Руководство Харьковского авиазавода раскритиковало инициативу приватизации предприятия и выступило против этой идеи. Об этом сообщили в пресс-службе ХАЗа. Там отметили, что закон о приватизации Харьковского авиационного производственного предприятия "вызывает большое волнение", к тому же его пытаются "очень быстро протолкнуть в комитете Верховной Рады", что может привести к продаже предприятия по заниженной стоимости.
"Народные депутаты спешат решить судьбу Харьковского авиазавода, не выслушав ни одного представителя ХАЗа. Закон прописан таким образом, что не дает шансов выкупить предприятие представителю трудового коллектива или влиятельному иностранному инвестору, стремящемуся развивать авиазавод. Хотя такое пожелание было высказано известной европейской авиакомпанией Airbus, которая заинтересована в покупке Харьковского авиазавода для изготовления самолетов именно в Украине. Приобрести ХГАПП не против и египтяне, довольные самолетами Ан-74 и желающие продолжать изготовление этой машины. Беспокоит, что народные депутаты пытаются узаконить продажу ХГАПП в виде "малой", упрощенной, приватизации, ослабляющей контроль за процессом продажи со стороны государственных структур. Есть риск, что авиапредприятие может быть продано по заниженной стоимости", - отметили в пресс-службе.
По словам гендиректора, закон требует значительной доработки, в частности, в части требований к будущему владельцу. Следующим этапом должно стать рассмотрение проекта закона в Министерстве по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины.
Напомним, парламентский комитет Верховной Рады рекомендовал приватизировать Харьковский авиазавод. Комитет по вопросам экономического развития рекомендовал Верховной Раде принять законопроект о приватизации предприятия в первом чтении.
По данным соавтора законопроекта, депутата Игоря Копытина, Харьковское авиационное предприятие накопило 4,5 млрд грн. долгов, а активов у него – только на 2,5 млрд грн. С 2015 года предприятие не строит самолеты, хотя на лайнеры Ан-74 есть значительный спрос в мире. Нынешняя комплектация самолетов на 60-70% включает комплектующие производства России, поэтому украинские силовые структуры не могут их заказать. Стоимость проведения замены российских комплектующих – 80-150 млн долларов и по срокам – 3-4 года, в течение которых необходимо удерживать коллектив.
По словам гендиректора ГК "Укроборонпром" Юрия Гусева, главным для развития ХАЗа является списание долгов государства. Это дало бы возможность развития и загрузки предприятия через подготовку к производству и программу импортозамещения по Ан-74.
Справка SQ. ХГАПП специализируется на производстве самолетов Ан-74, Ан-140 и ХАЗ-30. Завод простаивает с 2014 г.
Как рассказал в середине января президент Ассоциации "Укравиапром" Виктор Попов, на авиазаводе - 3,6 млрд долгов, 2 млрд грн из которых - долги по облигациям, около 800 млн грн - долги перед коммерческими структурами, 256 млн - зарплатная задолженность. По словам президента "Укравиапрома", есть надежда, что в первой половине 2021 авиазаводу спишут часть долгов, остальные - реструктуризируют.
Утром 15 апреля работники Харьковского авиазавода перекрыли несколько улиц, требуя выплатить долги по зарплате. Как сообщил председатель профсоюза предприятия Михаил Погорелов, общая сумма задолженности перед работниками составляет 256 млн гривен. По его словам, людям не выплачивают зарплату с 2014 года. Погорелов также добавил, что сейчас на заводе осталось всего 1600 сотрудников. До этого около 1000 уволились с предприятия. По его словам, сегодня призводственные мощности предприятия загружены не более чем на 20%.
Через несколько дней "Укроборонпром" сменил директора ХАЗа и назначил на эту должность Александра Кривоконя, который уже возглавлял предприятие в 2017 году.
В начале мая ХАЗ при финансовой поддержке "Укроборонпрома" частично погасил задолженность по заработной плате перед работниками. Государственный концерн "Укроборонпром" помог авиазаводу, который входит в его состав, погасить задолженность по заработной плате перед работниками за два месяца 2020 года, а также выплатить текущую зарплату за выполненные работы. Всего ХАЗ осуществил выплату 9 млн грн с налогами включительно. Речь идет о погашении задолженности за апрель-май 2020 года, а также о расчете за выполненные работы по производству запчастей к самолетам, в том числе на заказ "Мотор Січі".
В конце июня директор ХАЗа Александр Кривоконь заявил, что Харьковский авиазавод не может сейчас делать самолеты. Восстановление серийного производства также невозможно. Причина – отсутствие кадров.