Итак, в начале реформы ЖКХ существовала проблема под названием ЖЭК. Возмущало городские власти то, что ЖЭК являлся и заказчиком, и подрядчиком. ЖЭКи - тяжелое наследие от советских времен - были отягощены непомерными штатами. Сотрудники этих штатов получали копеечные зарплаты и работали соответственно. Систему эту надо было ломать. Цели городские власти ставили благородные: разделить заказчика и подрядчика работ в сфере ЖКХ, установить на рынке оказания коммунальных услуг здоровую конкуренцию, ввести в этот рынок коммерческие структуры, сделать систему платежей дифференцированной и максимально прозрачной, заставить ЖЭКи "коммерциализироваться", что, по идее, должно было привести к сокращению штатов и повышению качества оказываемых ЖЭКами услуг.
Среди новых городских градоначальников вроде бы нет чиновников "старой" школы, однако путь для достижения своих целей они избрали типично чиновничий - создали структуру, которая должна собирать деньги, заказывать и контролировать.
Такой подход, на мой взгляд, не оправдается. И причиной тому станет несколько системных ошибок.
Ошибка первая - структурная. КП "Жилкомсервис", обремененное такими ответственными функциями, просто не сможет существовать без огромного штата сотрудников, т.к. нужно будет собирать и распределять деньги, искать подрядчиков, а главное – контролировать их работу. Работы, проводимые ЖЭКом, будет контролировать структура "Жилкомсервиса", т.е. конкретный чиновник. И чиновников этих будет минимум столько же, сколько ЖЭКов, т.к. надо будет закрывать подряды, а для этого хотя бы глазами окидывать то место, где работники ЖЭКа потрудились. Если этого происходить не будет, то главная контролирующая функция ЖЭКов сойдет на нет. А кто будет оплачивать этот штат контролеров, распределителей денег и подрядов? Конечно, мы с вами.
Ошибка вторая - кадровая. Давайте задумаемся над тем, кем будут эти самые сотрудники "Жилкомсервиса". Молодым инициативным менеджерам городские власти вряд ли смогут предложить достойную зарплату. Вакансий в "Жилкомсервисе" будет много. Штат ЖЭКов будет сокращен. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сложить два и два и понять - работниками "Жилкомсервиса" окажутся сокращенные за ненадобностью сотрудники ЖЭКов. Учитывая, что помещения ЖЭКов будут частично переданы "Жилкомсервису", можно представить себе типичную ситуацию, которая будет многократно повторяться в помещении ЖЭКа-"Жилкомсервиса". Работник ЖЭКа, позевывая, бьет в стену кулаком и кричит: "Вась, подрядчик по Неудачников, 13 – закрой!" Голос из-за стены: "Там же по-прежнему крыша течет!" - "Да у них всегда все течет - вредные жильцы попались. Вась, закрой, а? Без денег же останемся… С меня магарыч с получки" - "Ладно, волоки подряд, закрою". Вот и вернулись мы к ситуации "Сам себе и подрядчик, и заказчик".
Ошибка третья - электоральная, вытекающая из первых двух. При такой ситуации ощутимых улучшений не наступит. Почему-то городские власти решили, что для потребителя коммунальных услуг не все равно куда жаловаться - в ЖЭК или "Жилкомсервис". А ему, потребителю, это как раз все равно, его волнует, течет у него крыша или нет. Созданием "Жилкомсервиса" городские власти сотрясли воздух, фактически оставив проблему нерешенной, т.к. в конечном итоге заказывать услугу и оценивать качество ее исполнения будет не потребитель, а кто-то, кому потребитель за это платит. Но раньше за это ЖЭКам платили. В чем тогда разница? Сейчас нападки на городские власти носят спорадический характер, и мэр убедительными речами пока сдерживает волну народного гнева, но когда горожанин поймет со всей очевидностью, что ничего, кроме повышенных тарифов, не изменилось, волна эта обрушится на городских чиновников. Штатные политтехнологи мэра будут продолжать вещать ему о высоком уровне доверия, а граждане тем временем будут внимать тем, кто ошибки городских властей начнет конструктивно критиковать.
Раз уж речь зашла о критике городских властей, то следует остановиться на
политическом аспекте провала реформы ЖКХ. Губернатор, возмущенный созданием "Жилкомсервиса", сделал несколько эмоциональных заявлений, главным из которых стал призыв не платить по новым тарифам. Конструктивностью тут, очевидно, не пахнет, тем более, заметим, - никакой альтернативы действиям мэра его оппонентами предложено не было. Владислав Протас за время отчаянной оппозиционной борьбы также не предложил реальной альтернативы реформе ЖКХ. Но в последнее время в городе активизировалась политическая сила, которая уже начала делать из ржавого локомотива "Жилкомсервиса" и сошедшей с рельсов "реформы ЖКХ по-харьковски" политический капитал для себя. Имя этой политической силы - Блок Юлии Тимошенко (БЮТ). Именно со стороны БЮТ городским властям следует ожидать самой жесткой и конструктивной критики. В том, что критика эта последует, можно не сомневаться.
Чтобы не уподобляться "критикам ради критики", попробуем разобраться - а есть ли альтернатива? Вспомним - на стадии обсуждения реформы ЖКХ звучала уже почти забытая теперь аббревиатура ОСМД - общества совладельцев многоквартирных домов. Проблем с созданием ОСМД, конечно, много. Самая главная из них - социальный состав жителей одного подъезда, а тем более - дома, слишком разный, и объединяться вся эта разношерстная публика будет со скрипом. Проблема вторая - неопределенный юридический статус этих самых ОСМД. Однако при решении этих проблем все благородные цели, которые ставили перед собой авторы реформы ЖКХ, достигаются с удивительной легкостью.
Поясню на примере собственного дома. Итак, двухэтажный 8-квартирный дом, который строился в 1953 году немецкими военнопленными как барак. Дом строился в те времена, когда работали на совесть (тем более, совесть немецкую), а за кражу мешка цемента можно было схлопотать 10 лет лагерей, поэтому стоит он до сих пор. За время своей долгой жизни дом оброс канализацией, водопроводом и газом. Получилось вполне сносное жилье в центре города. ЖЭК находится от дома в 100 метрах, которые стали для ЖЭКа расстоянием, соотносимым с расстоянием от Земли до Солнца. За те 7 лет, что я живу в доме, ЖЭК не сделал ровным счетом ничего. Тем не менее, во дворе чисто, в подъездах тоже. Ничего нигде не течет. Мусорка облагорожена, двор тоже. Мистики тут, конечно, никакой нет - все это делают сами жильцы или те, кого эти жильцы нанимают.
Мусорка строилась своими силами - кто-то дал 20 грн., а кто не смог - тягал песок и мешал цементный раствор. (Строительство закончилось общедворовой пивной вечеринкой.) Когда в прошлом году от мороза лопнули водопроводные трубы, проходящие через крышу, жильцы скинулись и купили утепленный металлопластик (поиск плашки нужного диаметра стал эпопеей с детективным сюжетом, но ведь справились). Всю сантехнику в доме ремонтирует один сантехник, которого жильцы просто рекомендуют друг другу. Уборкой подъездов занимаются все по очереди (убирать несложно - никому не придет в голову бросить в подъезде окурок). Чтобы машины, стоящие во дворе, не утопали в межсезонной грязи, сами жильцы засыпали двор чем придется - от гравия до битого кирпича.
В доме живут: кинолог, машинист электровоза, автомеханик, юрист, мелкий коммерсант, два тихих алкоголика и автор этих строк - человек с темным прошлым и мутным будущим. Всех нас объединило одно простое желание - мы захотели жить комфортно. Мы, фактически, и есть то самое ОСМД. Я спрашиваю себя - зачем мне ЖЭК и "Жилкомсервис"? Я сам определяю, какая именно услуга мне нужна, являюсь заказчиком услуги и принимаю работу. Зачем мне кто-то, кто будет делать это за меня, еще и за мои же деньги?
Что касается поиска подрядчика - тут вообще все просто. Управдому для решения практически всех проблем достаточно воспользоваться газетой "Премьер" (стоимость - 1 грн.) и примерно на такую же сумму сделать звонков, связавшись с подрядчиками.Уже представляю контраргументы оппонентов: 8 квартир - мало, организовать подъезд 16-этажки гораздо сложнее. Это, безусловно, так. Только ведь сидит в подъезде 16-этажки консьерж, и скидываются граждане уже давно на уборку подъезда и входные двери с кодовыми замками. Т.е. некие попытки организоваться все же имеют место. Все, что надо было сделать городским властям, - создать условия для развития ОСМД и оказать практическую помощь желающим объединиться гражданам.
Городские власти тратились на телевизионную рекламу, сообщающую о номере "горячей линии", по которому все равно не дозвониться, на рекламные баннеры, с которых мэр, глядя строго и проникновенно, поздравлял горожан с Новым годом... А ведь можно было, используя те же медийные возможности, развернуть рекламную кампанию под лозунгом "Граждане, объединяйтесь в ОСМД!".
Преимущества в этом случае были бы неоспоримы.
Первое. Жители многоквартирных домов сами бы решали, кому и за что платить.
Второе. ЖЭКи "коммерциализировались" бы сами, оптимизировали бы свою структуру и улучшили качество выполняемых ими работ, т.к. услуги нерадивого ЖЭКа просто не стали бы заказывать.
Третье. Коммерческие структуры и частные предприниматели пришли бы на рынок ЖКХ сами, совершенно естественным образом, без всяких тендеров (в честность и прозрачность которых в нашей стране верить может только ненормальный).
Четвертое. Со временем расслоение среди жителей многоквартирных домов неизбежно произошло бы. Квартиры в домах с развитыми ОСМД стали бы стоить дороже и квартирная плата в них была бы выше, что медленно, но верно привело бы к тому, что дома стали бы разделяться по "статусу". Безусловно, появились бы и "дома-трущобы", но такое разделение все же лучше, чем наличие трущобных микрорайонов.
И последнее - политический аспект. Городские власти переложили бы часть ответственности за качество коммунальных услуг с себя на ОСМД, т.е. на жильцов, которым сами лучше знают, какие услуги и в каком объеме им нужны. А квартплата, по поводу повышения которой было сломано столько копий, просто… исчезла бы как понятие, канув в Лету, вместе со странными образованиями под названием ЖЭКи.
Но все это требует кропотливой работы, рассчитанной на годы. Гораздо проще поднять цены, создать "монополиста-контролера" и рекламировать не новые отношения в системе ЖКХ, а себя самих. Возьму на себя смелость предположить - локомотив под названием "Жилкомсервис" будет ржаветь "на запасном пути", лишенный колес. А колеса этого локомотива - элементарный здравый смысл, о котором, похоже, городские власти забыли, начиная серию странных экспериментов под названием "Реформа ЖКХ".