6 октября 2008 года на сайте ОАО "Турботатом" появилась статья "Мертвые души" газеты "Коммерсантъ-Украина". Речь в ней шла о неком Евгении Киселе, директоре ЗАО "Харьковавтоматика", который являлся постоянным комментатором в публикациях газеты "Коммерсантъ-Украина". Возмущение авторов статьи вызвали не имеющие отношения к реальности комментарии Киселя касательно показателей ОАО "Турбоатом". То, что откровенная ложь была вложена в уста человека, о существовании которого в кругах промышленников ничего неизвестно, вызвало у авторов статьи желание разобраться в том, кто такой Евгений Кисель. Вот тут и началось самое интересное. Оказалось, что комментировал Кисель очень широкий круг вопросов. Кроме того, ЗАО "Харьковавтоматика", как оказалось, на территории Украины вообще не зарегистрировано и существует в информационном пространстве только как место работы Киселя, который, в свою очередь, не упоминался нигде, кроме как в статьях журналиста Олега Гавриша. В общем, круг замкнулся на газете "Коммерсантъ-Украина", что позволило авторам статьи на сайте "Турбоатома" предположить, что Евгений Кисель – виртуальный персонаж, который является плодом воображения корреспондента "Коммерсантъ-Украина".
Интересно, что статья "Мертвые души" газеты "Коммерсантъ-Украина" была подписана "Дирекция завода", то есть заявление о нечистоплотности авторитетного делового издания было сделано от имени предприятия. Так эта статья стала первым серьезным прецедентом в Украине, когда средству массовой информации ответили той же монетой – болезненной для репутации издания публикацией. А статья была действительно болезненной, так как ее авторы призвали читателей задуматься о том, сколько еще "виртуальных комментаторов" использует "Коммерсантъ-Украина", и заслуживают ли доверия публикации в этой газете.
Итак, суть конфликта свелась к ответу на вопрос, существует или нет Евгений Кисель и ЗАО "Харьковавтоматика"? 22 октября в интернете появилось интервью Евгения Киселя, которое, очевидно, должно было расставить все точки над "і", но вместо этого еще больше запутало ситуацию. Оказалось, что ЗАО "Харьковавтоматика" на самом деле называется "Kharkovavtomatika Inc.", зарегистрирована эта организация на Британских Виргинских островах, которые, как известно, являются одним из самых широко используемых оффшоров. Появление в прессе интервью директора оффшора – явление более чем странное.
Есть в этом интервью Евгения Киселя еще одна странность. Среди прочего он заявил: "С подачи руководства "Турбоатома" мою компанию начала неожиданно проверять налоговая, потом милиция и спецслужбы. После того как им не удалось ничего найти, мне было объявлено о возбуждении уголовного дела по какой-то смешной статье". Это заявление Евгения Киселя выглядит абсурдным: вряд ли украинские спецслужбы располагают правовыми основаниями и оперативными возможностями для проверки фирмы, зарегистрированной в Карибском бассейне. В общем, появление на свет Евгения Киселя не развеяло сомнений в его существовании, а скорее наоборот – усилило их.
Вот тут бы и сделать руководству "Турбоатома" следующий ход – отреагировать на неожиданное "рождение" Киселя очередной статьей. Но реакции на интервью Евгения Киселя не последовало. Более того, статья "Мертвые души" газеты "Коммерсантъ-Украина" примерно через месяц после публикации интервью Киселя исчезла с сайта завода. Почему это произошло, так и останется загадкой. Вряд ли руководители "Турбоатома" всерьез обеспокоились фактом появления Евгения Киселя. Можно предположить, что были достигнуты некие договоренности с "Коммерсантъ-Украина". В конце концов, интервью Евгения Киселя пусть и неуклюже, но восстановило статус-кво: газета не теряла лицо, а завод с полным на то основанием оставался при своем мнении.
Все бы затихло, не успев толком начаться, если бы газета "Коммерсантъ-Украина" не решила продолжить борьбу с "Турбоатомом". 14 января 2009 года на сайте "Турбоатома" появилась информация о том, что ЗАО "Коммерсантъ-Украина" подало судебный иск против ОАО "Турбоатом" о прекращении распространения недостоверной информации, опровержении недостоверной информации и возмещении морального ущерба.
По информации пресс-службы завода, 17 декабря 2008 года Хозяйственный суд г. Киева вернул иск газеты без рассмотрения. Причиной этого решения суда стали формальные недочеты иска. Эти недочеты, надо полагать, будут исправлены, и суд примет иск газеты "Коммерсантъ-Украина" к рассмотрению. Попробуем спрогнозировать, как будут развиваться события.
Предположим, суду будет представлен Евгений Кисель, и газета добьется от "Турбоатома" публикации опровержения. В этом случае потери сторон конфликта будут явно не равными. ОАО "Турбоатом" не составит труда опубликовать опровержение, выплатить символические 3 гривны (именно в эту сумму ЗАО "Коммерсантъ-Украина" оценило свой моральный ущерб) и возместить судебные расходы. А вот для газеты "Коммерсантъ-Украина" эта победа будет пирровой.
Дело в том, что в иске содержится одна любопытная деталь – Евгений Кисель назван не директором, а представителем "Kharkovavtomatika Inc.". Таким образом, сама газета поставила под сомнение критерии, по которым отбираются комментаторы для статей: "представитель оффшорной фирмы" - должность для человека, комментирующего события в авторитетном деловом издании, мягко говоря, сомнительная.
И эта сомнительность обязательно будет выставлена на всеобщее обозрение. Во-первых, "Турбоатом" уже начинал информационную войну с "Коммерсантъ-Украина", и, на первый взгляд, нет причин, которые помешали бы заводу возобновить "военные действия". А во-вторых, руководство "Турбоатома" вот уже второй год успешно отбивает пиар-атаки со стороны российского олигарха Константина Григоришина, который рейдерскими методами пытается получить контроль над заводом, так что на заводе накоплен немалый опыт ведения информационных войн.
Еще не факт, что суд признает правоту газеты, но даже в этом случае, репутация "Коммерсанта " окажется подмоченной. Прагматичный топ-менеджмент (а именно он составляет основную массу читателей газеты) вряд ли простит изданию попытки манипулировать собой путем публикации мнений сомнительных экспертов, и газета потеряет часть подписчиков. В общем, своим судебным иском газета "Коммерсантъ-Украина" загнала себя в угол.
Возможно, кроме негативных последствий для отдельно взятого издания конфликт "Коммерсанта" с харьковским "Турбоатомом" будет иметь последствия для всего медийного рынка страны. Правда, эти последствия будут скорее положительными. Дело в том, что за развитием ситуации внимательно следят редакторы других периодических изданий и пиарщики. Если руководство "Турбоатома" займет жесткую позицию, будет создан уникальный прецедент, который заставит украинские СМИ быть осторожнее. В известном смысле этот конфликт сделает для борьбы с "заказными" публикациями гораздо больше, чем десятки тематических круглых столов. Это даже наводит на мысль, что газета "Коммерсантъ-Украина", подав иск против "Турбоатома", проявила неслыханное благородство, решив ценой собственной репутации оздоровить медийное пространство Украины.