В то время как "мегапартии" борются друг с другом, все более реальным становится сценарий усиления влияния местных элит с новыми (либо подзабытыми старыми) политпроектами.  


То, что происходит сейчас в украинской политике как на центральном, так и на региональном уровнях, мало кому нравится и мало кого устраивает, исключая разве что непосредственных участников "политических шоу", ведущих нешуточною борьбу за право "порулить". Все громче звучат голоса о необходимости изменения системы: от радикальных - возвращения к мажоритарной системе парламентских выборов - до более умеренных, связанных с изменениями системы формирования избирательных списков. А о необходимости избавить от засилия "мегапартий" местное самоуправление, для которого "вслепую" избранные депутаты, будь-то "регионалы" или "бютовцы", зачастую оказываются просто чужаками, говорит даже председатель Верховной Рады Арсений Яценюк.

Усиливающееся недовольство как избирателей, так и представителей местных элит во многих регионах Украины легко объяснить: мало кого устраивает то, что страной фактически руководят выходцы из трех-четырех регионов. Возьмем Харьков, занимающий не последнее место в стране как по численности населения, так и по интеллектуальному потенциалу. Выходцев из него не было в прошлом "бело-голубом" правительстве, нет их и в нынешнем "оранжевом", сократилось до явно не отвечающего значению региона и его представительство в Верховной Раде.  

Так, из 175 народных избранников от Партии регионов, в копилке голосов которой роль харьковского избирателя достаточно значительна,  с Харьковом связаны всего пять, причем о части из них уместнее говорить "когда-то были связаны". Естественно, что недовольны этим многие. И если сейчас это недовольство еще не обрело своего выражения, то в ближайшем будущем оно может реализоваться в появлении новых, не связанных с нынешними парламентскими силами политических движений.  

Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко уверен, что тенденция создания региональных проектов, которые будут влиять на ситуацию в своем регионе, а в перспективе могут стать серьезными всеукраинскими политическими игроками, проявит себя в ближайшее время.  

На последних парламентских выборах на востоке Украины большинство по привычке поддержало Партию регионов, однако в недалеком будущем может сложиться совершенно иная ситуация. Так, на фоне очевидного кризиса в Партии регионов сейчас часто вспоминают об экс-председателе Харьковской облгосадминистрации Евгении Кушнареве. Ведь именно он сделал "регионалов" ведущей политической силой на Харьковщине. А после гибели Кушнарева многим его сподвижникам и сторонникам в Партии регионов не нашлось достойного места. Поэтому возрождение его партии "Новая демократия", по крайней мере, в Харькове может привлечь большое количество людей.   "Харьков нуждается в новых активных и влиятельных представителях и на уровне Верховной Рады, и в центральной политэлите, новые лидеры нужны и в самом городе. И вот тут мало использовать имя Кушнарева, нужно найти людей, которые могли бы достойно и эффективно воспользоваться его политическим наследием, для того чтобы продвинуть вперед его идеи, и в то же время поменять политическую ситуацию и в городе, и на востоке Украины, а может быть, и в целом в стране", - отмечает В.Фесенко.  

По мнению политолога,  главная проблема такой политической силы может состоять в том, что в Украине уже достаточно много "одиночных" политических проектов, созданных одним влиятельным человеком либо небольшой группой. Если рядом нет союзников, тоже достаточно известных людей, если нет ощущения политической команды, то, как правило, проект не достигает успеха. Очень важно, чтобы возникла политическая команда. "Я бы тут вспомнил еще одну организацию, среди основателей которой был Кушнарев. О ней сейчас забыли, а думаю, зря. С политтехнологической точки зрения было бы логично вернуться к этому проекту. Речь идет о "Новой Украине", представлявшей собой широкое объединение политических сил", - подчеркнул В.Фесенко.  

Сейчас большая часть влиятельных региональных элит пока выжидает. Пока их забыли, однако скоро к ним обратятся. В.Фесенко, к примеру, не исключил, что в процессе формирования нового пропрезидентского проекта будут, в том числе, обращаться к политически незаангажированным представителям региональных элит, особенно на востоке и юге Украины. Удастся это сделать или нет, уже другой вопрос. И это лишь один  из возможных вариантов обретения реальной политической силы региональными элитами. Независимо от того, изменится в пользу регионов избирательное законодательство или нет, с региональными политическими силами, вполне возможно, довольно-таки скоро считаться придется многим.