Прошлая неделя ознаменовалась двумя пожарами. Первый случился в ТЦ "Барабашово" ночью 27 августа, причем все на той же злополучной "детской площадке". Напомню, 16 апреля 2008 г. в ТЦ "Барабашово" уже был пожар, в результате которого, по информации пресс-службы рынка, было полностью уничтожено 78 торговых помещений. Пресс-служба АО "Концерн "АВЭК и Ко" тогда заявила, что "пожар в ТЦ "Барабашово" мог быть сознательной провокацией против сотрудников рынка и торгового центра в целом".
В этот раз горели торговые павильоны на площади около 200 кв.м. Около 7.40 огонь был локализован, погибших и пострадавших нет. По факту пожара в ТЦ "Барабашово" 27 августа возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.270 ("Нарушение требований пожарной безопасности").
Народный депутат – харьковчанин, почетный президент "АВЭКа" Александр Фельдман прокомментировал ситуацию вполне ожидаемо, заявив: "Я думаю, что ситуация с очередным пожаром в ТЦ "Барабашово" очевидна. Достаточно лишь задать себе вопрос, кому это выгодно". Александр Фельдман не стал прямо указывать на секретаря Харьковского горсовета Геннадия Кернеса и харьковского городского голову Михаила Добкина и правильно сделал. Дело в том, что объяснить, каким образом пожары на "Барабашово" выгодны харьковским городским властям, похоже, не возьмется никто.
К тому же в БЮТе есть человек, работа которого и заключается в "показывании пальцем". Наверное, для того чтобы не отягощать остальных партийцев озвучиванием очевидных глупостей, БЮТом был выбран своеобразный "рупор", готовый нести откровенную ахинею там, где остальные партийцы ограничиваются пространными намеками. Речь идет об Олеге Ляшко, который,
Насчет "палят рынки": рынок "Барабашово", собственно, ранее горел один раз, и никто его не палил – установлено, что пожар 16 апреля произошел в результате нарушения правил пожарной безопасности при сварочных работах. "Палят жилые дома" и "взрывают гранаты" - это плод воображения бойкого БЮТовца. Продают наркотики и совершают убийства в Украине повсеместно, и Харьков по этим позициям даже не лидирует. Насчет "издеваются над людьми" - это тоже не ноу-хау Харькова. Практически каждый человек, имеющий счастье проживать в Украине, так или иначе подвергается издевательствам. Правда, мы к этому уже привыкли и даже вошли во вкус, так как на каждых выборах упорно голосуем за тех, кто над нами издевается.
Добкина и Кернеса эти заявления, конечно, расстроили. Мэр потребовал от начальника Главного управления МВД Украины в Харьковской области Виктора Развадовского немедленно озвучить истинные причины пожара в торговом центре "Барабашово", случившемся в апреле 2008 г. "Сокрытие этой информации могло послужить причиной повторного возгорания торговых площадей рынка, поскольку соответствующими службами не были учтены как заключения как специалистов МЧС, так и жесткие требования по противопожарной безопасности", - заявил мэр.
Геннадий Кернес в своем заявлении был более эмоционален: "Считаю недопустимым молчать в ситуации, когда причины пожара на рынке "Барабашово" активно обсуждаются не специалистами МЧС, а экспертами-политологами и политтехнологами". В заявлении Кернес попенял Фельдману за "циничность", подаренные милиционерам автомобили и обогатил наш местечковый политический сленг формулировкой "PR-марионетки".
Если вернуться к вопросу, который предлагал задать Фельдман, - кому это выгодно, - то станет очевидно, что ответ на этот вопрос не так прост, как полагает Ляшко. Причастность городских властей к произошедшему выглядит как очевидная глупость. Значит, остаются другие версии. Пожалуй, главная из них – пренебрежение правилами пожарной безопасности. Кроме того, имеют право на жизнь версии, связанные с умышленным поджогом, например – "конкурентные разборки". Информация о том, что сгоревшие торговые места были застрахованы, также наводит на некоторые размышления. Искусственное создание страхового случая для получения страховки – классический пример мошенничества, распространившийся вместе со страхованием как таковым. Так что версий много, остается ждать результатов расследования.
Второй пожар был не сравним с пожаром на "Барабашово" ни по масштабу, ни по резонансу. Пожар в воинской части А0829 Минобороны (находится в северо-восточной части г.Лозовая Харьковской обл.) начался 27 августа около 16.00. В пресс-службе Главного управления МЧС Украины в Харьковской области сообщили, что около 15.20 на территории склада произошло возгорание сухой травы. Огонь перекинулся на склады с боеприпасами, которые стали взрываться, причем взрывы прекратились лишь утром 30 августа. Жители окрестных сел, расположенных в радиусе 5 километров, были эвакуированы. По счастливой случайности пострадали лишь двое военнослужащих, раны которых были незначительны, и в госпитализации они не нуждались. Жители начали возвращаться в свои дома, военные собирают невзорванные боеприпасы, а правоохранители расследуют причины пожара.
Расследованием причин занимаются Генпрокуратура, которая возбудила уголовное дело в связи с пожаром на объектах 61-го арсенала Южного оперативного командования Сухопутных войск ВС Украины вблизи г.Лозовая, и военная прокуратура Центрального региона, возбудившая уголовное дело по ч. 2 с.е 425 уголовного кодекса ("Халатное отношение к воинской службе, повлекшее тяжкие последствия"). Кроме этого, изучением причин пожара занимаются комиссия Госгорпромнадзора, созданная по поручению Кабмина, и комиссия Минобороны во главе с начальником генштаба.
Пока единственная озвученная версия произошедшего принадлежит Минобороны, которое заявило, что причиной пожара на складах стал лесной пожар, который перекинулся на склады, а прибывший на место пожарный расчет арсенала с огнем не справился.
Есть еще одна версия пожара, однако всерьез ее воспринимать не стоит. Эта версия принадлежит лидеру Компартии Украины Петру Симоненко, который заявил, что "пожаром на военных складах в Харьковской области режим президента Виктора Ющенко просто заметает следы своей незаконной деятельности, как это делалось и раньше на военных складах в Новобогдановке и Александровке, когда готовились масштабные проверки по фактам незаконной торговли оружием, в том числе в Грузию". "Недаром президент взял ход ликвидации последствий пожара под свой контроль - так проще и удобнее спрятать действительные обстоятельства этого пожара и доказательства преступных злоупотреблений в сфере торговли оружием", - подчеркнул П.Симоненко.
Насчет "заметания следов режимом Ющенко" главный коммунист страны явно погорячился - по официальной информации Минобороны, на территории 61-го арсенала нет реактивных снарядов к системам залпового огня "Град", в торговле которыми обвиняли Украину. Да и в том, что именно Ющенко взял ход ликвидации пожара под свой контроль, ничего странного нет. Было бы странно, если бы он этого не сделал.
Однако сама по себе версия "заметания следов" имеет право на существование и наверняка она есть в перечне шести версий, о существовании которых 28 августа заявил министр обороны Украины Юрий Ехануров.
Украинские политики, пожалуй, только солнечное затмение не смогли использовать в своих целях, потому что все стихийные бедствия и техногенные аварии вызывают шквал обвинений в адрес политических оппонентов. В этот раз волну обвинений начал председатель Секретариата президента Виктор Балога, который в случившемся, конечно, обвинил правительство Юлии Тимошенко. По словам Балоги, Кабинет министров Украины под руководством Тимошенко ничего не сделал для предотвращения критической ситуации, возникшей вследствие пожара и взрыва боеприпасов на военных арсеналах в Лозовой. Он отметил, что Кабмин опять борется с последствиями своей бездеятельности, как и в ситуации с масштабным наводнением на западе страны. Балога отметил, что Виктор Ющенко только в 2008 г. дважды в письменном виде обращал внимание премьера на промедление с решением комплекса задач по утилизации избыточных ракет и боеприпасов, которые накопились на арсеналах Вооруженных Сил.
Юлия Тимошенко на это ответила: "Я думаю, что мы виноваты в урагане "Катрина" и ряде цунами, которые пронеслись по миру. Руководитель Секретариата президента Украины Виктор Балога не оригинален, и единственное, чем он занимается, – это перекладывает ответственность на тех, кто рядом". Кроме того, она добавила, что "не стоит обращать внимания на мелочи, потому что это смешно".
Тема утилизации боеприпасов на прошлой неделе была доминирующей в оценке ситуации. Как заявил бывший министр обороны Анатолий Гриценко, в 2007 г. Кабмин Виктора Януковича передал функции утилизации от Министерства обороны Министерству промышленной политики и Национальному космическому агентству Украины. При этом передача функций была не продумана, что привело к тому, что ответственность за процесс избавления от ненужных снарядов была размыта. Как следствие, не делалось фактически ничего.
Утилизационную тему подхватил Ехануров, который заявил, что нужно увеличить количество утилизированных боеприпасов в 5-10 раз. По его словам, армия нуждается в 40% боеприпасов, которые на сегодня есть в Украине. "Все остальное военнослужащим не нужно. Нужно принимать на государственном уровне решение об их (боеприпасов) утилизации", - сказал он.
Интересно, что тему утилизации стали "раскручивать" два министра обороны, бывший и нынешний, и Секретариат президента, т.е. верховного главнокомандующего. И это не случайно: "утилизационная тема" уводит в сторону от настоящей проблемы. Представим себе печальную и банальную ситуацию: пьяный гражданин заснул, не затушив сигарету, что вызвало пожар во всем доме. Эскалации пожара способствовало обилие легковоспламеняющегося хлама, который находился в квартире. Так что было причиной пожара – пьяный товарищ или захламленная квартира?
Утилизационная проблема, на которую вдруг закивали военные, на самом деле не является причиной пожара. Настоящая причина – состояние украинской армии, которая в ситуации в Лозовой сыграла роль пьяницы с зажженной сигаретой. Разве большое количество боеприпасов является причиной их возгорания? Причиной пожара стала халатность военных, которые в третий раз (!) допустили взрывы в мирное время. Еще одна возможная причина - преступные действия людей в погонах, которые таким образом заметали следы хищений. Но как бы там ни было, дело не в том, сколько боеприпасов хранилось на складах, а в том, как они хранились и кто их охранял.
Артемовск, Новобогдановка, Скнилив, сбитый украинской ракетой российский самолет… Что еще должно произойти, чтобы стало понятно: украинская армия в ее нынешним состоянии опасна для населения собственной страны? Ответственность за ситуацию в армии несут все верховные главкомы – от Кравчука до Ющенко - и все министры обороны с начала независимости Украины. Вот и получается, что лишнее внимание к проблеме украинской армии не нужно никому вне зависимости от политического цвета. Именно поэтому общественности наверняка и дальше будет скармливаться раздутая до непомерных масштабов "проблема утилизации".
Остается надеяться, что когда-нибудь к власти в Украине придут политические силы, которые не будут утилизировать боеприпасы, а отправят в утиль всю украинскую армию, если к тому времени она будет существовать в том виде, в котором сейчас.