Народные депутаты Украины предлагают списать налоговый долг Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Соответствующий
"Подлежат списанию налоговый долг (в том числе установленный судебными решениями и реструктуризированный) по состоянию на 31 декабря 2021 года, не уплаченный на дату вступления в силу этого закона, перед бюджетом (в том числе налоговый долг, возникший в связи с нарушениями налогового, валютного и таможенного законодательства), с учетом сумм задолженности по уплате пени, штрафных и финансовых санкций, процентов за рассрочку и/или отсрочку (в том числе на основании судебных решений) вышеупомянутого налогового долга, а также определенные контролирующими органами по состоянию на 31 декабря 2021 года несогласованные денежные обязательства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия и денежные обязательства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (в том числе денежные обязательства, определенные в связи с нарушениями налогового, валютного и таможенного законодательства), которые возникнут в связи с применением этого пункта и списанием сумм задолженности в соответствии с разделом IV Закона Украины "Об особенностях приватизации единого имущественного комплекса Харьковского государственного авиационного производственного предприятия" и/или по результатам проверок контролирующих органов за любой период до даты вступления в силу этого закона", - сказано в тексте законопроекта.
Предполагается, что контролирующие органы примут решение о списании налогового долга Харьковского государственного авиационного производственного предприятия по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с положениями закона Украины "О развитии самолетостроительной промышленности" самолетостроительная отрасль признана приоритетной отраслью экономики Украины. Однако пока что самолетостроительная промышленность Украины находится в неудовлетворительном состоянии, а предприятия этой отрасли - в тяжелом финансовом положении
"В частности, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие уже много лет находится на вынужденном простое с частичной загрузкой, полноценно не функционирует (производство самолетов фактически остановлено) и не развивает производственные мощности. Начиная с 2014 года, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие фактически утратило способность выпускать основную свою продукцию - самолеты Ан-74 и Ан-140. В результате, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие имеет значительную задолженность (по состоянию на 2020 год - около 3,5 млрд. грн.) перед государственным и местными бюджетами, работниками и другими кредиторами, а судами с апреля 2015 рассматривается дело о банкротстве предприятия", - говорится в документе.
Невозможность Харьковского государственного авиационного производственного предприятия рассчитаться со своими кредиторами составляет угрозу дальнейшего функционирования как для самого предприятия, так и для всей самолетостроительной промышленности Украины, отмечают авторы законопроекта.
По мнению депутатов, реализация положений, предусмотренных законопроектом, позволит:
- погасить задолженность Харьковского государственного авиационного производственного предприятия по уплате налогов и сборов (включая штрафные и финансовые санкции);
- освободить Харьковское государственное авиационное производственное предприятие от обязанности по уплате налоговых обязательств, которые возникнут у данного предприятия в результате применения механизма списания задолженности;
- улучшить финансовое состояние Харьковского государственного авиационного производственного предприятия;
- предотвратить банкротство Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.
Справка SQ. ХГАПП специализируется на производстве самолетов Ан-74, Ан-140 и ХАЗ-30. Завод простаивает с 2014 г.
Как рассказал в середине января президент Ассоциации "Укравиапром" Виктор Попов, на авиазаводе - 3,6 млрд долгов, 2 млрд грн из которых - долги по облигациям, около 800 млн грн - долги перед коммерческими структурами, 256 млн - зарплатная задолженность. По словам президента "Укравиапрома", есть надежда, что в первой половине 2021 авиазаводу спишут часть долгов, остальные - реструктуризируют.
Утром 15 апреля работники Харьковского авиазавода перекрыли несколько улиц, требуя выплатить долги по зарплате. Как сообщил председатель профсоюза предприятия Михаил Погорелов, общая сумма задолженности перед работниками составляет 256 млн гривен. По его словам, людям не выплачивают зарплату с 2014 года. Погорелов также добавил, что сейчас на заводе осталось всего 1600 сотрудников. До этого около 1000 уволились с предприятия. По его словам, сегодня призводственные мощности предприятия загружены не более чем на 20%.
Через несколько дней "Укроборонпром" сменил директора ХАЗа и назначил на эту должность Александра Кривоконя, который уже возглавлял предприятие в 2017 году.
В начале мая ХАЗ при финансовой поддержке "Укроборонпрома" частично погасил задолженность по заработной плате перед работниками. Государственный концерн "Укроборонпром" помог авиазаводу, который входит в его состав, погасить задолженность по заработной плате перед работниками за два месяца 2020 года, а также выплатить текущую зарплату за выполненные работы. Всего ХАЗ осуществил выплату 9 млн грн с налогами включительно. Речь идет о погашении задолженности за апрель-май 2020 года, а также о расчете за выполненные работы по производству запчастей к самолетам, в том числе на заказ "Мотор Січі".
В конце июня директор ХАЗа Александр Кривоконь заявил, что Харьковский авиазавод не может сейчас делать самолеты. Восстановление серийного производства также невозможно. Причина – отсутствие кадров.