Прошедший год оказался годом проб на прочность. Василий Салыгин пробовал на прочность Авакова, инициируя его отставку. Облсовет пробовал на прочность областную администрацию, требуя отставки ряда ее чиновников. Владислав Протас пробовал на прочность городские власти, организовывая пикеты, митинги и даже срыв сессии. Городские власти пробовали на прочность горожан, повышая тарифы, и Протаса, снося забор "Таргета".
Выборы, прошедшие весной, не смотря на сокрушительную победу "бело-голубых" сил, не расставили все по своим местам, как это казалось бы должно было произойти, а внесли сумятицу во властные коридоры. Главная ее причина - "оранжевый" губернатор, отставки которого требовал облсовет и его председатель Василий Салыгин. Кроме ряда митингов и пикетов, организованных по этому поводу, в прошлом году имела место даже голодовка, закончившаяся, однако, ничем.
Проба на прочность губернатора показала однозначно - губернатору Авакову быть. Иначе и быть не могло. Предлагаю окинуть взглядом харьковский политический ландшафт не изнутри, а снаружи - с улицы Банковой, что в Киеве. А взгляд оттуда застилает дымка государственной или, скорее, "президентской" целесообразности. За дымкой этой совершенно теряются пикеты, голосования за отставку и даже голодовка. Зато ярко светит звезда верного соратника Авакова. И публичные акции, направленные на его отставку, только добавляют блеска харьковской "оранжевой" звезде. Следует отметить, что Кушнарев и Салыгин совершили ошибку, которая заключается в следующем: публичные акции протеста только сыграли на руку Авакову. Два политика "кучмовской" эпохи могли бы действовать старыми проверенными методами - подковерных договоренностей. В этом случае, вполне возможно, политический труп Авакова был бы обменян на политические или экономические преференции для окружения президента. Выкатив против Авакова тяжелую артиллерию и начав публичный обстрел, Салыгин и Кушнарев превратили Авакова в президентский форпост, за который следует бороться, потому что теперь потеря этого форпоста станет просто потерей, без всяких сделок и обменов. Поэтому в следующем году Аваков останется политической константой в местном политикуме.
Очевидно, поняв бесплодность своих попыток снять Авакова, Василий Салыгин решил, что если не получается короля убрать, то, по крайней мере, можно оставить короля голым. Оставить голым губернатора можно, сосредоточив удары в двух направлениях: хозяйственном и административном.
Попытки выбить из рук Авакова хозяйственные рычаги Салыгин начал в октябре, потребовав смены руководства ТЭЦ-5 и "Харьковоблэнерго". Попытка эта провалилась: лояльные к губернатору руководители этих предприятий остались на своих местах. После этого последовало требование Салыгина снять руководителя "Электротяжмаша" Виталия Чередника, который является креатурой Авакова. Ответом на это действие Салыгина стал митинг в поддержку Чередника. Последний удержался на месте. Единственной явной победой Салыгина на поприще борьбы за снижение экономического влияния Авакова в регионе стала смена руководителя завода им.Малышева. Смена директора этого предприятия прошла в лучших "подковерных" традициях - без громких заявлений и митингов. Удар оказался для областной администрации неожиданным и болезненным.
В административном ослаблении Авакова Салыгин также достиг некоторых успехов. В активе Салыгина - снятие глав Балаклейской и Дергачевской администраций, снятие Юрия Потыкуна с поста начальника областного управления земельных ресурсов и назначение на эту должность "регионала".
Салыгин и Аваков - политики разного плана. Аваков выигрывает в публичных схватках, но проигрывает в сложном многоходовом комбинировании и интригах. Салыгин же, напротив, искушен в интригах, но совершенно беспомощен в публичной риторике. В следующем году оба областных лидера будут "добирать" в недостающих качествах. Салыгин находится в более выгодной стартовой позиции. Поднатореть в площадной риторике довольно просто - для этого достаточно вспомнить Кушнарева, который за очень короткий срок из довольно блеклого чиновника превратился в блестящего трибуна. Авакову же придется в следующем году маневрировать, опираясь на стремительно теряющего влияние гаранта конституции.
Исходя из этого, можно предположить, что Аваков будет постепенно терять свои позиции, причем утрата административных рычагов влияния будет идти быстрее, чем потеря экономических. Это обусловлено, во-первых, тем, что Аваков является в первую очередь коммерсантом, интересы которого расположены в Харьковском регионе, а потому сохранение влияния на стратегически важные предприятия, прежде всего, в сфере энергетики, будет для него всегда приоритетнее судьбы "товарищей по Майдану", которые, очевидно, в следующем году будут массово покидать властные коридоры. Смена глав районных администраций, руководителей управлений областной администрации и заместителей может стать для Авакова предметом торга за сохранение своих бизнес-интересов, ведь Аваков-губернатор точно закончится после президентских выборов и снова превратится в Авакова-бизнесмена. Во-вторых, кадровая чистка окружения губернатора, проведенная руками регионалов, при правильном подходе может сыграть на руку Авакову, который, не неся ответственности за увольнения, обновит свое окружение.
Городские власти в следующем году также ожидают кадровые перестановки. Главной их них может стать отставка с поста секретаря горсовета Геннадия Кернеса. Геннадий Адольфович в прошлом году успешно "оттягивал" на себя весь негатив, льющийся на городские власти после принятия ряда непопулярных решений. Здесь речь идет, в первую очередь, о недовольстве действиями городских властей со стороны городской бизнес-элиты, которая с трудом восприняла новые правила игры, навязанные мэрией. Кроме того, учитывая электоральные настроения горожан, недовольных повышением тарифов, вполне возможно, вскоре понадобится человек, "заклание" которого сможет успокоить общественное мнение. Произойти отставка Кернеса может весной или в начале лета в том случае, если ощутимого эффекта от "реформы ЖКХ" не будет заметно. Технических проблем здесь не ожидается. Депутаты городского совета от Партии регионов дисциплинированно проголосуют за отставку, получив команду от вышестоящих партийцев. В этом случае, по причине живости характера, Геннадий Адольфович вряд ли уйдет в тень. Он, очевидно, сумеет сохранить часть своего влияния, во-первых, оставшись депутатом горсовета, во-вторых, безусловно оставаясь одним из самых искушенных в интригах местным политиком. Место секретаря горсовета в случае отставки Кернеса займет "серый" депутат-регионал, каковых в горсовете подавляющее большинство, и вся полнота власти будет сосредоточена в руках Михаила Добкина.
В отличие от ситуации с секретарем горсовета, положение мэра в этом году не пошатнется. Референдум об отставке городского головы и депутатов проведен не будет. Даже не устраивая срывы собраний инициативных групп, можно сколь угодно долго, вплоть до следующих выборов, оспаривать законность проведения референдума, подлинность подписей и т.д. Сама судебная система способствует затягиванию решения подобных вопросов. Корме того, в случае критического положения, остается возможность отдать "на заклание" городского секретаря.
Карта "коррупционно-милицейского" скандала была разыграна Добкиным почти блестяще, и главным итогом этой комбинации станет то, что городское управление МВД в следующем году, очевидно, будет воссоздано. Руководителем городской милиции станет человек, либо лояльный к городским властям, либо (что еще более вероятно) близкий лично мэру. Наличие "своей" милиции, очевидно, упрочит его положение.
И еще один аспект, безусловно "играющий" на стороне Добкина, - это отсутствие реальной политической оппозиции. Лидер харьковских БЮТовцев Александр Фельдман в прошлом году публично обменялся с мэром заверениями во взаимной дружбе и дальнейшем сотрудничестве. Обмен любезностями между, казалось бы, идеологически непримиримыми лидерами выглядит совершенно естественным, если принять во внимание тот факт, что бизнес хозяина торгового центра "Барабашово" настолько тесно вплетен в инфраструктуру города, что какой-либо передел в этой сфере равносилен раскачиванию лодки, которая давно стала общей как для городских властей, так и для Александра Фельдмана. Причем Фельдман оказался в этой лодке гораздо раньше, чем нынешние городские начальники. Если в Киеве между словами "БЮТ" и "непримиримая оппозиция" однозначно ставят знак равенства, то в Харькове для верности уравнения надо или под БЮТом иметь в виду не Фельдмана а непосредственно "Леди Ю.", или к слову "оппозиция" добавлять "мягкая" вместо "непримиримая".
Что касается "Народного союза "Наша Украина" (НСНУ), то Арсен Аваков - олицетворение этой политической силы в области - в этом году будет озабочен скорее обороной, нежели наступательными действиями. Лихорадочные действия по сохранению хоть какого-то влияния не оставят губернатору времени на борьбу с городскими властями. Это подтверждает тот факт, что даже на массовые беспорядки на ул.Клочковской губернатор отреагировал почти через неделю.
Более "мелкая" оппозиция в Харькове представлена несколькими партиями, заявившими о себе поддержкой сбора подписей за проведение референдума об отставке городского головы и роспуске горсовета. Это Украинская народная партия, Партия промышленников и предпринимателей Украины, партия "Реформы и порядок", УРП "Собор" и Христианско-демократический союз. Уже почти забытые горожанами названия зазвучали снова, однако эту "мелкую" оппозицию можно спокойно сбросить со счетов, т.к. партии, которые, даже объединившись, не смогли собрать в полуторамиллионном городе более 5 тысяч протестующих на пикете по поводу повышения тарифов, скорее не партии, а "клубы по интересам".
Остается Владислав Протас и возглавляемый им "Городской дозор". Интересно, что ни губернатор, ни Харьковская организация НСНУ никогда публично не поддерживала деятельность Протаса и "Дозора". А ведь поддержка от губернатора, хотя бы в виде соответствующих заявлений, смогла бы перевести конфликт "Протас -городские власти" из "земельно-супермаркетной" плоскости в политическую. Таким образом, единственная оппозиция харьковским городским властям существует без какой-либо политической основы. Сам Владислав Протас должен понимать бесперспективность такого "независимого" существования, поэтому, возможно, в следующем году он прибьется к какому-нибудь политическому берегу, например, вступит в ряды создаваемой экс-министром МВД Юрием Луценко политической силы. "Окрасившись" наконец-то в политические цвета, Владислав Протас, возможно, продолжит борьбу.
На продолжение деятельности Владислава Протаса в прошлом году сыграли сами городские власти. "Мирный" митинг на ул.Клочковской, закончившийся массовыми беспорядками, дал руководителю "Дозора" сильный импульс, т.к. подобный повод для "засветки" просто нельзя не использовать. Еще пара подобных акций со стороны городских властей, и деятельность Владислава Протаса просто не сможет тихо сойти на нет. Впрочем, городские власти наверняка сделали выводы из своих ошибок, автор идеи привлечения спортсменов в качестве "возмущенной общественности" был поджарен на медленном "бело-синем" огне, и следующий год будет более спокойным в части проведения массовых акций.
Подводя итог, отмечу, что год проб на прочность показал, кто чего стоит, и следующий год станет годом окончательной расстановки точек над "i". В следующем году будут происходить глубокие системные изменения, которые коснутся как властных кабинетов, так и делового климата в регионе.