Киевский районный суд Харькова 31 марта удовлетворил жалобу руководства Харьковского горсовета на постановление управления СБУ в Харьковской области о возбуждении уголовного дела. Прокуратура Харьковской области и следственный отдел УСБУ подали апелляцию на решение Киевского суда, но очередной гвоздь в крышку гроба, в котором будет, похоже, похоронено дело СБУ против городских властей вбила комиссия Генпрокуратуры, которая, как и суд, признала возбуждение уголовного дела преждевременным и лишенным законных оснований.
Конечно, СБУ будет судиться с городскими властями и дальше, но эта тяжба перспективной для СБУ не выглядит. Во-первых, в глаза бросается явно надуманное основание для возбуждения уголовного дела: слишком уж непохожа на растрату выплата надбавки к зарплате сотрудникам горсовета. Да и явная цель всех телодвижений СБУ – харьковский городской голова Михаил Добкин и секретарь горсовета Геннадий Кернес - оказались ни при чем, т.к. злополучная надбавка выплачивалась и до них. Во-вторых, вместо того чтобы расследовать уголовное дело, СБУ будет вынуждено доказывать сам факт законности его возбуждения, что означает потерю времени. Кроме того, даже если очередной суд высшей инстанции признает возбуждение уголовного дела законным, на задворках сознания общественности останется осадок, тем более, мысль о "преследованиях по политическим мотивам" не высказывал разве что самый безразличный к харьковским делам регионал.
Если победа городских властей над СБУ была ожидаемой, то легкая "сдача" метрополитена выглядит неожиданной. Конечно, шум был поднят, но никаких "захватов" административного здания не случилось. Не было даже банального для Харькова митинга. Мусеев, естественно заявил о том, что продолжает работать, но всерьез его слова воспринимать уже нельзя. Если в первое пришествие Броншпак вел себя крайне неуверенно, как будто сомневаясь в своей легитимности, то на прошлой неделе он сделал несколько заявлений и действий, которые мог сделать только полноправный руководитель.
Во-первых, Броншпак начал исподволь готовить общественность к тому, что передача метрополитена в коммунальную собственность - мероприятие сомнительное. Не то что бы делать этого нельзя категорически, но есть вопросы, на которые еще предстоит дать ответы: может ли городской бюджет профинансировать строительство новых станций, а также кто и как будет оплачивать перевозку льготного контингента. Кроме того, Броншпак заявил, что финансовые дела метрополитена неблестящи, но повышения цены на проезд не будет.
Во-вторых, новый исполняющий обязанности начальника метрополитена пообещал разобраться с фактом продажи за 120 тыс.грн. 3-го корпуса ведомственного санатория "Дубовая роща" площадью 200 кв.м. При этом Броншпак подчеркнул, что произошло это тогда, когда метрополитен возглавлял Серей Мусеев.
В-третьих, Броншпак начал назначать в метрополитен новых людей: был назначен новый и.о. заместителя начальника по строительству, планируется назначить нового и.о. заместителя директора по эксплуатации. Оба этих руководителя ранее работали в метрополитене, и назвать их "людьми Броншпака" нельзя. По крайней мере, это не выходцы из АО "Концерн "АВЭК и Ко", и никакого отношения к ТЦ "Барабашово" они не имеют. По словам некоторых руководителей метрополитена, в метро начались массовые увольнения, и многим работникам было предложено написать заявления "по собственному желанию", однако Броншпак назвал эти высказывания надуманными.
Ряд работников ГП "Харьковский метрополитен" планирует обжаловать в суде назначение Геннадия Броншпака и.о. начальника метрополитена. Правда, когда это произойдет и произойдет ли вообще, остается под вопросом, т.к., судя по уверенным действиям Броншпака, смена руководства все же состоялась, причем состоялась фактически с согласия городских властей. Выражение несогласия одними заявлениями в таком ключевом для городских властей вопросе, по сути, согласие и означает. Ведь можно было устроить "захват захваченного", привлечь милицию и судебного исполнителя с очередным определением суда, которое получить проще простого. Кроме того, старое определение суда, оставшееся от прошлого пришествия Броншпака на метрополитен, остается в силе. Однако ничего этого не произошло, а это значит - у метрополитена новый руководитель.
Вряд ли городские власти сдали столь важный для себя рубеж "за просто так". Наверняка имели место какие-то договоренности, предмет которых общественность никогда не узнает. Однако имел ли место сам факт этих договоренностей, можно будет легко проследить по дальнейшим действиям даже не Мусеева, который оказался "за бортом", а потому не может не протестовать, а городских властей. Если смена власти в метрополитене не вызовет адекватной реакции городских властей (громкие заявления о "незаконности" назвать адекватным ответом нельзя, учитывая важность вопроса), значит, Мусеева просто сдали в обмен на что-то, о чем можно только гадать.
Возможно, метрополитен был обменян на… перевыборы. Предположение, конечно, смелое, ведь на чашах весов вещи несоизмеримые, но есть несколько косвенных фактов, которые могут поддержать эту версию. Факт самый главный: на прошлой неделе, 31 марта, после отчета рабочей группы по проверке работы харьковских городских властей профильный парламентский комитет решил вынести на рассмотрение Верховной Рады постановление о внеочередных выборах харьковского мэра и горсовета. Казалось бы, включение этого вопроса в повестку дня означает перевыборы, однако это не так. По заявлению нардепа-регионала Василия Хары, Партия регионов (ПР) сделает все для того, чтобы не допустить проведения досрочных выборов в Харькове, и будет "использовать самые жесткие методы противостояния этому беспределу, который творится у нас в государстве, в том числе будем блокировать трибуну".
Предлагаю взглянуть на дело глазами премьера. Блокирование трибуны Верховной Рады Юлии Тимошенко сейчас нужно меньше всего. Коллапс высшего законодательного органа страны убьет и без того хрупкую коалицию. Возможность проведения досрочных парламентских выборов прогнозируют представители разных политических сил. О том, что коалиция дышит на ладан, 5 апреля в ходе совместной конференции Харьковской областной и городской организаций ПР заявил другой регионал - Василий Джарты. Более того, Джарты даже заявил о фактической подготовке ПР к предстоящим парламентским перевыборам. Председатель депутатской фракции Блока Литвина в Верховной Раде Владимир Литвин 5 апреля в Харькове тоже подчеркнул, что стратегическая нестабильность политической ситуации может привести к внеочередным парламентским выборам в Украине. Т.е. возможность перевыборов парламента становится едва ли не более реальной, чем перевыборов харьковских городских властей.
Для премьер-министра на одной чаше весов - развал коалиции, коллапс Верховной Рады, перевыборы, а на другой - мэрские амбиции народного депутат – харьковчанина (фракция БЮТ) Александра Фельдмана, который даже не входит в ближайшее окружение премьера. Кроме того, пришествие Александра Фельдмана в мэрское кресло вряд ли поможет существенно увеличить личный рейтинг Тимошенко на предстоящих президентских выборах. Т.е. несколько процентов для Тимошенко Фельдман-мэр из города выжмет, но Харьков - лишь двадцатая часть избирателей Украины, и лишний процент-полтора будет приобретен ценой блокирования Верховной Рады. Цена вопроса явно неадекватна, ведь те же проценты можно легко добрать, протащив очередной популистский законопроект через работающую Верховную Раду.
То, что харьковчане выберут мэром именно Фельдмана, не является фактом. В данном случае закон сообщающихся сосудов не работает, и снижение рейтинга городских властей отнюдь не означает перетекание голосов к Фельдману. Кроме того, при всем том негативе, который окружает городские власти, Харьков остается "бело-голубым" городом, и наверняка в случае перевыборов "бело-голубым" будет и горсовет. Достаточно открыть закон о местном самоуправлении, чтобы убедиться, что мэр без "своего" большинства в горсовете - это даже не полмэра, а скорее четверть. Зачем бороться за четверть мэрства, если можно подождать и начать играть наверняка? Ведь через год с огромной вероятностью у Фельдмана появится президент-однопартиец, что позволит по максимуму использовать административный ресурс. Губернатор "от Тимошенко" наверняка будет играть на стороне Фельдмана по-настоящему в отличие от пытающегося перехитрить самого себя нынешнего председателя Харьковской облгосадминистрации Авакова. Кроме того, президентская предвыборная гонка будет сопровождаться агитацией, которая поляризует избирателей. У Партии регионов это рейтинг не отберет, зато безусловно поднимет рейтинг БЮТ, что неизбежно скажется на количестве БЮТовцев в будущем Харьковском горсовете.
И раз уж мы заговорили о губернаторе, нельзя не сказать о возможности, которая скоро может стать реальностью. Эта возможность - "Фельдман - губернатор". В том случае, если президентом Украины станет Юлия Владимировна (а вероятность этого очень высока), Фельдман без утомительной предвыборной гонки, которая будет сопровождаться полосканием грязного белья и отчаянным давлением на все, что связано с "АВЭКом", займет высший административный пост в области. Заметим, что если законопроект Ющенко о местном самоуправлении пройдет через парламент (а первое чтение он уже прошел), то губернатор сможет ветировать решения городского и областного советов. Губернаторы станут главным инструментом усиления президентской вертикали, а харьковские городские власти будут заходить в кабинет губернатора, только низко кланяясь, ведь ни одно решение городского совета, в том числе и по земельному вопросу, не сможет быть принято без визы губернатора. Губернатор станет по-настоящему ключевой фигурой в области. Заметим, ключевой фигурой всей области, а не только города. На этом фоне мэрство выглядит мелковато.
Есть еще один маленький штрих, работающий на версию об "обменянных" перевыборах. Это заявление Геннадия Броншпака, что передача метрополитена в коммунальную собственность - дело сомнительное. Будь Броншпак уверен в том, что в скором времени мэрское кресло займет Фельдман, он бы подобных заявлений не делал. Ведь если мэром станет Фельдман, то для Броншпака передача метрополитена в коммунальную собственность - наилучший вариант. В этом случае его положение будет зависеть не от Минтранса, а исключительно от того, по чьей воле он и был назначен в метрополитен.
В этой версии есть одно "слабое звено" - Александр Фельдман. Сложно сказать, насколько реально он оценивает свои шансы быть избранным мэром именно сейчас. Пользуется ли он в оценках своего рейтинга данными Агентства моделирования ситуаций, местечковых "политтехнологов" или предпочитает более реальные сведения? Готов ли он ждать, чтобы позже действовать наверняка? Насколько он уверен в том, что БЮТ увеличит свой рейтинг в регионе? На эти вопросы не найти ответов ни в заявлениях, ни в интервью, а потому остается только следить за развитием ситуации.