– Евгений Петрович, когда в нашем городе появился первый стационарный цирк?
– С середины XIX века антрепренеры бродячих цирковых трупп наперебой просили у городских властей разрешения выступить. Частыми гостями в Харькове были антрепризы Саламонского, Сур, Велле, Чинизелли, Годфруа, братьев Никитиных. Все они стремились показать свои программы в нашем городе. Харьковчане любили цирковые представления, такая любовь гарантировала полные залы, а значит, и хорошие сборы. В XIX веке в Харькове наряду с шапито стали появляться и стационарные цирки. В архивах сохранились сведения о том, что в 1881 году французские антрепренеры братья Годфруа построили на Торговой площади (ныне площадь Розы Люксембург) деревянный цирк и получили право пять лет организовывать там представления. Еще через два года основатели Московского цирка братья Никитины построили деревянное здание на одной из площадей нашего города. Так было положено начало стационарному цирку в Харькове. К сожалению, эти постройки до наших дней не сохранились. Самое старое в Харькове здание такого рода находится на улице Красного Милиционера, 17 (бывшая Жандармская). Харьковчане называют его «старым цирком».
– С этим зданием, построенным богатым предпринимателем, немцем по происхождению Генрихом Грикке, связано много известных имен и судеб. По одной из версий-легенд, Генрих Грикке построил его в подарок своей возлюбленной, цирковой артистке. Этот подарок, возведенный по проекту архитекторов Коморницкого и Хрусталева, стал подобно парижскому цирку братьев Франкони своеобразным эталоном для стационарных цирковых зданий всего мира. Необычным было и то, что в здании цирка Генриха Грикке обустроили, кроме манежа, сцену. Такое сочетание позволяло не только показывать здесь представления цирковых трупп, но и ставить спектакли. В цирке-театре работали различные театральные труппы, в том числе коллектив, возглавляемый корифеями украинской сцены Марком Лукичом Кропивницким, Панасом Карповичем Саксаганским и Николаем Карповичем Садовским. Именно здесь начинали свой творческий путь такие известнейшие мастера манежа, как клоуны-дрессировщики Владимир и Юрий Дуровы, клоун Константин Берман, укротитель львов Александр Буслаев, дрессировщица хищников Ирина Бугримова, режиссер Евгений Зискинд, эквилибрист Петр Маяцкий, эксцентрики, куплетисты Григорий Рашковский и Николай Скалов, дрессировщик Борис Эдер, иллюзионист Эмиль Кио. Всех этих людей, как, впрочем, и самого основателя цирка Генриха Грикке, объединяло великое чувство преданности искреннему, доброму и радостному искусству цирка.
– Сегодня в этом здании работает Украинская творческая дирекция по подготовке цирковых аттракционов и номеров. Что это за организация и как она возникла?
– Ее история началась в 1974 году, после того как харьковский цирк «переехал» в новое здание на площади имени Ирины Бугримовой. Ведущие мастера советского цирка обратились тогда в Министерство культуры и предложили разместить в здании цирка Грикке репетиционную базу для подготовки новых программ и аттракционов. Подобная база существовала только в Москве. Вдобавок там не было условий для содержания животных, поэтому бывший цирк Грикке идеально подходил дрессировщикам для работы над новыми номерами. В министерстве идею поддержали, и в этом здании открыли харьковский филиал Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых номеров и аттракционов.
– Получается, в то время все цирковые номера с животными создавались в нашем городе?
– Не только. На манеже Старого цирка репетировали жонглеры, акробаты, клоуны… Эта база оказалась очень востребованной. Параллельно «отрабатывались» один-два аттракциона с животными и несколько номеров других цирковых жанров. Был составлен поминутный график, репетиции шли с утра до вечера. Артисты воевали за каждые 15 минут работы на этом манеже. Так продолжалось до распада Советского Союза.
– Как повлияло это событие на работу старого цирка?
– После распада Советского Союза правопреемником Союзгосцирка стал Росгосцирк. Все артисты, а их было более пяти тысяч, автоматически перешли на работу в эту организацию. Со временем выяснилось, что так много артистов России не нужно, ведь цирковые здания она разделила с союзными республиками. Артисты, у которых не было российского гражданства, стали возвращаться на родину.
Украине досталось десять стационарных цирков. По их численности наша страна стала вторым государством в мире после России. В свое время Союзгосцирк разработал программу строительства стационарных цирков в крупных городах СССР. Благодаря этому новые здания появились в Луганске, Донецке, Кривом Роге, Запорожье и других городах нашей страны. Министерство культуры Украины не имело опыта управления цирками, и по предложению их директоров и творческих работников было создано объединение «Укр-держцирк». Позднее это предприятие преобразовали в Украинскую цирковую компанию, а харьковская дирекция стала единственной в нашей стране базой для подготовки цирковых программ и аттракционов.
– И вновь артисты начали занимать очередь на репетиции?
– Не совсем так. Потребности в создании новых номеров стали гораздо скромнее. Ведь количество цирковых артистов в Украине сильно уменьшилось, да и вопросы финансирования новых постановок решались с большим трудом. Экономический кризис 1998 -2000 годов не позволял финансировать развитие циркового искусства. Мы тогда большей частью занимались усовершенствованием уже существующих номеров или вводили номер нового артиста. По сравнению с прежними временами работы было намного меньше. Возникла и другая острая проблема – кадровая.
– Но ведь их подготовкой занимается Киевское эстрадно-цирковое училище?
– К сожалению, оно не решало проблемы пополнения кадров именно для цирка. За годы независимости Украины на манеж пришли буквально единицы выпускников этого училища. Для эстрады аналогичный показатель намного выше, о чем не раз шла речь на коллегиях Министерства культуры. Поэтому в 1988 году на базе нашей дирекции мы создали детскую студию циркового искусства и назвали ее «Старый цирк». Повлияло на решение и то, что уже сворачивали свою деятельность дворцы и дома культуры, при которых работали многочисленные цирковые студии, развивающие у детей любовь к нашему искусству.
На первом этапе мы отбирали только одаренных и подготовленных детей. Затем поняли, что таких с каждым годом становится все меньше, и стали брать всех желающих. Хотя, естественно, у нас существует отбор. Наши специалисты, работая с детьми, выявляют у них нужные способности, развивают ритмику, пластику. Принимая всех желающих, мы знаем, что многие не выдержат нагрузок, что от нас уйдет процентов 30 ребят. Ведь им надо и шпагатик сделать, и растяжечку, и подтянуться на цирковых снарядах. Это выдерживают не все.
– Как проходят занятия в студии?
– Для всех детей обязательны уроки акробатики и жонглирования. Даже если ребенок никогда не станет артистом, он все равно должен уметь хотя бы тремя мячиками жонглировать. Сначала проходят занятия по общей физической подготовке, ритмике, танцу. Затем мы разводим детей по возрастным группам. Получив начальную подготовку, ребята изучают спецпредметы, такие как актерское мастерство, история цирка, другие. Со старшими ребятами педагоги ставят индивидуальные номера.
– На какой срок рассчитана такая программа?
– Сначала мы рассчитывали на трехлетнее обучение. Затем поняли, что возраст выпускников нашей студии еще не позволяет поступать в цирковой колледж. Так что эти ребята продолжают ходить к нам в студию, наши педагоги ставят им цирковые номера. Если ребенок надумал поступать в цирковое училище, то на вступительных экзаменах он как минимум должен показать что-то цирковое. А если абитуриент показывает готовый номер, это ведь большой плюс при поступлении.
Занятия в студии проходят три раза в неделю с 16 до 20 часов, у старших ребят, сверх того – индивидуальные занятия. Фактически наша студия работает всю неделю. Сейчас у нас занимаются около 50 человек. За все время существования студии более 300 детей возрастом от 7 до 17 лет участвовали в ее работе.
– Среди ваших выпускников есть цирковые артисты?
– Да, таких более 15 человек. (Они часто приезжают к нам, рассказывают о своих успехах – мы всегда рады таким встречам.) Это, например, Сережа Барышников – он поступил в эстрадно-цирковое училище и, еще будучи студентом, начал работать в номере воздушных акробатов. Артисты участвовали в международном цирковом фестивале, который проходил во Франции, и после этого фестиваля Сергею предложили работу в международной программе. Он подписал контракт и уже лет пять выступает в международном цирке «Орлет». А родом Сережа из Балаклеи. У нас с этими балаклейцами была целая история.
– Какая, если не секрет?
– Буквально на второй год после того, как мы организовали студию, к нам приехали трое ребят из Балаклеи, говорят: «Мы хотим у вас учиться». Один из них к тому времени уже окончил школу, Сергей Барышников перешел в 11-й класс, еще один мальчик учился в десятом классе. Желание стать артистами цирка было у ребят настолько искренним, что мы пошли на риск и поселили их с согласия родителей в нашем цирковом общежитии, двоих устроили в харьковскую школу. Из ребят получились настоящие артисты. Сейчас Дима и Леша работают в номере «Акробаты на встречных качелях» под руководством Ромашова, объездили уже полмира. Наблюдая за успехами своих воспитанников, мы понимаем, что, создавая эту студию, не ошиблись, что занимаемся нужным делом. А главное – мы работаем с удовольствием, и детям нравится здесь учиться, они тянутся сюда.