- НТКУ был направлен в Верховную Раду еще в 1997 г. Это очень объемный документ. Он прошел три чтения и состоит из 21 раздела и 432 статей. Старый таможенный кодекс был принят в 1991 г. Во время установления рыночных отношения многие моменты тогда не были учтены, поэтому было принято решение принять НТКУ. Всемирная таможенная организация для каждой страны, которая хочет получить социальный статус, устанавливает свои правила. Они рассчитаны на 7 лет. Представители Генеральной ассамблеи по тарифам и торговле выразили пожелания, касающиеся принятия отдельных статей, которые были бы приближены к европейскому таможенному товариществу. 11 июля 2002 г. был принят НТКУ. Он начнет работать с 1 января 2003 г., так как нужно принять еще 70 постановлений Кабинета министров. Поэтому группа из 16 специалистов Восточной региональной таможни (далее - ВРТ - "SQ") работает над комментарием к статьям таможенного кодекса. Думаю, что к концу 2002 г. эта работа будет завершена.
Мы провели учебу среди брокеров и декларантов, семинары и разъяснительную работу для личного состава ВРТ и тех таможен, которые входят в ее состав (Магистральная, Купянская, Глуховская, Сумская и Полтавская). Я подписал приказ о том, что таможенные брокеры каждой таможни, которая входит в состав ВРТ, обязаны сдать зачеты на знание всех статей НТКУ.
Что касается физических лиц, то мы проводим разъяснительную работу. Согласно ст. 250 НТКУ, граждане с нового года имеют право вывозить товары на сумму до 200 евро. Если свыше этой суммы, то они должны регистрироваться как предприниматели и оформлять на свои документы и грузы таможенную декларацию, как это осуществляют юридические лица и предприниматели. Это существенное отличие. Все физические лица, которые хотят вывозить товар, должны знать эти правила.
Всю исчерпывающую информацию и консультации по тому или иному вопросу как торгового так и неторгового оборота можно получить в консультационном центре таможни по тел. 28-49-26. Что касается юридических лиц, предпринимателей и физических лиц, то я стою на том, что все эти правила мы обязаны им разъяснить. После этого меньше будет проблем и у нас, и у граждан, пересекающих границу. Мы проводим не только консультации по телефону, но и прямые линии, встречи на телевидении, семинары. Недавно мы провели семинар, в котором участвовали ведущие специалисты ВРТ. Каждый из них выступил перед присутствующими, а потом ответил на вопросы. В дальнейшем мы будем проводить такую работу хотя бы раз в месяц, потому что очень большой объем документов и поднормативных актов надо освоить. Если взять любую таможенную службу, то она развивается экстенсивным путем, бывает очень много инструкций и дополнений. Поэтому мы будем стараться рассказывать, разъяснять и помогать, чтобы не доводить ситуацию до точки кипения.
- Какими возможностями располагает таможня для досмотра поездов и автомобилей?
- Досмотр и передосмотр транспортных средств проходит выборочно. У нас есть
необходимые инструменты для проведения досмотра транспортных средств. На таможенном
посту "Гоптовка" есть специальный аппарат "Полискан-2",
не имеющий аналогов в украинской таможенной службе. Его разработали сотрудники
"Монокристалла". Этот аппарат может полностью показать автомобиль:
какие в нем находятся предметы и личные вещи.
- На мониторе?
- Да, прямо на мониторе. Инспектор сидит за пультом управления, машина заходит,
пассажиры из нее выходят, а таможенник видит - что находится в машине.
- Какие основные виды контрабанды обнаруживают на таможне?
- Сейчас контрабанда существенно отличается от той, которая была в начале
90-х, конце 80-х годов. Тогда везли в основном политическую и религиозную контрабанду.
Сейчас больше всего нелегально провозят продукты питания, те товары, которые
имеют спрос в России и в Украине: муку, сигареты, алкогольные напитки, промышленные
товары, обувь и одежду. Причем везется все это в оба конца.
Было очень много случаев, когда контрабанду обнаруживали у проводников и в межпотолочных
отсеках вагонов. Причем все это имеет однотипный характер на всей восточной
границе Украины, которая проходит в зоне деятельности ВРТ. Она составляет около
900 км. Но с аналогичными проблемами сталкиваются и на Глуховской таможне, которая
находится в Сумской области. Если говорить о результатах, то за 10 месяцев 2002
г. сотрудники таможни Восточного региона составили 3 тыс. 814 протоколов, провели
499 совместных операций с погранотрядом, СБУ и милицией, составили 881 протокол
о нарушении таможенных правил, завели 36 уголовных дел. ВРТ возбудила 7 уголовных
дел. Например, на Глуховской таможне была ситуация, когда одна проводница в
Библии сделала специальный вырез, в котором хранилось белое вещество, которое,
как подтвердила экспертиза, было сильнодействующим наркотиком. Работники нашего
отделения задержали гражданина Украины, который вез около 250 г гашиша. Говорил,
что для личного пользования. Все эти материалы переданы в правоохранительные
органы, возбуждены уголовные дела, и, я думаю, нарушители ответят по закону.
- Кто и как оценивает конфискованное имущество?
- С прошлого года мы передаем все конфискованные товары судебному органу
при Министерстве юстиции или специальной службе - для реализации. Они же и проводят
оценку имущества. Я знаю, что до того, как я стал работать в этой должности,
возникали определенные сложности, трения. Особых проблем на Полтавской таможне,
где я работал, не возникало. Здесь большой регион и длинный участок границы,
поэтому много конфискованных товаров. Но сейчас, как говорят, "лед тронулся",
и проблемы, которые возникали, мы, в принципе, уже решили.
- Чаще провозят контрабанду предприниматели или физические лица?
- Физические лица, или так называемые "челноки", вынуждены ездить
очень часто, и это не от хорошей жизни. Они небольшими партиями завозят те или
иные товары. Понятно, что сами они не имеют таких финансов. Есть организатор,
который находится в тени, нанимает группу из 10-15-20 человек, которые работают
на него. Эти люди знают наше законодательство и завозят те или иные товары на
сумму не более 200 евро. Таким образом, они не платят ни внутренних, ни внешних
налогов. Некоторые люди на этом зарабатывают очень большие деньги. Предприниматели,
когда готовят те или иные экономические преступления и пытаются уйти от уплаты
налогов, занижают стоимость товара, показывают не тот товар, изменяют код товара,
печатают документы на лазерном принтере, готовят двойные фактуры для российской
стороны, чтобы показать, что товар вывозится по большей цене, потому что там
идет возврат НДС. На украинской стороне показывают меньшую стоимость, чтобы
меньше заплатить налогов.
Контрабанда стала более изощренной и интеллектуальной. Недавно при ввозе товара
в Украину таможенники обратили внимание на то, что на Курской таможне по счетам
и фактурам была показана одна цена (около 29 тыс. долл.), а на украинской стороне
она была занижена и составила около 6 тыс. долл. По данному факту возбуждено
уголовное дело. Без взаимодействия с российскими коллегами тут, конечно, не
обойтись.
- Возникают ли проблемы в сотрудничестве с российскими таможенниками?
- Я пока не могу судить, потому что недавно исполняю обязанности начальника
ВРТ. Но уже ясно, что по тем запросам, которые к нам приходят, мне кажется,
что у нас нормальные отношения. Запросы приходят из многих регионов России.
В ближайшее время я хотел бы встретиться с начальниками сопредельных Белгородской
и Курской таможен. Если защищать экономические интересов, как российской стороны,
так и украинской, то мы должны помогать друг другу.
Работая в Закарпатье, я раз в три месяца проводил встречи с венгерскими, румынскими
и словацкими коллегами. Потом мы планировали такие же встречи на территории
Словакии или Венгрии, обсуждали рабочие вопросы, проводили совместные операции.
Я не говорю, что были большие результаты, но то, что результат взаимодействия
был положительный - это факт. Поэтому я думаю, что с российскими коллегами-таможенниками
нам будет намного проще.
- Что из опыта работы на Закарпатской и Полтавской таможнях Вы планируете
внедрить в ВРТ?
- Полтавская таможня - это внутренняя таможня, технология оформления грузов
там очень высокая. Она базируется на высокой дисциплине и хорошей подготовке
работников таможни. Что же касается ВРТ, то я хочу усилить работу мобильных
групп. Специалисты есть на любых таможнях. У нас работает 2 тыс. 100 человек,
и я думаю, что можно подобрать такие подразделения, которые и работать будут
хорошо, и контроль за нашими подразделениями будет осуществляться более тщательный
и компетентный.
- Была распространена информация о том, что грузовых поездов через Купянскую
таможню станет больше. Как это отразится на работе таможни?
- Грузовых вагонов через Купянскую и Глуховскую таможни будет проходить
примерно на 24% больше. Что касается увеличения личного состава этих таможен,
то пока никаких кадровых изменений там не будет. Неоднократно в нашей службе
проходили сокращения, поэтому на будущий год увеличивать число работников Купянской
таможне не реально. На этой таможне в сменах работают по 11 человек. Мы планируем
изменить технологические схемы, выделить дополнительно людей за счет перераспределения
численности Магистральной таможни и ВРТ. Пока я работаю первый месяц (и.о. начальника
ВРТ - "SQ") и хочу сказать, что изменения должны быть направлены не
на сокращение численности таможенников, а на усиление тех участков работы, которые
требуют внимания. Я буду исходить из того, что эти мобильные группы должны работать
в усиленном режиме вместе с сотрудниками Купянской таможни.
- Вы получили высшее педагогическое образование, потом окончили юракадемиию.
Какое из двух образований Вам больше помогает в работе?
- Педагогическое образование мне помогло. Почти 10 лет я проработал в интернате
для детей-сирот. По специальности я учитель английского и немецкого языков.
Польский язык я учил факультативно, но хорошо его знаю - читаю, пишу и разговариваю
на нем. Почти два года проработал в Польше. Когда я пришел на работу в таможню,
там требовались специалисты со знанием иностранных языков. Разные бывают ситуации,
например, в Полтаву приезжал мэр одного из германских городов и когда я с ним
начал общаться по-немецки, то его отношение к украинской таможне изменилось.
На английском языке тоже приходится часто общаться - и с представителями гуманитарных
организаций, и с бизнесменами. На них это производит положительное впечатление.
Разговор переходит в другое русло. Летом этого года на Полтавскую таможню приезжал
американский миллионер. Мы пообщались. Сначала он был настроен агрессивно по
отношению к нашей службе, но после нашего общения (мы где-то час с ним говорили)
дал интервью, в котором сказал, что изменил свое мнение благодаря тому, что
пообщался с коллективом Полтавской таможни. Если люди не будут чувствовать контроль,
то не будет нормальной работы. А мы представляем государственные службы, поэтому
должны быть на высоте. На "прямой линии", на радио и телевидении меня
убедили в том, что при всех конфликтных ситуациях любой гражданин, как правило,
должен спросить фамилию таможенника, у которого должен быть значок и визитная
карточка с его званием. Я дал такое указание. Работники таможни не должны превышать
своих полномочий.
- У вас есть хобби?
- Люблю заниматься спортом. Пять раз в неделю хожу в бассейн, посещаю спортивный
зал (стараюсь не пропускать). Уже 10 лет купаюсь в проруби. Кроме того, очень
люблю музыку. У меня хорошая подборка записей рок-музыки. Я отдаю предпочтение
рок-музыке 60-80 гг., тем группам, которые определяли ее направление. Мне нравится
звучание на немецком языке. Хотя против современных групп тоже ничего не имею.
Мне очень нравится немецкая группа "Раммштайн". Практически все ее
альбомы у меня есть. Очень люблю читать на иностранных языках - английском,
немецком и польском. Люблю историческую литературу. Последнее время мне очень
нравится читать о древней Греции и Риме, Плутарха, греческих философов. Из современных
писателей мне нравится Акунин, я почти всего его перечитал. А еще люблю свою
собаку - американского коккер-спаниеля. Ему 8 лет, зовут Атос и он очень разбалован.
Справка "SQ". ПЕДЕШКО Анатолий Иванович родился 7 марта 1961 г. В 1983 г. окончил Житомирский государственный педагогический институт. С 1983 по 1984 г. служил в армии. После окончания института работал учителем Чудновской средней школы, позже преподавателем и директором Житомирской школы-интерната для детей-сирот. С 1992 г. работал инспектором Житомирского таможенного поста Киевской таможни, позже - замначальника Житомирской таможни. С ноября 1996 г. - начальник Карпатской региональной таможни. В 1998 г. окончил Национальную юридическую академию им.Я.Мудрого. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности теория управления, административное право и процесс, финансовое право. С 4 ноября 2002 г. - и.о. начальника Восточной региональной таможни. Награжден нагрудным знаком "Почетный таможенник Украины". Дважды отмечен Благодарностью президента Украины, в т. ч. за обеспечение четкой организацией работы по таможенному оформлению гуманитарных грузов во время ликвидации стихийного бедствия на Закарпатье. Государственный советник таможенной службы Украины 3-го ранга, кандидат юридических наук. Женат, воспитывает дочь.