"…Эта постановка блистала на сцене уже более 1500 раз", – сообщается на сайте театра. Добавим, к сожалению, за это время северная "Юнона…" успела изрядно потускнеть.
История любви русского камергера Резанова и дочери испанского коменданта Кончиты востребована во все времена: Америка и Россия, православный россиянин "в летах" и юная испанка-католичка, ветер странствий и трагический финал – даже удивительно, что знаменитым этот сюжет стал только в начале 70-х годов прошлого века благодаря Андрею Вознесенскому. Поэт побывал в США, и там, в Ванкувере, от американского профессора случайно узнал о русском путешественнике Резанове. "Я был потрясен: этой историей интересуются американцы, в России же историки игнорируют эту тему. Русские ничего не знают о великом русском путешественнике. Я считаю, что его любовная история сильнее, чем "Ромео и Джульетта". Но это все выдумано, потому что Ромео и Джульетты не было, а Кончита и Резанов были. Если бы они обвенчались, то Россия бы вступила на тот берег океана. И вся мировая история пошла бы по другому пути. Все это меня захватило. Я стал собирать исторические свидетельства", – позже напишет Вознесенский.
В результате исторических и поэтических изысканий и появилась поэма "Авось".
Вряд ли она стала бы такой знаменитой и популярной, если бы не режиссер Марк Захаров и композитор Алексей Рыбников, написавший гениальную музыку. В 1981 году рок-опера, в которой играли Николай Караченцов и Елена Шанина, прозвучала с подмостков театра Ленинского комсомола. Успех был бурный и впечатляющий. Несмотря на все рогатки и запреты, "Юнону и Авось" показали в Париже и даже на Бродвее.
Знаменитый романс из рок-оперы "Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь…" знают даже люди, не догадывающиеся о существовании "Юноны и Авось".
Очень популярное произведение начали ставить другие музыкальные театры по городам и весям Советского Союза. Беда только в том, что артисты провинциальных музыкальных театров редко могут похвастать одновременно хорошей игрой и замечательным голосом. Но от Санкт-Петербургского театра зритель ожидал самого высокого уровня исполнения.
Конечно, "Рок-опера" может похвастать хорошими голосами. Но радует этими голосами очень недолго, подавая "Юнону и Авось" в сильно усеченном виде.
Сорок минут для первого действия кому-то может показаться и многовато. А вот у зрителя, знакомого с ленкомовской постановкой, действие на сцене вызывает недоумение. Потому что нарезка из арий с укороченными монологами и речитативами вряд ли может претендовать на громкое название "рок-опера".
Однако артисты из Северной Пальмиры рассудили по-своему и вообще убрали многие сюжетные места. В общем, умело втиснули постановку в полтора часа, видимо, полагая, что неискушенный провинциальный зритель больше не высидит.
Можно бы и извинить коллектив за это, просто приняв новую постановку как неожиданный режиссерский ход. Но вот что не может простить ни один меломан, так это музыкальное сопровождение. Артисты пели "живьем", но под отвратительно записанную фонограмму. Зрители, сидящие в партере и на балконе, слышали разное: кому-то удалось послушать голоса, а кому-то исключительно музыку. Если для балкона звук был нормальным, то зрителям первых рядов партера уши закладывало.
Да, и после полутора тысяч показов не мешало бы обновить музыкальную запись. То, что она откровенно "затерта", понятно с первых минут постановки.
Не повезло исполнителям и с техникой: во время спектакля отказывали радиомикрофоны.
Спектакль рассчитан на непритязательного провинциального зрителя, который "съест" все, лишь бы это было красиво подано. Но в том-то и дело, что на рок-оперу люди пришли не только ради именитой вывески, но и для того, чтобы посмотреть на хорошую игру артистов, послушать качественную музыку. Не получилось.