Как заявил Луценко, среди отстраненных - два заместителя начальника Главного управления МВД Украины в Харьковской области, 10 начальников райотделов милиции, а также еще около 20 сотрудников разного уровня, которые принимали участие в криминальных схемах или не выполняли служебных обязанностей по ликвидации этих схем.
Но отстранение - это еще не увольнение, и решение о соответствии отстраненных занимаемым должностям должна принять министерская спецкомиссия в течение месяца (по руководящему составу - за 10 дней). Каковы будут выводы этой спецкомиссии, пока непонятно, но фраза "40 уволенных" облетела выпуски новостей, что, очевидно, должно продемонстрировать заботу Луценко о "чистоте рядов" во вверенном ему ведомстве. Информация о том, сколько из этих 40 "пострадавших" на самом деле лишатся служебных удостоверений, сколько из них при этом уйдут на заслуженную пенсию, сколько окажутся под следствием, скорее всего, будет похоронена в недрах МВД. В конце концов, забота о харьковской милиции продемонстрирована, а выносить сор из избы для милиционеров всегда было некомильфо.
"Чистка от Луценко" могла бы остаться одним из громких пиар-ходов, на создании которых специализируется министр МВД, если бы не два действительно уволенных милиционера: 3 июня был уволен начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков облуправления МВД Олег Алешко, а несколькими неделями ранее - начальник управления внутренней безопасности Владимир Колесник.
Третьим потенциально "пострадавшим" может стать начальник Главного управления МВД Украины в Харьковской области Станислав Крыжановский. По словам Луценко, вопрос о дальнейшей работе Крыжановского на занимаемой должности будет решен через месяц. При этом Луценко дал Крыжановскому совершенно четкий сигнал, заявив, что если через месяц каждый сотрудник милиции, причастный к преступной деятельности и бездеятельности, будет уволен, то Крыжановский останется работать.
Выглядит это заявление Луценко на первый взгляд логично: "Избавься сам от коррупционеров, и останешься работать", однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это заявление министра МВД в очередной раз наглядно демонстрирует тот факт, что Луценко за время работы министром так и не стал ни милиционером, ни чиновником. Для продолжения карьеры Крыжановскому было предложено "сдать" несколько десятков своих подчиненных. В общем-то, это не проблема, тем более, сам Крыжановский имеет репутацию очень жесткого руководителя, который за время руководства харьковской милицией уволил 74 сотрудника за должностные нарушения.
Но, во-первых, предложение избавиться от коррупционеров было сделано не тет-а-тет, а публично, что поставило Крыжановского в довольно неудобное положение: как можно строить свою дальнейшую карьеру, имея репутацию человека, который в обмен на собственное кресло отдал на заклание 40 подчиненных?
А во-вторых, есть серьезные сомнения в виновности отстраненных милиционеров, ведь Луценко не предоставил никаких доказательств того, что эти самые 40 человек занимались "темными делами": не было озвучено ни количество уголовных дел (ведь Луценко говорил по большей части о преступлениях, а не о нерадивости), ни количество служебных проверок, ни их результаты. Все выводы Луценко строились исключительно на основе итогов работы некой киевской проверки. Если выводы киевских проверяющих убедительны и обжалованию не подлежат, зачем нужна еще и "министерская спецкомиссия", которая должна в месячный срок рассмотреть вопрос о соответствии отстраненных занимаемым должностям?
Итак, с одной стороны, Луценко настолько убежден в коррумпированности нескольких десятков харьковских милиционеров, что заявляет об этом общественности, а с другой - зачем-то создает таинственную спецкомиссию. То ли министр - настолько не имеющая веса фигура, что не в состоянии самостоятельно уволить коррумпированных милиционеров, то ли с доказательствами коррумпированности целых 40 харьковских правоохранителей у министра не все в порядке.
В общем, как это часто бывает с Юрием Витальевичем, после его громких заявлений осталось больше вопросов, чем ответов. Неоднозначными были и комментарии Луценко о причастности городских властей к торговле наркотиками. По его словам, секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес вызывался в милицию для допроса в качестве свидетеля, однако на приглашение не откликнулся. Сам Кернес заявил о том, что никаких повесток не получал и вообще считает заявления Луценко "очередной авантюрой против него".
Суть вопросов к Кернесу со стороны правоохранителей Луценко обрисовал в самых общих чертах. По словам министра, задержаны некие наркодилеры и иные лица, имеющие отношение к организации наркотрафика, которые дали показания о причастности харьковских городских властей к торговле наркотиками. В чем суть этой "причастности" Луценко не сказал – то ли градоначальники лично знакомы с кем-то из наркодилеров, то ли сами торгуют наркотиками.
Вообще, "причастность", построенная на показаниях задержанных, вещь очень зыбкая. Видимо, поэтому обычно многословный министр в отношении городских властей был сдержан и даже заявил, что "милиция не будет задерживать кого-либо из чиновников с двумя граммами наркотиков, пока я министр внутренних дел". Итак, два грамма наркотиков - для чиновников вещь допустимая, и это первое интересное заявление Луценко.
Второе интересное заявление Луценко сделал, "отделив" харьковского городского голову Михаила Добкина от "причастных к наркоторговле" представителей городских властей: министр МВД подчеркнул, что ему ничего неизвестно о каких-либо показаниях, в которых бы упоминалось имя Добкина. Таким образом, Луценко вывел харьковского мэра из-под удара, как будто предлагая сосредоточиться на "главном плохом" - Кернесе. Факт любопытный, так как Добкина и Луценко связывает давняя "дружба" еще с 2005 г.
Еще одно событие на прошлой неделе было связано с правоохранительной деятельностью. 3 июня в Харькове находился начальник Госстройинспекции Украины Александр Бондаренко, который посетовал на непростую жизнь сотрудников инспекции. По его словам, они испытывают значительные сложности, когда пытаются обследовать объекты самостроя. Как отметил А.Бондаренко, приходится сталкиваться с противодействием строителей, которые не пропускают сотрудников инспекции на объекты и не предоставляют необходимые документы. Инспекторы, например, не могут даже составить админпротокол, так как у них нет паспортных данных строителей, а производить следственные действия инспекторы не имеют права.
АБондаренко предложил незамысловатый выход из существующего положения – создать свою полицию. По словам начальника Госстройинспекции, существование ведомственной полиции существенно ускорило бы выявление инспекторами самостроя. Приди кому-нибудь в голову осуществить этот проект, прецедент был бы создан любопытный: о создании своей полиции запросили бы все госорганы, осуществляющие проверки чего бы то ни было. Очень скоро появилась бы пожарная полиция, полиция охраны труда, полиция санэпидемстанции и еще с добрый десяток полиций со своими уставами, формой и генералами. После этого Украина превратилась бы в настоящее "полицейское государство".
Руководитель управления СБУ в Харьковской области Андрей Мухатаев на совещании в Харьковской облгосадминистрации по проблемам самостроя заявил о том, что идея со спецполицией малоосуществима и лучше направить усилия на то, чтобы развивать взаимодействие инспекции с уже существующими правоохранительными структурами.
Но не только созданием собственной полиции было озабочено руководство Госстройинспекции. Ее руководитель Александр Бондаренко заявил, что Госстройинспекция Украины будет принимать меры по фактам нарушений (отсутствие ряда документов) при строительстве в Харькове Ледового Дворца. По его словам, меры будут приняты чрезвычайно жесткие независимо от того, кто строит дворец. Как сообщил А.Бондаренко, к строителям может быть применен штраф, который составит половину стоимости построенного объекта.
Отсутствие некоторых документов - вещь, конечно серьезная. Серьезная настолько, что можно наказать строителей, затормозить выполнение государственной программы "Хоккей в Украине" и, в конечном итоге, наказать харьковчан, которые рискуют остаться без Ледового Дворца.
То, что к нарушениям была "пристегнута" городская власть, удивления не вызвало. Так уж повелось, что если обвинения звучат из облгосадминистрации, гневный указующий перст всегда направлен в сторону горисполкома. Правда, обвинения эти носили довольно общий характер и звучали крайне неубедительно, так как городская власть не является ни заказчиком, ни подрядчиком строительства. Кроме того, по словам Добкина, все "согласовательные" шаги городская власть выполнила в полном объеме и, более того, включилась в финансирование государственного строительства.
Кроме Ледового Дворца, "под раздачу" Госстройинспекции попал спортивно-оздоровительный комплекс "Tetra" на ул.Деревянко, у которого нет разрешения на строительство от областного управления Государственной архитектурно-строительной инспекции. Означенный комплекс связан с именем харьковского мецената Юрия Сапронова, который выставкам ракушек предпочитает реальные благотворительные проекты, частью которых и является комплекс с теннисной специализацией "Tetra".
Итак, целых два крупных "нарушителя" - Ледовый Дворец и "Tetra", выявленных бдительной Госстройинспекцией, являются социально значимыми объектами не только для города, но и для страны. Зачем цепляться за формальности, "подтапливая" и без того редкие хорошие начинания? Очевидно, чиновничье рвение у нас, увы, может легко перевесить не только общественную полезность, но и здравый смысл.