-
Виктор Николаевич, сейчас много говорят о проблемах жилищно-коммунального хозяйства.
На Ваш взгляд, какие основные проблемы?
- Основная проблема - это недостаток материальных и денежных ресурсов. Наше
предприятие существует за счет квартплаты и тех средств, которые мы получаем
в качестве финансовой помощи от горсовета. Это источники, которые дают нам возможность
существовать и выживать. Государство не выполняет даже самых элементарных обязательств.
Жилищникам не возмещается компенсация за льготы и субсидии, которые положены
населению. В настоящее время только нашему предприятию госбюджет должен более
1 млн. грн. - это за прошлый год и 2 месяца этого. Если бы мы получили эти средства,
то можно было бы решить много проблем. Из этой проблемы вытекают и все остальные.
Мы не можем проводить ремонт жилищного фонда. По нашему предприятию потребность
на капремонт составляет 23 млн. грн. Всего же по городу средства в казне на
эти цели предусмотрены в объеме 557 тыс. грн. На обслуживании нашего предприятия
- 699 жилых домов. 331 жилой дом с мягкой кровлей, из которых 145 требуют безотлагательного
ремонта. А это 43%. Для этих работ нужно 8 млн. грн. Еще одна проблема связана
с обслуживанием внутридомовых сетей и оборудования. Обслуживание сетей холодного
водоснабжения и канализации входит в квартплату, и мы обслуживаем эти системы,
ремонтируем их за счет тех средств, которые мы получаем от населения. Но нигде
не предусмотрены средства, которые должны быть направлены на обслуживание систем
горячего водоснабжения и отопления. Плюс проблема приема жилья от ведомств.
На сессиях горсовета - апрельской, июньской - в этом году предполагается принять
решения о принятии жилья от заводов-банкротов. С одной стороны, надо принимать,
так как заводы должны заниматься своими функциями: выпускать продукцию, пополнять
казну города и государства. Но и жилищникам тоже нужно помочь. Жилье принимаем
разбитое. Особенно от ХЭМЗа. Руководство предприятия давно устранилось от решения
проблем этого жилья. Во время объезда районов мэром и депутатами горcовета мы
видели, что на фасадах зданий трещины шириной более сантиметра, текут кровли,
зимой - проблемы с отеплением. Нежелание руководства ведомства подкрепляется
безразличием жильцов. Они и сами не ремонтируют совершенно, и не платят квартплату,
что не позволяет нам делать ремонт. Так продолжалось многие годы, за которые
состояние домов становилось все хуже и хуже. Кровли, в основном шиферные, почти
полностью разрушены. Для того чтобы хотя бы приобрести шифер, нужно 30-40 тыс.
грн. Плюс доски, гвозди, - основание для шифера. Это легло на наши плечи. В
прошлом году 60 домов приняли на обслуживание в наше предприятие, и в этом году
ожидается 60.
- Насколько сегодняшний тариф не соответствует необходимому?
- Тариф по квартплате утвержден Харьковской облгосадминистрацией в апреле
1999 г. За четыре года многое изменилось. Когда он разрабатывался, за основу
частично были приняты фактические затраты, которые жилищные предприятия понесли
в 1998 г. по отдельным статьям. Но зарплата тогда была 160 грн., а сейчас в
среднем 300 грн. по нашей отрасли. Эту разницу сейчас нужно где-то находить.
Государственная политика, мы это видим из постановлений, распоряжений, сейчас
направлена на то, чтобы все затраты возложить на потребителей наших услуг. Мы
пытаемся у себя в районе организовать общества совладельцев многоквартирных
домов (далее ОСМД - "SQ") - это одно из направлений решения проблемы.
Люди тяжело идут на новые формы обслуживания жилья, пытаются относиться к жилищникам
по-старинке. Ведь раньше практически все затраты ложились на плечи государства.
Сейчас - попытки переложить на плечи граждан.
- Какие из услуг жилищных предприятий платные, а какие бесплатные? Какие
услуги оплачиваются из бюджета, есть ли внебюджетные средства? Из чего состоит
квартплата?
- Сейчас надо показать жителям тот объем, который мы должны выполнять за
37 коп. (в домах с лифтом) или за 28 коп. (в домах без лифта). Мы должны вывозить
мусор, убирать дворовую территорию, оказывать помощь в текущем ремонте, осуществлять
уборку подъездов, ремонт кровель, содержать лифтовое хозяйство, полностью содержать
дорожное хозяйство, территории за жилыми домами. За счет средств квартплаты,
даже если бы получали ее в полном объеме, мы можем осуществлять только вывоз
мусора, технически обслуживать лифты, обеспечить освещение подъезда и лифта,
частично содержать аппарат жилищников, в том числе дворников и уборщиц. Сегодня
в тарифе заложено 45% зарплаты. Средств на приобретение материала для устранения
аварий при подаче холодной и горячей воды, на приобретение рубероида, битума
для ремонта кровель, ремонта подъездов, приобретение стекла, дверей фактически
нет. К тому же квартплату согласно тарифу мы полностью не получаем. Не хватает
средств на проведение текущего ремонта, саночистку, материалы, на проверку и
очистку дымоходов и вентканалов и другие виды работ, которые должны выполнять.
Не хватает на озеленение, дезинфекцию, амортизацию основных фондов. Когда мы
просчитали все затраты, которые несем, то пришли к выводу, что тариф должен
быть установлен в размере более 1 грн. за кв.м. В сегодняшнем тарифе вовсе не
предусмотрено обслуживание систем горячего водоснабжения и отопления. Эти средства,
правда, мы получили из городской казны. За счет этого получили возможность приобрести
материалы, которые были использованы при подготовке к осенне-зимнему периоду,
оплатить работу слесарей-сантехников, которые обслуживают эти сети. Это позволило
пережить нормально эту зиму.
- Насколько совершенна сама система жилищных предприятий? Она, как и все
государственные структуры, перекочевавшие к нам из советского прошлого, требует
значительного обновления. Не кажется ли вам, что реформы половинчатые? Ведь
не случайно мэр ставил вопрос эффективности деятельности предприятий.
- В ближайшее время будет принята городская программа реформирования жилищного
хозяйства. Планируется ее рассмотрение на июньской сессии. Наверное, не открою
секрет, если скажу, что основным итогом реформы жилищного хозяйства сейчас видится
передача и содержание жилых домов за счет самих жильцов. Думаю, уже в этом году
будет увеличено количество жилых домов, в которых будут организованы ОСМД. Я
за разные формы обслуживания жилья. Как быть с системой жилищных предприятий?
Должны развиваться альтернативные формы обслуживания, тогда в конкурентной борьбе
все будут стремиться улучшать свою работу. Эффективность работы той или иной
организации по обслуживанию жилья могут определить только получатели услуг.
Сейчас на территории города действуют и наши коммунальные предприятия, и ЖСК,
ОСМД, частные фирмы и жилищные предприятия, которые перешли на уплату единого
налога. У нас есть 10-летний опыт обслуживания жилых домов ОСМД. На территории
действия нашего предприятия 3 жилых дома перешли на эту форму обслуживания.
Это 8 подъездов. Планируем в течение 3 месяцев организовать ОСМД еще в трех
16-этажках на Гв. Широнинцев. Пытаемся им помочь. Без контакта жилищников и
жителей я не вижу перспективы выхода из этих ситуаций.
- Почему ваше предприятие до сих пор не перешло на единый налог? Это связано
с консерватизмом?
- Переход жилищных участков на единый налог ни в коей мере не решает проблемы
содержания жилого фонда. На мой взгляд, прежде всего, теряется управляемость
подведомственных предприятий. Еще такой момент: если жильцы оплачивают квартплату
с учетом НДС, то законно ли, что при едином налоге НДС не платится? Тут много
вопросов. Еще одна проблема - проблема кадров. Люди не желают идти работать
в жилищное хозяйство из-за низкой зарплаты.
- Есть нехватка кадров? Как же Вы обходитесь?
- На 300 грн. мало кто хочет идти работать. Штатное расписание дворников
заполнено на 50%, уборщиц на 70%, производственных рабочих на 63%. Всего по
предприятию 34% рабочих мест не занято. Работает 1175 человек, а должно быть
1800. Вижу потенциал в решении проблем кадровой политики за счет молодежи, выпускников
вузов. Их, конечно, надо обучать. В прошлом году более 15 человек было принято
на должности инженеров, мастеров, бухгалтеров, экономистов. В прошлом и в этом
году в коллективном договоре предусмотрено, что за свои средства предприятие
будет обучать молодежь в техникумах и вузах. В этом году так учатся 12 человек.
- Кто сейчас отвечает за внутридомовые сети, кто должен их обслуживать,
кому платят за это жильцы?
- Считаю, что каждая служба, которая предоставляет услуги, должна за них
и отвечать. Тепловики, используя органы власти, пытаются сделать нас исполнителями
услуги. Но мы должны отвечать за свою работу, они - за свою. Да, мы можем обслуживать
сети, у нас есть специалисты, опыт, но должна быть компенсация наших затрат
на эти цели, должны быть предусмотрены средства на проведение текущих ремонтных
работ, связанных с содержанием внутридомовых сетей горячего водоснабжения и
отопления. К тому же мы должны в таком же объеме получать деньги, которые сейчас
пытаются получить тепловики. Для этого они предоставляют депкорпусу разные программы.
Жилищникам выделяются деньги, но все просьбы ХТС тоже не остаются без внимания.
За последние 2 года суммы, выделенные из городской казны, дали возможность не
только пережить зиму, но и отремонтировать трубопроводы, приобрести материалы.
Выделили деньги и "Харьковкоммунпромводу", водяники тоже не чувствуют
что горсовет о них забыл. Но водяники все же отвечают за свою работу. С подачей
холодной воды проблем нет. А с горячей водой и отоплением - есть. Обычный потребитель
не должен ощущать на себе эти проблемы. В Германии после порыва трубопровода
и прекращения в связи с этим подачи воды обслуживающая фирма направляет каждому
потребителю письменные извинения на следующий же день. За то, что не было воды,
германские коммунальщики просят потребителей не платить, виноваты ведь не они.
А наши потребители должны платить, даже если по неделе нет горячей воды, или
она не соответствует температурному режиму. ХТС даже не удосужилось заключить
двухсторонние договора на информационные и другие услуги с жилищными предприятиями.
Это уже неуважение к коллегам.
- Как Вы решаете проблемы в нынешних условиях, когда ощущается нехватка
финансирования и несовершенство законодательной базы?
- Считаю, что без сотрудничества жилищников и потребителей ничего не будет.
Если мы хотим, чтобы подъезд и дом находились в хорошем состоянии, нужно провести
собрание и решить, какие работы необходимо выполнить. В подъезде дома, где я
живу, было именно так, и я вижу, что каждый из нас дорожит этим ремонтом, не
позволяет даже курить в подъезде, тем более мусорить и нарушать тишину. Человек
это понимает, когда вложены его деньги. А если жилец будет чисто потребительски
относиться к жилищникам, они, мол, должны прийти и сделать, ничего не получится.
Работники жилищных предприятий и жители должны вместе взяться за решение проблем
состояния жилых домов. Хорошо, если весной люди выйдут на улицу, вскопают грядки,
посадят цветы, вместе отремонтируют подъезды и площадки. Конечно, и мы, и городские
власти предпринимаем определенные действия для выхода из кризиса. В конце прошлого
года на сессии горсовета было принято разумное предложение, которое несколько
облегчило заботы жилищников. Средства городской казны на выполнение наказов
депутатов были увеличены до 300 тыс. грн. на округ. Благодарен своим коллегам
по депутатскому корпусу от Московского района, которые 60-80% этих средств направляют
на жилищную сферу. За этот счет производится ремонт кровель, замена труб холодного
и горячего водоснабжения, благоустройство территории, в том числе освещение
микрорайонов. Этот положительный результат взаимодействия с депутатским корпусом
в какой-то мере постепенно выравнивает экономическую ситуацию, которая сложилась
на предприятии по ремонту жилого фонда. Благодарен депутатскому корпусу, который
принял решение о компенсации и в этом году затрат на обслуживание этих сетей.
Вроде бы незначительная сумма - 3,5 млн. грн. по Харькову при потребности 6,4
млн. - но это большое подспорье. Городские власти и мэр Харькова Владимир Шумилкин
активно участвуют в лоббировании интересов жилищников на государственном уровне.
На уровне Верховной Рады мы добиваемся ослабления налогового пресса со стороны
государства. Нужно отменить НДС и налог на прибыль для жилищно-коммунального
хозяйства. Наша прибыль фактически видна только на бумаге. Спасибо коллегам,
которые в этом году предусмотрели в бюджете компенсацию на погашение разницы
в тарифах за вывоз мусора. Только по нашему предприятию мы должны получить в
этом году 251 тыс. грн. Еще до этого наше предприятие приобрело фактически своими
силами 6 мусоровозов. Это и удешевление, и контроль с нашей стороны за вывозом
мусора. Средства города дают нашему предприятию возможность стабильно работать.
Еще одним резервом для решения проблем является прекрасная база - ремонтно-строительный
участок, который 2 года назад передан на баланс нашему предприятию. Мы изготавливаем
там столярные изделия своими силами. В штате этого структурного подразделения
имеются плотники, кровельщики, маляры - 4 звена маляров. Мы составили график
выполнения ремонтных работ по подъездам и там, где жильцы оплатили 90%, мы бесплатно
производим ремонтные работы, чем показываем двухсторонние отношения. Люди оплачивают
своевременно, а мы оказываем им услугу. Это тоже один из источников взаимодействия.
В прошлом году более 300 скамеек установили. Восстановлены практически все детские
площадки на территории нашего предприятия. Планируем до конца года закончить
эту работу, чтобы возле каждого подъезда была скамейка, а все детские площадки
были полностью восстановлены. Чтобы подъезды, которые люди пытаются взять под
охрану, были отремонтированы. Жители должны видеть результаты труда жилищников.
Совместно с жителями 520-го микрорайона 95% подъездов взяты под охрану.
Предприятие берет на себя обязательства по ремонту кровель. Составили график,
по которому мы должны своими силами провести ремонт 10 кровель. Надеюсь, опять-таки,
на наш ремонтно-строительный участок, который имеет несколько звеньев кровельщиков.
От ведомств сейчас принимаем в основном 2-этажные дома с шиферными крышами.
Мы в этом году сами подготовили программу "Кровля" и стараемся ее
выполнять. Ремонтировать шиферные крыши, конечно, дешевле, чем мягкие, но это
тоже затраты. Мы решили делать поэтапно, каждый дом. Где-то через полгода надеемся
завершить.
- Расскажите о себе. Как долго вы работаете в этой сфере?
- Мне 41 год. Родился в Харьковской области, в селе Кисивка Валковского
района. Корни мои из козацкого рода, предки были связаны с землей, с хлебом.
Отец - Николай Васильевич, мама - Лидия Афанасьевна. Они всю жизнь трудились
в колхозе. Я окончил Харьковский институт механизации и электрификации сельского
хозяйства по специальности инженер-механик. После института получил свободный
диплом. В 1984 г. пошел работать на это жилищное предприятие, тогда оно называлось
жилищно-эксплуатационное объединение. Начинал с должности старшего мастера жилищного
участка. Был начальником трех участков ЖЭУ-109, ЖЭУ-115 и ЖЭУ- 178, затем стал
замначальника жилищно-эксплуатационного предприятия № 1 Московского района.
Уже полтора года - начальник предприятия. За это время закончил еще 2 вуза -
ХПИ (экономический факультет, специальность менеджер) и университет внутренних
дел (юрист). Сейчас учусь в академии подготовки кадров при президенте Украины.
Второй созыв являюсь депутатом Харьковского горсовета, работаю в постоянной
комиссии по вопросам транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и экологии.
У меня прекрасная семья. Дочка родилась месяц назад. Назвали Марией. Теперь
у нас в семье я, жена, двое детей и мама. Сыну три года. Супруга Светлана -
это мой надежный тыл, моя радость, опора. Сейчас воспитывает детей. Вообще-то
она работает в управлении коммунального имущества, так что мы коллеги, и профессиональный
праздник будем отмечать вместе.