О перевыборах харьковского городского головы успели высказаться практически все харьковские и многие украинские политики.


Разговоры об этом не прекращаются, выдвигаются кандидатуры, назначаются сроки перевыборов. Складывается впечатление, что перевыборы харьковского городского головы должны произойти вот-вот. Настало время с точки зрения закона оценить перспективность перевыборов мэра и расставить все точки над "і" в вопросе - быть ли Михаилу Добкину мэром до конца каденции или кресло харьковского городского головы имеет шанс занять кто-то другой?

Механизмы прекращения полномочий мэра прописаны в статье №79 "Закона о местном самоуправлении". Для того чтобы назначить перевыборы городского головы, существует несколько путей.

Путь первый - "горсоветовский". Горсовет не менее чем двумя третями голосов должен проголосовать за прекращение полномочий городского головы. В этом случае назначаются перевыборы. Учитывая нынешний состав горсовета, такой сценарий развития событий выглядит нереализуемым. Даже если учесть тот факт, что среди депутатов-регионалов и есть недовольные работой мэра, эти недовольные вкупе с маленькими фракциями "Народного союза "Наша Украина" (НСНУ) и БЮТ вряд ли смогут набрать две трети голосов. Для того чтобы эти "недовольные" набрались в нужном количестве и решились обнаружить себя, должно произойти нечто экстраординарное.

Горсовет простым большинством голосов может назначить референдум и спросить у граждан, устраивает ли их мэр. Конечно, простое большинство немного меньше, чем две трети, но даже наберись это большинство, речь пойдет лишь о назначении референдума о возможности перевыборов, а не о назначении перевыборов.

 

Путь второй – "верховнорадный". Верховная Рада (ВР) может назначить внеочередные выборы мэра. Но только в том случае, если действия или распоряжения городского головы будут признаны судом незаконными. Следует подчеркнуть, что речь идет об установленных в судебном порядке фактах нарушения закона. Доказать незаконность того или иного решения в наших судах и при нашем "разнотолкуемом" законодательстве практически невозможно. Любые попытки избрать этот путь неизбежно утонут в апелляциях стороны-оппонента.

Кроме соответствующих решений суда, до рассмотрения проекта решения о перевыборах городского головы вопрос должен пройти соответствующий профильный комитет Верховной Рады. Это очень серьезный "фильтр", который с 90-процентной вероятностью гарантирует – проект решения будет "похоронен" в комитете и до зала заседаний даже не дойдет. И дело даже не в том, кто возглавит комитет – "демократ" или "антикризисник", т.к. комитеты ВР состоят не только из руководителя, а для любого мало-мальски искушенного парламентского чиновника "завалить" вопрос на стадии обсуждения в комитете особого труда не составит. Именно о "верховнорадном" пути, очевидно, говорили лидеры оппозиции, посещавшие Харьков во время предвыборной гонки и обещавшие "поднять вопрос" о перевыборах городского головы.

Теоретически (но только теоретически) этот вопрос может поднять перед Верховной Радой и горсовет, и для этого ему понадобится не две трети голосов, а простое большинство. Но и в этом случае остается "фильтр" профильного комитета. И даже если проект решения о назначении перевыборов городского головы попадет в сессионный зал, "протащить" подобный вопрос через расколотую надвое Верховную Раду практически невозможно.

 

Путь третий – "условно народный". Решение про проведение местного референдума про перевыборы городского головы может исходить от народа, причем как минимум от одной десятой его части. Главной фактор "народного" пути – последнее слово остается за горсоветом, т.к. именно он принимает окончательное решение. Горсовет может и не отреагировать на требование одной десятой избирателей и по различным причинам, в т.ч. регламентным, вообще не выносить решение о проведении референдума на голосование, т.к. четких сроков реализации горсоветом требований одной десятой части народа в законе не прописано. А может горсовет решение это на голосование вынести и проголосовать, как ему заблагорассудится. Так что "народный" путь потому и "условный", на что деле оказывается "горсоветовским", и никаких механизмов проведения перевыборов по инициативе "снизу" не существует.

 

Таким образом, именно горсовет становится ключевым органом в реализации плана "Долой Добкина". Оппозиционерам остается одно – запустить механизм переизбрания горсовета. Этот механизм регулируется 78-й статьей "Закона о местном самоуправлении". 78-я статья во многом повторяет статью про прекращение полномочий городского головы: тот же механизм прекращения полномочий через Верховную Раду и тот же "местный" механизм прекращения полномочий, только инициатором разгона горсовета становится городской голова. Казалось бы – круг замкнулся. Но в статье №78 остается "лазейка" - местный референдум в этом случае может напрямую принять решение о прекращении полномочий горсовета, и мэр тогда никакой роли не играет.

 

В "Законе о местном самоуправлении" идут неоднократные отсылки к "Закону о референдумах". Посмотрим, какой же именно механизм проведения референдума "не местах" предлагает законодатель. Для того чтобы инициировать местный референдум, необходимо:

1. Собрать общее собрание в количестве не менее 200 человек, причем за 10 дней уведомить о месте и времени проведения собрания горсовет и сформировать инициативные группы.

2. Эти группы необходимо зарегистрировать в горсовете и получить свидетельство про регистрацию (именно на этой стадии закончилась эпопея Владислава Протаса с попыткой организовать местные перевыборы).

3. Затем инициативные группы организуют сбор подписей за проведение референдума. На сбор около 150 тыс. подписей (для Харькова) законодатель отводит три месяца.

4. Еще 15 дней есть у городских властей на то, чтобы полностью или выборочно проверить правильность подписных листов.

А вот дальше наступает самое интересное. Какой-то государственный орган должен принять официальное постановление о проведении референдума, и это, в общем-то, логично - не общему же собранию в количестве 200 неизвестно откуда взявшихся человек поручать столь ответственный шаг. "Закон о местном самоуправлении" отсылает к "Закону о местных референдумах". Очевидно, законодатель имел в виду действующий "Закон о всеукраинском и местных референдумах". В статье №21 этого документа четко указано, кто именно должен принимать решение о местном референдуме. А принимать это решение может только горсовет. Т.е. горсовет в месячный срок должен принять решение о референдуме по прекращению полномочий самого себя. А найдя "нарушения", горсовет решение о проведении референдума может и не принять. Вот тут круг окончательно замыкается.

 

Итак, можно с уверенностью сказать: хочет этого харьковская оппозиция или не хочет, но Михаилу Добкину сидеть в кресле мэра до 2010 г., так как преодолеть законодательные препоны практически невозможно.

 
Говоря о законодательном аспекте возможных перевыборов, необходимо отметить еще один момент. Дело в том, что местным политикам, особенно тем, кто заявляет о своем желании побороться за кресло мэра, перевыборы как раз не нужны. Представим себе, что перевыборы харьковского городского головы все же состоятся. Это значит, оппозиционным кандидатам надо инвестировать немалые средства в свою предвыборную кампанию для того, чтобы занять кресло мэра максимум на полтора года. Зачем это делать, если можно подождать два года, пиарясь на клевании городских властей, а потом попробовать получить вожделенное кресло на полную каденцию? Поэтому можно с уверенностью сказать – несмотря на все заявления оппозиционеров, реальных шагов, направленных на перевыборы, они предпринимать не будут. А все разговоры о перевыборах горсовета и городского головы можно охарактеризовать ставшей крылатой фразой Геннадия Кернеса о дурдоме и валенках.