"Коррупционный скандал", начавшийся на позапрошлой неделе с обвинений в получении взятки начальника управления квартирного учета и распределения жилплощади горсовета Геннадия Бакаляра, получил продолжение на прошлой неделе. Развитию скандала способствовали сразу несколько резонансных событий.
Событие первое - два анонимных звонка с угрозами поступили вечером 3 декабря отцу мэра Харькова Марку Добкину. Директор Департамента по взаимодействию с правоохранительными органами Харьковского горсовета Андрей Стародубцев в понедельник обнародовал текст сообщений с угрозами. В записи было сказано: "Передай своему сыну, если он еще раз что-то скажет про Колесника, мы ему сначала отрежем уши… И не вздумай никуда обращаться". Звонок, по словам Стародубцева, стал реакцией на заявление Добкина, сделанное 1 декабря: "Есть определенное противостояние в городе Харькове, есть противодействие тем усилиям, которые мы направляем на наведение порядка, будь то рынки или ликвидация будок, где шаурму продавали, которые "крышевала" милиция в городе Харькове, в частности, господин Дятлов и господин Колесник".
Следует напомнить, что заявления с обвинениями в адрес милиции пара Добкин-Кернес делала и раньше. Самое громкое из них - обвинение в слежке, выдвинутое мэром и секретарем горсовета 17 февраля этого года. Тогда возле гостиницы "Националь" Кернес с Добкиным, по их словам, устроили "ловушку для преследователей". Опровергал заявления Добкина и Кернеса Виктор Дятлов, который тогда был начальником расформированного сейчас городского управления милиции, а ныне является начальником Харьковского УБОПа.
Став мэром, 27 июня Михаил Добкин сделал еще одно заявление, проверяя на прочность харьковскую милицию: "Огромное количество милиционеров, занимающих руководящие должности, особенно в районах, являются "крышей" для нелегально работающих предпринимателей". Сказано это было в связи с тем, что накануне Станислав Денисюк, бывший начальник областной милиции, был восстановлен в своей должности судом. Тогда со стороны Добкина даже прозвучала угроза: "После того как будет определено, кто именно руководит областным управлением милиции (Игорь Репешко или Станислав Денисюк - "SQ")", он "сделает все, чтобы "барыги", которые "крышуют" незаконно установленные киоски, в милиции не работали".
Второе событие, давшее дополнительный толчок "коррупционному скандалу", - появление на сцене "внештатного сотрудника МВД" Ивана Черсунова, который возник очень вовремя. "Внештатный сотрудник" поведал о "крышевании" контрабанды Колесником, а также обвинил Колесника и его подручных в организации двух убийств. Поводом для появления Черсунова в мэрии, по его словам, стало сходство голоса, угрожавшего ему, с голосом, угрожавшем отцу Михаила Добкина.
"Интервью" у возмущенного "ментовским беспределом" информатора (а как еще можно определить статус "внештатного сотрудника"?) брал лично Геннадий Адольфович. При этом примечательны два момента. Первый - Кернес несколько раз просил Черсунова проговорить то, что тот пришел в здание мэрии сам. Второй момент - вездесущий секретарь усиленно пытался "пристегнуть" к Колеснику Игоря Репешко. Первый момент более или менее понятен - слишком уж вовремя появился Черсунов, да и публичность информатору вроде бы ни к чему. Момент второй интересен тем, что внятно объяснить, как Репешко "покрывает" Колесника у Черсунова, несмотря на настойчивые просьбы Кернеса, все же не получилось.
Запись с разоблачениями Черсунова 5 декабря была продемонстрирована депутатам горсовета, и те почти единогласно проголосовали за обращение к министру МВД с просьбой разобраться в ситуации.
Могли ли депутаты проголосовать за обращение без заявлений Черсунова? Возьму на себя смелость предположить, что при имеющемся "бело-голубом" большинстве могли и проголосовали бы. Только выглядело бы это так - городские власти "отбиваются" от правоохранителей. Черсунов же перевел руководителей города из разряда отбивающихся в разряд нападающих. Теперь городские власти движимы желанием не столько выяснить нюансы факта передачи взятки своему коллеге, сколько навести порядок в харьковской милиции и разобраться с "оборотнями в погонах".
Константин Маслий, заместитель начальника ГУ МВД в Харьковской области, на прошлой неделе сражался за всех, так как ни Колесник (благодаря Черсунову ставший главным фигурантом скандала), ни генерал Репешко заявлений не сделали. Основная суть заявления Маслия - Черсунову верить нельзя и комментировать его заявления бессмысленно, потому что "Черсунов страдает олигофренией в форме дебильности". И точка.
5 декабря Геннадий Кернес, очевидно, решив не отставать от мэра в обличительных заявлениях, сказал: "Постоянно на наши телефоны поступают угрозы, они не прячутся, здесь сидит Яненко, улыбается, а несколько дней назад он мне лично угрожал, когда мы пришли в здание, где кабинет Бакаляра". Что это были за звонки с угрозами, общественность, похоже, никогда не узнает. А что касается Яненко, то Маслий прокомментировал это заявление так: "Геннадий Адольфович - очень эмоциональный человек, мог вызвать бурю эмоций и у другого чиновника". И еще заявил: "Я диагноз секретарю горсовета поставил сам - мошенник".
Но все это эмоции, а первые практические итоги скандала можно подвести уже сейчас. Итог первый - 5 декабря Харьковский горсовет обратился к министру внутренних дел с просьбой проверить областное управление милиции и восстановить городское управление МВД. С проверкой МВД все понятно - на обвинения "информатора-олигофрена", по мысли городских властей, Министерство внутренних дел отреагировать обязано. А вот с восстановлением городского управления понятно далеко не все. Подводя итоги "коррупционного скандала" за неделю, можно сделать вывод о том, что городские власти смогли извлечь из ситуации максимум выгоды. Первое - горсоветом инициирована министерская проверка, результаты которой пока неизвестны, но можно предположить, что "бескровной" она не будет. И второе - реанимирован вопрос о городском управлении милиции (министр с этой идеей согласился), который при правильном розыгрыше ситуации городскими властями также пойдет им "в плюс". Оппоненты городских властей были на прошлой неделе загнаны "в окопы". Пока ситуацию не спасает ни обнародование пленок с фиксацией взятки, устроенное в духе "кассетного скандала", ни заявления Константина Маслия. Для харьковских милиционеров есть только один путь выйти из ситуации с честью - по существу, а не ссылаясь на "олигофрению", ответить на обвинения Черсунова и застегнуть наручники на запястьях Бакаляра, сняв тем самым с себя обвинения в заказном характере своих действий.
Кроме "коррупционного скандала", в городе произошел еще ряд событий, которые нельзя не отметить.
4 декабря чиновник минпромполитики представил нового директора завода им.Малышева. По словам председателя облсовета Василия Салыгина, именно он инициировал смену руководства завода. Следует напомнить, что на заседании правительства, посвященном финансово-бюджетной дисциплине и усилению борьбы с коррупцией, Салыгин заявлял о многочисленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере на государственных предприятиях Харьковской области, в т.ч. на ГП "Завод им.Малышева".
Областная администрация отреагировала на назначение со свойственной ей "оперативностью". Только 8 декабря свое "против" высказали заместители Авакова Третецкий и Бабаев. Третецкий высказался в своей обычной манере: "Я уверен, что Г.Гриценко мстят за то, что он представитель Блока Юлии Тимошенко". Интересно, какая месть в таком случае заготовлена для главного БЮТовца области Александра Фельдмана? Бабаев обиделся за себя и за областную администрацию, т.к. назначение прошло без согласования с ней, а также высказал обеспокоенность тем, что "неизвестно, что будет с подписанием контракта с Пакистаном на 200 млн.долл., запланированным на конец декабря 2006 г. - начало января 2007 г.". По его словам, "мы рекомендовали министерству продлить контракт с Г.Гриценко, так как я надеялся, что в министерстве понимают - при подписании таких документов важна личность, с которой работают иностранные государственные структуры". Наверное, по мнению Бабаева, харизма Гриценко, а не цена и технические характеристики бронетехники стали определяющими факторами при подписании контракта.
На прошлой неделе Балаклейский райсовет Харьковской области подал в Печерский суд г.Киева иск к президенту Украины Виктору Ющенко и председателю Секретариата президента Виктору Балоге относительно игнорирования ими решения сессии райсовета, на которой было выражено недоверие председателю Балаклейской райгосадминистрации Анатолию Кваше. Ранее я писал о том, что Кваша является активистом Народного союза "Наша Украина" и утрата такого ценного кадра будет болезненным ударом для областной администрации. Хотя, как мне кажется, снятие Кваши с должности главы райгосадминистрации могло бы разрядить ситуацию, а трудоустроить соратника Арсен Аваков сможет без проблем. Вместе с Третецким они составят неплохую пару, усилив "публичную" часть команды губернатора.
В сериале под названием "перевыборы городского головы" поначалу было много веселого: и блокирование трибуны горсовета, и срыв слушаний по реформе ЖКХ, и "раздвоение" "Городского дозора". Но на прошлой неделе сериал поскучнел, превратившись из комедийного в сугубо "мыльный".
9 декабря представители общественной организации "Городской дозор" заявили о намерении повторно создать инициативные группы для сбора подписей за проведение референдума по отставке харьковского городского головы Михаила Добкина. По информации пресс-службы "Городского дозора", в течение ближайшего времени в нескольких районах Харькова пройдут собрания, на которых будут созданы инициативные группы. "Уже подано 52 заявки на проведение таких собраний граждан, и в течение ближайшего времени по несколько групп будет создано во всех девяти районах Харькова", - подчеркнули в пресс-службе.
Ранее Геннадий Кернес, исполняющий на время отпуска харьковского городского головы его обязанности, 16 ноября направил общественной организации "Городской дозор" отказ в регистрации ее инициативных групп по сбору подписей за проведение референдума.
Ничто не дает основание полагать, что вышедший из отпуска Михаил Добкин разрешит организовать референдум по снятию себя самого, а потому цикл "создание групп - отказ в регистрации - создание групп" может продолжаться, по крайней мере, до очередных выборов. Конечно, скандальное слово "внеочередные" перед словом "выборы" будет утрачено, зато к тому времени у активистов "Городского дозора" накопится колоссальный опыт, и самые стойкие из них, выдержав всю эпопею от начала до конца, будут нарасхват у участников будущей предвыборной гонки.
И последняя новость, на которую хотелось бы обратить внимание: депутаты Харьковского горсовета на сессии 5 декабря приняли решение о создании КП "Харьковблагоустройство". Как сообщил начальник управления жилищного хозяйства горсовета Александр Лемента, "предприятие создается для улучшения уборки придомовых территорий в рамках реформирования существующей системы контроля за качеством услуг".
По словам харьковского городского головы Михаила Добкина, "вся территория города будет разделена между структурными подразделениями предприятия, и дворники, переведенные на работу в новое предприятие, будут убирать весь город".
Первый серьезный снегопад, похоже, застанет дворников в положении "переназначения", а руководство КП - в стадии закрепления территории за структурными подразделениями. Будем надеяться, что когда в город придет "большой снег", руководители свежеиспеченного коммунального предприятия смогут организовать дорожки, посыпанные песком, хотя бы на подходах к зданию горсовета, иначе городские чиновники рискуют в буквальном смысле этого слова поскользнуться на выпестованной ими же реформе ЖКХ.