Приведу несколько примеров. Многим хорошо известно, что численность поколения, которому 16-18 лет, т.е. поколения выпускников школ и абитуриентов, резко сокращается в последние годы. Особенно эта тенденция болезненно отражается на естественнонаучных специальностях, в том числе, и в Харьковском национальном университете им.В.Каразина. Казалось бы, что должно было сделать МОН и лично министр образования Иван Вакарчук в этих условиях? В первую очередь, прислушаться к мнению ректоров, к мнению деканов соответствующих факультетов и создать все возможные льготные условия для поступления абитуриентов на естественнонаучные специальности, поскольку именно выпускники этих специальностей в долговременной перспективе создают условия для устойчивого, инновационного развития экономики любой страны. Вместо этого министр образования с настойчивостью, достойной лучшего применения, декларируя благие намерения борьбы с коррупцией, введением новых правил приема, лишил вузы тех возможностей, которые были еще в прошлом году. Речь идет о призерах областных олимпиад, областных конкурсов Малой академии наук и других профессионально ориентированных ребят. Даже медалисты теперь для И.Вакарчука недостойны того, чтобы вузы могли оказать им преференции при поступлении!
Второй не менее удручающий пример. В годы моего обучения на химическом факультете студент, по каким-либо причинам прервавший свое обучение после 3-го курса, получал справку о незаконченном высшем образовании и мог пойти работать инженером или технологом. Теперь же бакалавр, проучившийся 4 года и защитивший квалификационную работу, получает квалификацию "ЛАБОРАНТ" в соответствии с действующим образовательным стандартом в области химии. Но это не волнует министра И.Вакарчука. За 10 месяцев своего руководства МОН, он физик, бывший ректор Львовского университета, не только не решил эту проблему (а она неоднократно поднималась на различных уровнях), но и не удосужился вникнуть в суть предложений, которые неоднократно поднимали деканы химфаков Донецкого, Одесского, Харьковского и ряда других классических университетов. Речь идет о диверсификации подготовки химиков (думаю, и физиков) на уровнях как бакалавра, так и магистра, введении новых междисциплинарных специальностей, больше ориентированных на технологию и практику. Для химиков это, например, медицинская химия, химия нефти и газа и т.д. Все предложения вузов по расширению перечня химических специальностей и направлений подготовки похоронены И.Вакарчуком и его подопечными в кабинетах министерства.
Как отец дочери, заканчивающей старшую школу, не могу не коснуться еще одной проблемы, которая небезразлична как родителям, так и учителям и преподавателям вузов. Бездумное, абсолютизированное внедрение внешнего так называемого независимого оценивания, как цунами, разрушает еще пока уцелевшую СОВЕТСКУЮ систему среднего образования, кстати, лучшую в мире. Сегодня учителя с ужасом отмечают резкое падение мотивации у учеников старших классов к изучению всех предметов, кроме тех, которые понадобятся для внешнего оценивания. Уму непостижимо, но оценки школьного аттестата никак не учитываются при поступлении! Кого же мы получим после окончания средней школы в таких условиях? Сплошных неучей! Иначе как геноцидом по отношению к средней школе и подрастающему поколению собственной страны это назвать нельзя!
Вы спросите, чем занимается министр? Я задал такой же вопрос некоторым деканам и проректорам университета. В ответ получил два весьма показательных документа. Одним, вышедшим из стен МОНа в мае, предписывалось срочно отчитаться, почему некоторые дисциплины до сих пор преподаются на русском языке, а вторым — доложить, как на местах отпраздновали годовщину союза Мазепы и шведского короля и день рождения Шухевича! Вот, оказывается, что занимает больше всего нашего министра – борьба с русским языком и героизация преступников и предателей своей родины! Не думаю, что Украине нужен такой министр образования!