26 мая президент Украины подписал указ № 287/2015, который вводит в действие решение СНБО "О Стратегии национальной безопасности Украины". Ниже перечислены ключевые пункты документа. С полным текстом можно ознакомиться
Цели
Минимизация угроз государственному суверенитету и создание условий для восстановления территориальной целостности Украины.
Утверждение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение нового качества экономического, социального и гуманитарного развития, обеспечение интеграции Украины в Европейский Союз и формирование условий для вступления в НАТО.
Укрепление Украинского государства путем обеспечения поступательного социально-политического и социально-экономического развития Украины.
Качественно новая государственная политика, направленная на эффективную защиту национальных интересов в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах, комплексное реформирование системы обеспечения национальной безопасности и создание эффективного сектора безопасности и обороны Украины.
Новое внешнеполитическое позиционирование Украины в мире в условиях нестабильности глобальной системы безопасности.
Актуальные угрозы национальной безопасности
Агрессивные действия России осуществляются для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения государства Украина и захвата ее территории, а именно:
военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины;
разведывательно-подрывная и диверсионная деятельность, действия, направленные на разжигание межэтнической, межконфессиональной, социальной вражды и ненависти, сепаратизма и терроризма, создание и всесторонняя поддержка, в частности военная, марионеточных квазигосударственных образований на временно оккупированной территории части Донецкой и Луганской областей;
временная оккупация территории Автономной Республики Крым и города Севастополя и дальнейшие действия по дестабилизации обстановки в Балто-Черноморско-Каспийском регионе;
наращивание военных группировок у границ Украины и на временно оккупированной территории Украины, в том числе размещение на полуострове Крым тактического ядерного оружия;
блокирование усилий Украины относительно противодействия монополизации стратегических отраслей экономики российским капиталом, о лишении зависимости от монопольных поставок критического сырья, прежде всего, энергетических ресурсов;
торгово-экономическая война;
информационно-психологическая война, унижение украинского языка и культуры, фальсификация украинской истории, формирование российскими средствами массовой коммуникации альтернативной к действительности искривленной информационной картины мира.
Неэффективность системы обеспечения национальной безопасности и обороны Украины:
несформированность сектора безопасности и обороны Украины (далее - сектор безопасности и обороны) как целостного функционального объединения, управляемого из единого центра;
институциональная слабость, непрофессионализм, структурная несбалансированность органов сектора безопасности и обороны;
недостаточность ресурсного обеспечения и неэффективное использование ресурсов в секторе безопасности и обороны;
отсутствие эффективных внешних гарантий безопасности Украины; деятельность незаконных вооруженных формирований, рост преступности, незаконное использование огнестрельного оружия.
Коррупция и неэффективная система государственного управления
распространение коррупции, ее укоренение во всех сферах государственного управления;
слабость, дисфункциональность, устаревшая модель публичных институтов, депрофессионализация и деградация государственной службы;
осуществление государственными органами деятельности в корпоративных и личных интересах, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов хозяйственной деятельности.
Экономический кризис, истощение финансовых ресурсов государства, снижение уровня жизни населения:
монопольно-олигархическая, низкотехнологичная, ресурсозатратное экономическая модель;
отсутствие четко определенных стратегических целей, приоритетных направлений и задач социально-экономического, военно-экономического и научно-технического развития Украины, а также эффективных механизмов концентрации ресурсов для достижения таких целей;
высокий уровень "тенизации" и криминализации национальной экономики, уголовно-клановая система распределения общественных ресурсов;
деформированное государственное регулирование и коррупционное давление на бизнес;
чрезмерная зависимость национальной экономики от внешних рынков;
неэффективное управление государственным долгом;
уменьшение благосостояния домохозяйств и рост уровня безработицы;
активизация миграционных процессов вследствие боевых действий;
разрушение экономики и систем жизнеобеспечения на временно оккупированных территориях, потеря их человеческого потенциала, незаконный вывоз производственных фондов на территорию России.
Основные направления государственной политики национальной безопасности Украины
Восстановление территориальной целостности Украины Восстановление территориальной целостности Украины и целостности демократических институтов на всей ее территории, реинтеграция временно оккупированных территорий после их освобождения является стратегической задачей политики национальной безопасности.
Создание эффективного сектора безопасности и обороны Формирование и развитие сектора безопасности и обороны, который должен обеспечить адекватное и гибкое реагирование на угрозы, рационально используя возможности и ресурсы, является приоритетом политики национальной безопасности. При этом необходимо обеспечить:
Повышение обороноспособности государства Обеспечение готовности государства, его экономики и общества к обороне и отражению внешней агрессии в любых формах и проявлениях (в частности, в форме гибридной войны), повышение уровня обороноспособности государства является ключевым приоритетом политики национальной безопасности.
подготовка государства к отражению вооруженной агрессии, повышение способности органов государственной власти, военного управления и органов местного самоуправления, сил обороны, системы гражданской защиты, оборонно-промышленного комплекса к функционированию в условиях кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности, и особого периода;
реформирования сил обороны с ориентацией на создание высокоэффективных боеспособных подразделений Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, обеспечение приоритета их качественных, а не количественных характеристик;
реформирование системы мобилизационной подготовки и мобилизации, формирование условий для комплектования Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований профессиональным персоналом, реализация при этом принципа экстерриториальности, создание электронного реестра военнообязанных;
создание мощного, многочисленного, военно-обученного резерва, приписанного к определенным военным частям, готового к быстрому развертыванию и способного выполнять задачи по назначению;
активизация подготовки населения и территории государства к выполнению задач обороны, совершенствование системы территориальной обороны;
модернизация и опережающее развитие оборонно-промышленного комплекса, наращивание его производственных мощностей, выработки конкурентоспособных на мировом рынке вооружений и военной техники, импортозамещения и увеличения собственного производства критических комплектующих и материалов;
углубление оборонно-промышленного и военно-технического сотрудничества с другими государствами, прежде всего, с государствами - членами НАТО, ЕС, достижение полной независимости от России в вопросах производства вооружений и военной техники;
поддержка перспективных, практически направленных научных исследований в сфере национальной безопасности и обороны;
направления двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - партнерами на обеспечение обороноспособности Украины, получение современных образцов вооружения и военной техники, содействие снятию искусственных ограничений в сфере военно-технического сотрудничества.
Приоритетом в этой сфере является реформирование Вооруженных Сил Украины с целью обеспечения их эффективности, мобильности, оснащение современным вооружением, военной и специальной техникой и на основе этого - способности обеспечить оборону государства.
В среднесрочной перспективе Вооруженные Силы Украины будут комплектоваться по смешанному принципу с постепенным наращиванием контрактной составляющей и созданием многочисленного высокомобильного резерва первой очереди.
Реформа Вооруженных Сил Украины предусматривает, в частности:
уточнение функций и задач, просмотр структуры и численности, повышение качества личного состава, совершенствование системы управления и подготовки войск, их оснащение современным вооружением, военной и специальной техникой;
устранение дублирования функций Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, внедрение централизованной структуры руководства обороной государства;
формирование Объединенного оперативного штаба как органа управления межвидовыми и межведомственными группировками войск (сил);
развитие Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины в соответствии с доктрин и стандартам НАТО;
совершенствование и развитие на современной технологической базе в соответствии со стандартами НАТО системы управления, защищенных телекоммуникаций, разведки, радиоэлектронной борьбы, получение оперативного доступа к данным аэрокосмической разведки;
усиление контрразведывательной защиты Вооруженных Сил Украины, приведение систем военной разведки и военной контрразведки в соответствие со стандартами НАТО;
укрепление боевого потенциала ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, принятия на вооружение современных ракетных комплексов национального производства, способных обеспечивать сдерживание агрессора;
модернизацию авиации и системы противовоздушной обороны Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, обеспечения их способности адекватно реагировать на военные угрозы;
формирование адекватных угрозам военно-морских возможностей Украины, обеспечения обороны морского побережья государства, развитие необходимой инфраструктуры базирования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, а также ее восстановление в Крыму после возвращения временно оккупированной территории под контроль Украины;
реформирование системы материально-технического и медицинского обеспечения Вооруженных Сил Украины, внедрение электронных систем учета материально-технических ресурсов, приведение объемов неприкосновенных запасов материальных средств в соответствие с реальными потребностями в этих средствах;
совершенствование военной кадровой политики, повышение престижа военной службы, улучшение финансового и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей;
обеспечение максимальной совместимости Вооруженных Сил Украины с вооруженными силами государств - членов НАТО путем внедрения стандартов Североатлантического альянса;
укрепление воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Украины, создание Военной полиции.
Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов
Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов Украины должно осуществляться на основе принципов верховенства права, патриотизма, компетентности, департизации, целесообразной демилитаризации, координации и взаимодействия, распределения задач и устранения дублирования функций, демократического гражданского контроля и прозрачности.
Реформа Службы безопасности Украины имеет целью создание динамичной, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, обеспеченной современными материальными и техническими средствами специальной службы, способной эффективно защищать государственный суверенитет, конституционный строй и территориальную целостность Украины. При этом будет обеспечена концентрация усилий на:
контрразведывательной деятельности;
нейтрализации сепаратистских и экстремистских движений и организаций;
обеспечении государственной безопасности в сферах борьбы с терроризмом, экономической, информационной, кибернетической безопасности;
защите государственной тайны;
содействии быстрому и эффективному обмену информацией с государствами - членами НАТО, ЕС на основе взаимного доверия.
Целесообразно также обеспечить передачу большинства правоохранительных функций, кроме борьбы с преступлениями против основ национальной безопасности, от Службы безопасности Украины в правоохранительные органы.
Целями реформы разведывательных органов Украины является приоритетное развитие разведывательных возможностей Украины, обеспеченное на основе согласованного функционирования разведывательных органов. Будет принята Национальная разведывательная программа в рамках реализации которой необходимо:
сосредоточить усилия разведывательных органов на приоритетных направлениях обеспечения национальной безопасности;
расширить возможности агентурной разведки;
обеспечить развитие способности технической разведки, электронного перехвата и мониторинга телекоммуникаций, а также киберразведку, создание современной системы аэрокосмической разведки на основе новых технологических решений;
усовершенствовать информационно-аналитическую деятельность и обработку открытых источников информации;
усилить координацию разведывательных органов и их взаимодействие между собой, в том числе для подготовки согласованных разведывательных оценок;
взаимодействие разведывательных органов с партнерскими спецслужбами государств - членов НАТО, в частности, принимая конкретные меры для построения взаимного доверия.
Реформа Министерства внутренних дел Украины должна обеспечить максимально целесообразную консолидацию правоохранительной деятельности в сфере его ответственности, лишение несвойственных контрольных и разрешительных функций, повышение уровня доверия граждан к правоохранительным органам, трансформацию в гражданский центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере правоохранительной деятельности, защиты государственной границы, миграционной деятельности и защиты.
Национальная же полиция как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена через Министра внутренних дел Украины, выполнять функции в сферах противодействия преступности, в частности, организованной, и обеспечение общественного порядка; для поддержания общественного порядка на местах органы местного самоуправления будут создавать в пределах собственных бюджетов муниципальную полицию.
Развитие Национальной гвардии Украины как военного формирования с правоохранительными функциями должно быть направлено на увеличение ее возможностей по обеспечению общественной безопасности, физической защиты объектов критической инфраструктуры, участия в охране и обороне государственной границы Украины, а также поддержки операций Вооруженных Сил Украины в кризисных ситуациях, угрожающих национальной безопасности, и в особый период.
Развитие Государственной пограничной службы Украины как военного формирования должно обеспечить эффективную реализацию политики безопасности в сфере защиты и охраны государственной границы Украины, а также охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне, в том числе путем создания системы интегрированного управления безопасностью государственной границы Украины, совершенствование информационной, оперативной, технической, физической составляющих, внедрение современных систем контроля, создание надлежащих оснащенных мобильных пограничных отрядов.
Развитие Государственной миграционной службы Украины должно быть направлено на обеспечение прав и свобод граждан, предоставление качественных административных услуг, эффективный контроль за миграционными процессами, борьбу с нелегальной миграцией, защиту национального рынка трудовых ресурсов, содействие внедрению безвизового режима с Европейским Союзом.
Развитие Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям должно обеспечить повышение ее способности по эффективному управлению единой государственной системой гражданской защиты, оснащение сил гражданской защиты современными видами техники, средствами и снаряжением, оптимизацию размещения ее подразделений, внедрение системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру, подготовки и просвещения населения относительно норм и правил поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины, должно быть создано Государственное бюро расследований Украины как государственный орган, ответственный за проведение уголовных расследований. Необходимо завершить реформирование органов прокуратуры в соответствии с нормами и стандартами Европейского Союза.
Реформирование системы государственного управления, новое качество антикоррупционной политики
Государственное управление должно основываться на принципах верховенства права, равенства граждан перед законом, честности и прозрачности власти, а его приоритетом должна стать защита прав, свобод и законных интересов граждан, национальных интересов Украины. При этом следует обеспечить:
очищение власти от коррупционеров и агентуры иностранных спецслужб, непрофессионалов, политической конъюнктуры, предотвращение преобладания личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными;
реформирование института государственной службы, формирование высококвалифицированного, патриотического, политически нейтрального корпуса государственных служащих, реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы, внедрение современных этических норм для государственных служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов;
децентрализация функций государства и бюджетных ресурсов; открытость, прозрачность и подотчетность государственных органов, внедрение электронного управления.
Эффективное государственное управление требует последовательной антикоррупционной политики, будет осуществляться путем:
ограничения контрольно-регуляторных функций государства; мотивации работников государственных органов к добросовестному труду; обеспечения неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения.
При этом необходимо:
усовершенствовать процедуру проверки на добродетель и обеспечить действенный мониторинг образа жизни, доходов и расходов государственных служащих; обеспечить прозрачность расходов Государственного и местных бюджетов; завершить формирование и обеспечить эффективную деятельность Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, а также обеспечить взаимодействие в рамках задач и структуры, определенных законодательством, между Национальным антикоррупционным бюро Украины и Государственным бюро расследований Украины;
активизировать взаимодействие с международными антикоррупционными организациями, в частности Группой государств Совета Европы против коррупции (GRECO), внедрение лучших практик.
Интеграция в Европейский Союз
Разделяя общие с ЕС ценности и стратегические цели, Украина рассматривает интеграцию в политические и экономические структуры Европейского Союза как приоритетное направление внешней и внутренней политики.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС определяет стратегические ориентиры для проведения системных политических и социально-экономических реформ в Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС. Украина будет обеспечивать постепенную конвергенцию в сфере внешней и оборонной политики и развивать взаимодействие в рамках Совместной безопасности и оборонной политики ЕС для усиления возможностей сектора безопасности и обороны, а также поддержания международной безопасности и стабильности.
Приоритетом является формирование ключевых предпосылок, необходимых для обретения Украиной членства в ЕС - важной гарантии демократического развития, экономического благосостояния и укрепления безопасности. Членство Украины в ЕС будет способствовать улучшению климата доверия и безопасности в регионах Восточной Европы и Черного моря.
Особое партнерство с НАТО
Украина рассматривает развитие особого партнерства с НАТО на основе Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Северо-Атлантического договора, подписанной 9 июля 1997 г., Декларации о ее дополнении от 21 августа 2009 г. и годовых национальных программ сотрудничества Украина - НАТО как приоритетное направление безопасности политики.
Сотрудничество с НАТО способствует утверждению в Украине демократических ценностей, формированию стабильной безопасной среды, является важным инструментом поддержки реформ, в частности, в секторе безопасности и обороны, а также обеспечивает совместное противодействие современным вызовам и угрозам.
Исходя из долгосрочной цели присоединения к общеевропейской системы безопасности, основу которой составляет НАТО, Украина будет углублять сотрудничество с Альянсом в целях достижения критериев, необходимых для членства в этой организации, по направлениям:
углубление политического диалога по вопросам внедрения демократических реформ и обеспечения региональной безопасности;
реализация кратко- и среднесрочных мероприятий по повышению обороноспособности Украины, в частности, проведение совместных учений;
развитие взаимодействия в сфере безопасности и оборонного планирования, в частности, путем периодического проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны, по результатам которого будут уточняться документы обороны и безопасности планирования;
внедрение реформ в секторе безопасности и обороны в соответствии со стандартами НАТО;
создание эффективного механизма реагирования на кризисные ситуации, угрожающие национальной безопасности;
участие в операциях НАТО по поддержанию мира и безопасности; развитие возможностей по предотвращению и борьбе с терроризмом, а также совместной борьбы с терроризмом;
имплементация принципов Инициативы НАТО по построению целостности, прозрачности, добропорядочности и снижение коррупционных рисков в секторе безопасности и обороны;
развитие совместных программ подготовки персонала органов сектора безопасности и обороны, в частности, Программы профессионального развития;
взаимодействие в сферах энергетической безопасности, науки и технологий и защиты окружающей среды.
Приоритетной задачей является достижение полной совместимости сектора безопасности и обороны с соответствующими структурами государств - членов НАТО, которую должна обеспечить возможность приобретения в будущем членства Украины в НАТО с целью получения действенных гарантий государственного суверенитета и территориальной целостности Украины.