Ленинскому комсомолу исполнилось 90 лет. Относиться к этой дате можно по-разному, впрочем, как и к самому Союзу молодежи. И хотя он сошел с исторической арены, для старшего поколения такой юбилей – день знаменательный. Для многих наших сограждан комсомольский билет стал в буквальном смысле путевкой в жизнь и судьбой.
Если спросить у тех, кому за сорок, какие ассоциации вызывает слово «комсомол», то большинство ответит, не раздумывая: «Молодость, романтика, Север, целина, строительные отряды, турслеты, субботники, фестивали, гитары и песни».
В общей памяти народа осталось именно это, хотя кто-то вспомнит недовольно собрания, взносы и разносы, остальную организационную формалистику. И это было. И это – сгубило. Но не могут ошибки вычеркнуть комсомол из памяти самих комсомольцев. Как нельзя вычеркнуть юность из своей жизни.
Он стал частью истории нашей страны. И хотя мы мало задумываемся о том, что значила Всесоюзная молодежная организация в жизни нашей страны, вспомнить ВЛКСМ в юбилейный год надо. Потому что остается все меньше и меньше людей, для которых комсомол был связан не только со стройотрядами и слетами, но и с другими начинаниями, сыгравшими немалую роль в судьбе СССР.
Первых комсомольцев уже нет, а большинство тех, кто застали ВЛКСМ, вспоминают идеологическую шелуху, которой в жизни партии и комсомола становилось с годами все больше и в которой в конце концов утонула вся Страна Советов.
Хотя и в идеологической шелухе находились настоящие зерна, которые пора отделить от плевел.
«Защитив революцию с винтовкой в руках, солдат-комсомолец взял в руки молот, чтобы строить новую жизнь».
Новую жизнь надо было строить в стране тотальной безграмотности. Где большую часть населения составлял все-таки не пролетариат, а крестьянство.
Идеи революции не очень-то сочетались с деревенским укладом, с традициями, не отвечавшими новому времени. Поэтому конец 20-х и начало 30-х годов вошли в историю не только как период Голодомора и коллективизации, но и как время культурной революции, направленной на разрыв со старыми традициями, на ликвидацию безграмотности и перестройку быта. Культуру в деревню все-таки нес комсомол, который вплотную занялся ликвидацией безграмотности, организовывал в селах избы-читальни – прообразы будущих сельских библиотек. Комсомольцы в селе не только занимались антирелигиозными диспутами, но и обучали молодежь.
– К нам приехали Николай и Павел, еще девушка была с ними, уже за давностью лет не припомню имени. Конечно, хлопцы были городские, и мы больше в избу-читальню бегали, чтобы на них посмотреть, ну и, конечно, книги читали. Потом уже наши, деревенские комсомольцы организовали самодеятельность. Ставили и Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Я постеснялась участвовать, а вот подруга Галя играла Оксану. Вся деревня ходила смотреть самодеятельность. Это было таким событием! Потом Галя в комсомол вступила, ей дали путевку на рабфак. Уехала Галя из деревни, учительницей стала. А я замуж вышла. Может, тоже надо было в комсомол поступать, – вздыхала, вспоминая юность, Александра Никифоровна Шевченко, жительница села Окуловка. Александра Никифоровна застала первое поколение комсомольцев, тех, у кого появился тогда реальный шанс вырваться из привычной среды и занять на социальной лестнице ступеньку повыше. Кстати, этим шансом воспользовались многие. Если в 1928-29-х годах по комсомольским путевкам пошли учиться на рабфаки 15 тысяч человек (очень мало для многомиллионной страны), то спустя десятилетие на рабфаках получали образование уже 150 тысяч.
Первых комсомольцев трудно назвать карьеристами. Читая хронику тех лет, находишь для таких людей слово, которое сами бы они не приняли, – бескорыстие. Потому что помимо заседаний на комсомольских собраниях, члены ВЛКСМ занимались реальными делами. Снимали беспризорников с поездов, шефствовали над детдомами, организовывали субботники. Харьковский тракторный завод был построен за 15 месяцев благодаря трудовому энтузиазму комсомольцев. Трудовой энтузиазм приветствовался и при благоустройстве города. Только благодаря комсомольцам в Харькове появилось 11 аллей и парков.
VIII съезд ВЛКСМ объявил Всесоюзный культпоход по ликвидации безграмотности. Были созданы «ударные отряды по ликбезу». Они обучали неграмотных, создавали новые школы. В 1930-м комсомол предложил создавать двухгодичные вечерние школы для малограмотных. За последующие пять лет в стране были обучены грамоте около 45 миллионов человек.
Какая политическая организация может похвастаться такими результатами?
Имена героев-комсомольцев наизусть помнит старшее поколение – и совсем не знают нынешние школьники, досконально изучающие биографию Романа Шухевича. Хотя на фронтах Великой Отечественной войны, защищая свою страну, отдали жизнь 2 300 тысяч комсомольцев. Целое поколение погибло, и спустя каких-то 60 лет уже нынешнему поколению преподносится совсем другая история. Другой страны, в которой не нашлось места не то что комсомолу, а почти всей той Украине, которая называлась Советской Социалистической Республикой.
В Харькове хотят снести аллею героям-комсомольцам, посаженную ровно полвека назад – ко дню рождения ВЛКСМ. Из нашего города ушли воевать в ряды Красной Армии 84 424 харьковчанина-комсомольца. Почему юные харьковчане знают имена вояков УПА, но не ведают о комсомольцах, отдавших жизнь за свободу их родного города?
По комсомольским путевкам ездили на целину, на шахты Донбасса и строили города по всему Советскому Союзу, о чем снята масса документальных и художественных фильмов. Харьковской молодежи тоже было чем гордиться: в 1958 году комсомольцы Политехнического института заняли первое место в соцсоревновании среди 90 вузов страны.
Изучая географию комсомольских строек, поневоле приходишь к мысли, что комсомольская путевка была своеобразным лотерейным билетом. Вытянешь «счастливый» – новое место назначения встретит тебя довольно гостеприимно, станет родиной для детей и внуков.
Комсомольская путевка в Калининградскую область доставалась в основном выпускникам вузов. Все коренное немецкое население этой области сразу же после войны выдворили в Германию. Немцам пришлось бросить все: дома, мебель, хозяйства. Комсомольцы приезжали практически на все готовое в регион с благоприятным климатом. Крым после депортации татар тоже заселялся по комсомольским путевкам. И как уверяют нынешние крымские старожилы, никакого блата при распределении не существовало. «Так получилось».
А вот комсомольцы, покорявшие казахскую целину, через какое-то время, как правило, возвращались на родину. В Сибирь молодежь манили обещаниями хороших заработков и солидных «северных» льгот. Освоение же Казахстана держалось на энтузиазме. Но ведь никакого комсомольского задора не хватит, если жить в палатках при 30-градусном морозе. Так не повезло строителям Казахского металлургического завода (позже названного Карагандинским). По комсомольским путевкам только в 1958-1959 годах туда направили около 200 тысяч добровольцев, в основном выпускников средних технических учебных заведений. Уже в конце лета, когда температура ночью опускалась до ноля, в палаточном городке начались массовые заболевания. Плохое питание и мизерные заработки тоже не способствовали трудовому энтузиазму. Комсомольцы палаточного городка подняли восстание и начали громить магазины, даже разнесли почту и райотдел милиции. При подавлении восстания погибли 11 человек. Позже стройку посетил Брежнев, и наконец-то люди там стали жить в нормальных условиях.
От тех времен на картах постсоветских республик остались только названия городов и поселков. Многочисленные Комсомольски и Комсомольские заставят вспомнить о Ленинском союзе молодежи и наших потомков.
– Сейчас с умилением вспоминаю: когда мне исполнилось 14 лет (7 класс), я совершенно искренне думал, будто для того, чтобы стать комсомольцем, нужно что-то хорошее или героическое совершить, а я еще ничего не совершил. В восьмом классе подход изменился, но у нас в классе было очень плохо с дисциплиной, и на нас решили воздействовать: никого не принимать, пока не наведем в классе порядок, – вспоминает Игорь Самохвалов. – Порядок мы навели. Я стал комсоргом в школе. Позже стал секретарем комсомольской организации института.
Комсомол был прекрасной школой организаторской работы. Мне эти навыки очень пригодились. Мы ездили в стройотряды, где приходилось выбивать выгодные договоры для своего отряда, чтобы ребята могли нормально заработать. Потом были конференции и слеты районного, городского и республиканского масштаба. Но гораздо позже я понял, что большинство мероприятий превращались в самоцель. Конференция ради самой конференции. Еще был один неприятный момент. До сих пор с досадой вспоминаю, как мы исключили из комсомола за так называемое «аморальное поведение» своего товарища. У однокурсницы якобы от него родился ребенок. Мы устроили целое расследование, даже свидетели отыскались, говорили, что отец наверняка он. Он же упрямо стоял на своем: «Не мой – и все!» Не следовало нам со своей комсомольской принципиальностью лезть в это дело. Но так уж получилось. Не знаю, как сложилась его судьба, ведь исключение из комсомола автоматически влекло за собой исключение из института.
Общественник, комсорг, а позже секретарь комсомольской организации института Игорь Викторович легко поступил в аспирантуру. И в 25 лет имел все, о чем мог мечтать молодой человек в советские времена: семью, квартиру и тот минимум социальных благ, которые могла предоставить партия своим комсомольским вожакам.
Пример можно бы счесть банальным, если бы не социальное происхождение Игоря. Отец – инвалид, проработавший всю жизнь сторожем в колхозе, а мать при четверых детях не заработала и 10 лет трудового стажа.
Полуграмотные родители не помешали юноше из колхозников подняться до номенклатурного работника.
Теперь такой карьерный взлет выглядит фантастическим. Потому что если примерять ситуацию на реалии нашего дня, пожалуй, никто не сможет ответить на простой вопрос: как деревенскому пареньку «из низов» без денег и связей сделать хоть какую-никакую карьеру в наши дни. Даже если ценой неимоверных усилий получить хорошее образование, это отнюдь не гарантирует получения престижной работы.
Комсомольская организация выполняла роль социального лифта, который мог поднять на немыслимые высоты простого деревенского парня или девчонку. Этот путь, конечно, выбирали не все: одаренные дети шли и в науку, и в спорт. Но всегда в коллективах есть те, кто наделен неистребимым даром общественников или организаторов. Как сейчас реализовать себя нынешним 16-летним, сказать очень трудно. Потому что реальной альтернативы комсомолу не придумано.