"Только за счет таких идиотов Россия и может побеждать. В футболе, разумеется" (М.Д. Звонов)
В одном из своих интервью, кажется, это было в 2006 г., режиссер Александр Рогожкин с гордостью заявил: я, дескать, больше не собираюсь возвращаться к надоевшим мне "нацособенностям". Сказал как отрезал. И обещание свое сдержал: действительно, не возвращался к слегка потасканному франчайзу целый год. Но подвернулся очередной заказчик (на это раз не водочный брэнд, а Российский футбольный союз), и понеслась душа в рай. Рогожкин вернулся к старому доброму занятию и снял фильм "Игра" про особенности национального футбола.
Увы, собственно футбола в фильме про футбол оказалось гораздо меньше, чем охоты в "Особенностях национальной охоты". Все действие крутится вокруг людей, к футболу отношения хоть и имеющих, но в футбол не играющих: администраторы, массажисты, сторожа, уборщицы. Казалось бы, в этом есть неплохой потенциал: закулисье часто бывает даже интереснее сцены, но, увы, в нашем случае ожидания не оправдались. Путешествие по коридорам, раздевалкам и кладовкам тренировочной базы футбольной сборной, где проходит основное действие фильма, оказывается на редкость скучным и предсказуемым.
Рогожкин в который раз играет на поле гротеска, сочиняя фильм как набор шуток в исполнении обоймы ярких персонажей и особо не опираясь на сюжет. Оно бы может и неплохо - мало кто может вспомнить точный сюжет "Охоты", а вот булдаковского генерала забыть нельзя. Но комедия, которая ненавязчиво превращается по мере разворачивающегося действия в панегирик российскому футболу и гимн патриотизму болельщиков, это уже перебор. И причина этому проста: новый фильм Рогожкина, увы, не от сердца, а скорее от кошелька.
Но больше всего поражает совершеннейшее отсутствие динамики. И это в фильме о спорте, да еще о каком спорте – о футболе! Привычные нашему зрителю вяло бегающие российские футболисты двигаются на экране явно живее сюжета. Если собрать все присутствующие в фильме текстовые гэги, их едва хватит на средних размеров анекдот. Но, как известно, затянутый анекдот даже хуже анекдота с бородой, поэтому, растянув вялое действие картины "аж" на полтора часа, Рогожкин, похоже, влип в ту же субстанцию, что и создатели "Самого лучшего фильма", причем влип крепко. Упавший в начале фильма на помощника администратора Колю сейф - пожалуй, самое энергичное действие в ленте. Но сейф упал и завяз в земле - так же завяз в скуке и фильм.
К финалу же, когда все герои ленты, причем даже эпизодические, начинают все чаше повторять манту "Россия вперед!", а поведенный на футболе инспектор ГИБДД скачет по дороге в обнимку с очкасто-усатым рокером, радуясь победе сборной, фильм активно начинает напоминать проповедь о "чудесах исцеления" и "Божьей благодати". Однако если бы я хотел проповеди, я выбрал бы более подходящий ее источник, нежели рогожкинская комедия.