Не всегда покупатели это знают и выбирают плитку только по внешнему виду. Да и не все строители понимают, как выбирать плитку по степени стирания.

 - Наверное, проблемами стирания занимаются инженеры, а внешний вид плитки – это творческая работа?

 

- Да, у нас есть дизайнеры, которые разрабатывают рисунки, и экспериментальный цех, где их внедряют в жизнь. Но "свободным полетом фантазии" работу создателей рисунков для плитки не назовешь. Есть еще менеджеры, которые говорят, что и как можно продать по такой-то цене. К тому же рисунок также зависит от стираемости. Например, если рисунок такой большой, что в ванной не поместится, зачем его делать на "единичке"? С другой стороны, на плитку с высокой степенью сопротивления стиранию нет смысла наносить рисунки для ванной комнаты. В общем, рисунок на плитке выходит в жизнь в результате работы целой команды специалистов. Вот основа плитки (черепок) – одинаковый для всех плиток, меняется только покрытие.

 - Продает ли завод плитку за пределы Украины?

 

- В Россию много берут. Покупают в Молдову, Румынию, Казахстан и Таджикистан. Из Италии были заказы, но эта информация требует объяснения, а то вы подумаете, что мы завоевали итальянский рынок. К сожалению, с этим рынком не все так просто, это тема для отдельной статьи. Сейчас мода выпускать большие плитки - 250 на 300, 300 на 300 или 100 на 100 (размеры в миллиметрах). Этой моде следуют и итальянские производители. Но есть заказчики, которые хотят только плитку 150 на 150, и никакую другую. Мы можем сделать такую плитку на своем старом оборудовании, вот и заказывают итальянцы у нас небольшие партии в качестве эксклюзива.

 - Как изменяются доли продажи дорогих и недорогих плиток?

 

- Динамика продаж (и производства) существенно не изменилась, хотя отмечается увеличение доли продажи дорогих плиток. Харьковский плиточный завод традиционно работал в нижнем ценовом сегменте, и этот имидж закрепился за нами. Мы хотим этот имидж изменить за счет продукции, изготовленной по новым технологиям именно с 2007 г. Но уже сейчас, после того как на коробке написали "Изготовлено по итальянской технологии", мы почувствовали, что покупатель стал по-другому смотреть на нашу плитку. Плитка, изготавливаемая на новых итальянских линиях, привлечет элитных покупателей, но и от среднего сегмента мы не отказываемся - нужно же зарплату двум тысячам рабочим из чего-то платить! Могу сказать, что дизайнеры уже начали работать в направлении создания рисунков для элитных плиток. В 2006 г. наша делегация побывала на выставке элитной плитки "Черсай" в итальянском городе Болонья. Выставка интересная, можно сказать, набрались опыта. В элитном (и среднем, кстати, тоже) сегменте появилась мода на комплекты плиток, и мы учитываем эту тенденцию.

То есть, в комплект (коллекцию) входит плитка для пола, сапожок (полоска темной плитки) фризовая полоска и светлая плитка. Сейчас около 70% объема производства плитки составляют такие коллекции. Направление на коллекции производителю выдерживать сложновато, ведь технологии производства плиток для пола и стен разные, и не всегда удается получить с наскока соответствие цветов. Но это уже, так сказать, наши сложности, лишь бы покупателям нравилось. В Харькове у нас 4 фирменных магазина, но плитку можно купить и прямо на заводе, где есть отдел продаж.

 - Сколько сейчас выпускается коллекций?

 

- В продаже, наверное, около 50 коллекций 7-ми цветовых разновидностей. Это те коллекции, которые пользуются устойчивым спросом. А разработано больше.

 - Расскажите подробнее про  технологию "грэс"?

 

- Технологию производства этой плитки для пола мы привезли из Италии, ознакомившись с ней в компании "Технорджила" в конце 2006 г. Развивая это направление, производители керамики стремятся составить конкуренцию производителям плиток из натурального камня, например, из мрамора. Достаточно большие успехи достигнуты в лабораториях компаний "Сакми" и "Стилграф" (обе – Италия). Кроме того, что они изучают спрос, они еще и навязывают его, говорят, вот это красиво, модно и т.д. То есть направление перспективное.

Покрывая плитку глазурью (как это делается по традиционной технологии), можно достичь 4-го уровня твердости поверхности (сопротивления стиранию). Чтобы увеличить твердость, нужно добавлять корунд, но тогда поверхность становится шершавой. По технологии "грэс" плитка покрывается цветными порошками, причем получается такая глубина цвета, что поверхность не отличить от настоящего мрамора. Весь секрет в том, чтобы умно насыпать порошки разных цветов на плитку, которая идет по транспортеру и затем попадает под пресс. Водопоглощение плитки - 0,1-0,2%, она как камень и воду не впитывает, то есть порошок к поверхности не прилипает. Как удержать его на плитке? Пресс развивает усилие в 7 тыс.т, и под его пуансонами помещается человек в полный рост. После того как пресс вдавил порошки в плитку, она обжигается при температуре 1250 град, и получается камень. Думаю, что к концу 2007 г. линия по производству плитки "грэс" будет введена в эксплуатацию, а затем выйдет на производительность около 1,5 млн.кв.м плитки в год. Но это планы, а технология серьезная, нужно будет еще учиться в Италии. Ноу-хау - итальянское. За него тоже нужно платить.

 - А у вас покупают ноу-хау или, может быть, рисунки?

 

- Покупают, но очень мало. Рисунок, который хорошо продается в Италии и Испании, не обязательно будет продаваться в Украине и наоборот. Но бывают исключения: например, на Западной Украине любят красные маки. Я был приятно удивлен, что рисунок с красными маками стал популярен и в Италии.

 - В 2009 г. завод планирует освоить производство фаянсовых изделий. Что это за изделия?

 

- Это новый для нас рынок – рынок сантехизделий. В Украине практически никто этим не занимается. Например, в Днепропетровской области есть небольшой завод. Традиционная технология не очень производительна. В гипсовую форму заливают шникер. Форма впитывает влагу из шникера, и он отвердевает. Затем форму разнимают, просушивают и обрабатывают, глазируют. Этот цикл длится сутками. Лет десять назад в Германии осуществили технологический прорыв (фирма "Дорст"), потом - в Италии (фирма "Сакми), где придумали синтетические формы для литья под давлением в 200-300 атм. Форма сделана из материала, который выпускает воду и задерживает глиняную массу. Черепок формируется в форме в течение часа. Это огромный выигрыш по времени! С технологией разберемся. Проблема в том, какой нужен дизайн, чтобы покупателям понравилось.