Газовый конфликт между Украиной и Россией не сходит с телевизионных экранов, страниц газет и интернет-изданий. Начавшись как сугубо экономический спор между ОАО "Газпром" (Россия) и НАК "Нефтегаз Украины", ситуация вылилась в экономическую и политическую войну между двумя государствами. Расколотый украинский политикум оказался не готов принять газовый вызов со стороны России. Как следствие – Украина постоянно уступает более монолитному и агрессивному Кремлю.
Итак, сосредоточимся на том, как отразился газовый конфликт на Харькове. Одним из главных ньюс-мейкеров последние две недели был "Харьковгоргаз". Заявлений местные газовики сделали немного, зато эти высказывания служили своеобразным барометром ситуации. 8 января "Харьковгоргаз" обратился к предприятиям города с просьбой ограничить потребление газа. Уже через два дня, 10 января, "Харьковгаз" устами своей пресс-службы отрапортовал, что потребление природного газа промышленными и коммунальными предприятиями Харьковской области сократилось на треть.
Дальше события развивались еще драматичнее. Несчастливого 13 числа в СМИ появилась информация, что "Харьковгоргаз" попросил к 14 января подготовить все газопотребляющее оборудование предприятий Харькова к отключению. Правда, на следующий день ситуация прояснилась: оказалось, проблема заключалась в задолженностях и отсутствии на многих предприятиях договоров на поставку топлива.
Вся эта ситуация с газом для предприятий сопровождалась утешительными словами чиновников, что в домах харьковчан будет тепло, а горячая вода из кранов не исчезнет. На эту тему высказались и директор КП "Харьковские тепловые сети" Сергей Андреев, и тогда еще заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Олег Шаповалов. А зампредседателя правления "Нефтегаза Украины" Владимир Триколич заявил, что газа из подземных хранилищ и газа собственной добычи Украине хватит до конца отопительного сезона. Правда, при этом он добавил, что "Нефтегаз" вынужден сокращать подачу газа промышленным предприятиям.
В условиях дефицита газа на одной чаше весов оказались промышленные предприятия Украины, на другой – коммунальные службы. Кто-то из них газ должен был недополучить. Чиновники явно поддержали коммунальщиков. С политической точки зрения это ход абсолютно правильный. Украинские предприятия, придавленные кризисом, и так сокращают объемы производства. А вот холодные батареи и отсутствие горячей воды в кранах – это уже повод для социальных волнений и даже потрясений. Начинать год президентской предвыборной кампании с потрясений для кандидата в президенты Юлии Тимошенко практически равносильно политическому самоубийству.
Но и обделять газом промышленные предприятия, пытаясь сберечь его для коммунальщиков, тоже не выход. Решение у этой ситуации было одно – договориться наконец с Россией. Видимо, именно поэтому премьер-министр Юлия Тимошенко, проведя тяжелые десятичасовые переговоры, 18 января смогла решить два наиболее сложных вопроса по газовой проблематике - касательно транзита российского газа в Европу и его поставок в Украину. Была достигнута договоренность о том, что в 2009 г. украинской стороне будет предоставлена 20-процентная скидка на российский природный газ при условии сохранения льготной ставки транзита по Украине по цене 2008 г. Таким образом, Украина в 2009 г. сможет закупать газ у России по европейской цене минус 20%. Цена на газ в первом квартале 2009 г. для стран, сопредельных с Украиной, составляет 470 долл. за одну тысячу кубометров, т.е. для Украины она должна составлять около 370 долл.
В 2008 г. Украина покупала газ по 179,5 долл. за тысячу кубометров, так что достигнутые премьером договоренности наверняка будут критиковаться оппозицией, но, учитывая обстоятельства, при которых проходили переговоры, можно сказать, что в данной ситуации лучше хоть какая-то договоренность, чем никакой.
Газовая проблема послужила поводом для серьезной кадровой перестановки в области. 14 января заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Олег Шаповалов возглавил ОАО "Харьковская ТЭЦ-5", сменив на этом посту Геннадия Вороновского. Напомним, ранее у Вороновского возник конфликт с НАК "Нефтегаз Украины". Его суть сводилась к тому, что Вороновский был против планов "Нефтегаза" получить в свое подчинение ТЭЦ-5. Сейчас ТЭЦ подчиняется НАК "Энергетическая компания Украины". Почему Вороновский пошел на практически открытый конфликт с НАК "Нефтегаз Украины", так и осталось неясным. Как бы там ни было, высшее руководство области, очевидно, решило, что негоже в условиях газового кризиса иметь на посту начальника ТЭЦ конфликтного Вороновского.
Преемником Шаповалова на посту заместителя губернатора стал Александр Колесников, который был первым замом губернатора Харьковской области Евгения Кушнарева, губернатором Полтавской области, а также работал на должности первого заместителя министра транспорта Украины. До своего назначения Колесников руководил Лозовским кузнечно-механическим заводом. Интересно, что этот завод входит в группу "УПЭК", которую возглавляет Анатолий Гиршфельд. Два месяца назад Гиршфельд был избран председателем совета Объединения организаций работодателей Харьковской области и председателем правления Харьковской областной организации работодателей "Гранит", а затем введен в состав коллегии Харьковской облгосадминистрации. Так что назначение Колесникова можно рассматривать как очередной фактор усиления влияния Анатолия Гиршфельда. Вообще, учитывая публичную активность Гиршфельда, его близость к спикеру Владимиру Литвину и активное продвижение в местную власть, можно предположить, что в харьковском политикуме появляется новый влиятельный персонаж.
На прошлой неделе средствами массовой информации вновь была поднята тема безработицы. Пожалуй, главная новость прошлой недели – вступление в силу с 13 января одного из антикризисных законов. Согласно этому документу, увеличены отчисления в Фонд социального страхования на случай безработицы, а также расширен перечень плательщиков этих отчислений. При этом размер пособия по безработице не увеличивается. Но главное в этом законе то, что уволенные по соглашению сторон приравнены к уволенным по собственному желанию, а значит, в течение 90 дней не имеют права получать пособие по безработице. Видимо, государство готовится к резкому всплеску количества безработных.
При составлении бюджета на 2009 г. планировался рост уровня безработицы всего на 2%, однако на фоне происходящего в стране такой прогноз выглядит до абсурда оптимистичным. Есть, однако, статистика, более приближенная к реальности. По данным Международной организации труда, которая учитывает и теневую безработицу, реальный уровень безработицы выше: полгода назад в Украине он составлял около 6%, в этом году ожидается до 10%. Уже сейчас, по данным областного центра занятости, в области на 50 тысяч безработных приходится 4 тысячи вакансий. Только в декабре 267 предприятий Харьковской области заявили о сокращении более 6 тысяч человек.
Кроме стремительного снижения уровня доходов украинских семей, есть в этой ситуации еще один неприятный аспект. По статистике рост уровня безработицы на 1% приводит к росту уровня преступности на 5%, т.е. рост безработицы в этом году на 4% приведет к тому, что преступность увеличится на 20%. Видимо, предвидя это, МВД уже готовит пакет документов, разрешающих украинцам владеть травматическим оружием. Впрочем, украинские власти вряд ли пойдут на этот шаг, ведь если ситуация в стране будет все так же ухудшаться, купленные гражданами пистолеты для стрельбы резиновыми пулями могут быть направлены в сторону тех, кто своими действиями ввергает страну в хаос.
А пока граждане пытаются протестовать более миролюбиво. 16 января двое представителей некой инициативной группы с оптимистичным названием "Прорвемся!" провели акцию протеста у здания Харьковской облгосадминистрации. Они заявили о необходимости создания института контроля над властью ("Народное собрание") и выдвинули ряд требований к президенту Украины, премьер-министру, лидерам парламентских фракций и народным депутатам. Представитель группы Андрей Ильгов также сообщил, что группа собирается поставить палатку на площади Свободы и объявить бессрочную голодовку.
По словам Ильгова, группа не связана с какими-то партиями и политиками, она хочет выразить свой протест против происходящего в стране. Вполне возможно, что это так есть и участники "Прорвемся!" - просто идеалисты с активной жизненной позицией. Дело в том, что лозунги, выдвинутые протестующими, не похожи на результат работы политтехнологов – уж больно они прямолинейны, а местами – наивны. "Когда вымирает нация, вы купаетесь в льготах!", "Заморозить долги по кредитам!" – это больше похоже на крик души, чем на результат мозгового штурма партийных борзописцев.
Возможно, намечается любопытная тенденция – граждане перестают верить в политические партии и пытаются бороться сами. Для власти это сигнал очень тревожный – волна народного недовольства, не втиснутая в контролируемые партийные рамки, может поколебать сложившуюся политическую систему.