За годы независимости страны в жизни крупнейшего харьковского оборонного ГП "Завод им. В.А.Малышева" были сложные периоды. Отсутствие заказов, банкротство, срыв контрактов, попытки разделить завод на отдельные подразделения, отчуждение цехов и территорий, задолженность по зарплате – все это не способствовало росту имиджа предприятия в глазах харьковчан. Среди обывателей сложилось мнение, что завод доживает последние дни и будет порезан на металлолом, как его собратья по несчастью.
И вдруг неожиданным новогодним сюрпризом стала информация, что в 2017 г. предприятие произвело продукции на 3 млрд. грн., увеличив прошлогодний результат почти в два раза. А за три последних года объем производства завода увеличился в 3,6 раза, что довольно необычно для машиностроительного завода. Кроме того, на машиностроительных предприятиях города постоянно растет зарплата, и это подогревает интерес к бывшим гигантам.
Так ли все успешно на заводе им. Малышева, как кажется со стороны? Как танковое предприятие вышло из кризиса и как планирует свое развитие, рассказал генеральный директор ГП "Завод им. В.А. Малышева" Александр Хлань.
"ЗИМ" в срок завершил выполнение тайского контракта
– Александр Владимирович, начнем с недавнего главного для завода события. "ЗИМ" завершил выполнение тайского контракта.
– Руководство завода благодарит весь трудовой коллектив предприятия. Предприятие предъявило заказчику финальную партию танков "Оплот", планомерно и по графику завершив выполнение контракта с Королевством Таиланд. Безусловно, это знаковое в истории нашего предприятия событие, и его важность трудно переоценить. Мы доказали, что "Оплот" – боевая машина высокого качества, которая соответствует всем стандартам и подтверждает звание завода Малышева как самого значимого в танкостроении предприятия на всем постсоветском пространстве. Выполнив этот контракт, наш завод зарекомендовал себя как надежный исполнитель и подтвердил, что готов производить конкурентную продукцию.
Завод на пороге заключения новых международных контрактов
– Планируются ли другие международные проекты?
– Планируются. Завод активно работает и как самостоятельный игрок, и через экспортеров. Но до заключения контрактов мы не будем эти проекты озвучивать.
– А какие проекты будут реализовываться, в частности, с компаниями из Польши?
– У нас была делегация из Министерства обороны Польши. Военные специалисты ознакомились с нашим производством: мы провели для них презентацию, показали наши возможности и преимущества. Сейчас мы находимся в процессе переговоров.
– Готово ли предприятие к производству танков для Вооруженных Сил Украины?
– Завод готов делать для Министерства обороны Украины современные танки "Оплот", а также модернизировать произведенные на нашем предприятии предыдущие поколения танков с учетом опыта военных действий и научно-технического прогресса.
Главный акцент – на военную продукцию
– Ставит ли предприятие задачу соотношения производства гражданской и военной техники 50 на 50%?
– Такую задачу мы не ставим. Плановость – вещь хорошая, но, как показал капитализм, рынок еще лучше. Конечно, военная напряженность в Украине и во всем мире – это плохо, но именно по этой причине спрос на военную продукцию сейчас больше. Завод Малышева – профильный, мы используем этот временной фактор и делаем упор на военную продукцию. Не остается без внимания и гражданская продукция. Она занимает очень небольшую долю в выпуске, но мы пытаемся ее сохранить.
Без альянса с наукой предприятие выпадет с рынка
– Александр Владимирович, что, на ваш взгляд, нужно менять на заводе Малышева?
– Как у любого индустриального предприятия, у нас есть болезни и проблемы. Нужно выводить на абсолютно новый уровень оборудование, условия труда, кадры, культуру производства. Первая задача, которая стоит перед предприятием, – модернизация. Это позволит нам усовершенствовать не только производственный, но и кадровый потенциал: на новые станки придут современные люди – энергичные, молодые, амбициозные, которые будут стараться продемонстрировать свои успехи. Вторая важная задача – создать научно-производственное объединение. Сейчас наука и производство существуют отдельно. Ученые сами по себе что-то чертят, а может, и вовсе не чертят, а мы тоже работаем сами по себе. Да, у нас есть разработки, созданные мощной научной базой, они и сейчас дают результаты в реальных изделиях, на которые есть спрос. Но мы не можем почивать на лаврах. Время динамично, и если мы не объединимся с наукой, предприятие будет пасти задних и выпадет с рынка. Нужно, чтобы наука изобретала что-то новое, а мы претворяли идеи в жизнь и создавали новый продукт. Только техническое переоснащение и тесное сотрудничество по последним современным разработкам даст нам выживаемость – мы получим передовой востребованный продукт, на который будет спрос и сегодня, и завтра. Мы рассчитываем на объединение с научными конструкторскими институциями: Харьковским конструкторским бюро двигателестроения, Национальным техническим университетом "ХПИ", Харьковским конструкторским бюро им. А.А. Морозова.
На заводе стартует первый этап масштабной модернизации
– Если говорить об оборудовании – есть ли у завода план технического переоснащения?
– Конечно. Он состоит из нескольких этапов, и первый этап Министерством экономического развития уже утвержден. Деньги на 2018 год выделены. Результаты работы за 2017 год демонстрируют, что завод действительно прилагает героические усилия, и чтобы мы могли производить надежные высокоточные механизмы, деньги на модернизацию оборудования более чем необходимы. Первый этап технического переоснащения направлен на качественное перевооружение литья и двигателестроения. Двигатель – это сердце боевой машины, высокотехнологичный узел, который требует особой точности и аккуратности в производстве. Наш двигатель уникален, он является украинским ноу-хау. Двигатель такого типа не делают нигде в мире.
– Насколько мне известно, в 2017 году расходы предприятия на ремонт, восстановление и модернизацию оборудования составили 42 млн. грн. Это много или мало?
– Конечно же, мало. Но это то, что завод мог себе позволить. Мы ведем полностью самостоятельную хозяйственную деятельность. Поскольку предприятие находится в состоянии банкротства, мы понимаем, сколько денег надо погасить перед бюджетом. Налоги в бюджет – это приоритет, но в приоритете также поддержание технического состояния зданий и оборудования.
– Сколько средств нужно инвестировать в предприятие и за счет чего это можно сделать?
– На первом этапе мы говорим про полмиллиарда гривен. Это можно сделать из двух источников. Первый – из нашей прибыли, что мы сейчас и делаем. Но если мы говорим о необходимых масштабах модернизации, я считаю, что нам как государственному предприятию будет правильно привлечь помощь государства. Потому что продукция, которую мы выпускаем, безусловно, оправдает эти затраты.
Предприятие планирует реализовать программу управления энергопотреблением
– Планируете ли применять новые технологии?
– Чтобы не выпасть с рынка, мы должны идти в ногу со временем. Одно из актуальных для нас направлений – энергоэффективность. Мы разработали масштабную программу, суть которой – компьютерное управление энергопотреблением всего завода. При этом мы рассматриваем и возможность альтернативных энергоисточников. Для нас очень важна и сверхпрочная сварка. В 2018 г. мы возобновляем производство легкобронированной колесной техники – сейчас завод фокусируется на восстановлении линии по производству БТР. Инженерным службам дано задание установить все необходимое оборудование и приспособления для изготовления корпусов. Таким образом, при действующей линии производства танков мы параллельно хотим делать и БТР. Эти две линии работают по старым проверенным социалистическим принципам. Конечно, для этого нужен переход на качественный уровень, поэтому одна из задач завода – модернизация. Улучшатся качество, точность и количество изделий. Эта задача является основной, и мы надеемся, что нам удастся ее решить благодаря поддержке "Укроборонпрома" и экспортных контрактов, которые дают прибыль. Все это должно вывести завод на уровень былой славы флагмана танкостроения. Наша задача – закрепиться в этом сегменте: быть максимально эффективными на внутреннем рынке и расширить долю присутствия на мировом рынке.
Непрофильную продукцию лучше доверить опытным комплектаторам
– Ставится ли задача передавать продукцию на кооперацию?
– Безусловно. Часть комплектующих мы делаем сами, но согласны отдавать на кооперацию непрофильную продукцию: например, мы не специалисты в производстве оптико-электроники, подшипников и так далее. Предположим, танк "Оплот" – это сложное изделие, которое состоит из тысяч деталей, и в сотрудничестве с нами работает много комплектаторов. Для нас важно использовать максимально качественную комплектовку от лучших производителей.
– Какие технологии вы считаете базовыми для производства танков, какие из них сейчас полноценно представлены на заводе? На форумах, в частности, утверждают, что на заводе уже нет литья, утеряна технология производства катков.
– Не могу сказать, что литье – базовая для производства танков технология. Детали с литьем используются во всей тяжелой индустрии, а то литье, которое мы используем – чугуна, цветных и черных металлов, – у нас функционирует. Другой вопрос, что его надо переоснастить и выйти на иной уровень качества. А вот что касается производства катков, мы планируем передать его на кооперацию. Это не профильная малышевская продукция, и есть предприятия, которые изготавливают ее из правильных сплавов и очень качественно.
"ЗИМ" вышел на траекторию устойчивого экономического роста. "Все службы завода работают в унисон, прилагают максимум усилий для стабильного развития предприятия, – говорит Александр Хлань. – Мы с уверенностью смотрим в последующие годы и убеждены, что государство оценит наши успехи и примет участие в модернизации предприятия, чтобы завод стал визитной карточкой всей бронетанковой отрасли Украины".
Заводскую территорию нужно оптимизировать
– Актуально ли сокращение заводских площадей для снижения накладных расходов?
– Актуально. Об этом идет речь уже на протяжении последних нескольких лет. Естественно, такая обширная территория предприятию не нужна. Планы реструктуризации площадей у нас есть, но решение принимает не завод Малышева, а уполномоченные государственные органы.
– А как вы относитесь к концепции "завод без складов"?
– Завод сам в себе – это социалистическая концепция. Вероятно, в каких-то условиях она может быть эффективной, но исторически индустрия всех стран показывает: нельзя браться за все подряд. Нужно заниматься производством по своему профилю и, естественно, окончательная сборка должна быть заводской, под брендом Малышева. Но так как мы приобретаем у предприятий-поставщиков часть комплектующих, их резерв до сборки комплектных изделий должен где-то храниться. Поэтому завод без складов я слабо себе представляю.
Зарплата малышевцев увеличилась вдвое
– Какова ситуация с банкротством завода, на каком оно этапе? И насколько это критично для завода?
– Завод находится в процедуре банкротства. Негативные моменты есть. Если бы мы не были банкротами, могли бы начинать крупные проекты с получением предоплаты. В нашей же ситуации другие государственные учреждения и организации не могут переводить нам предоплату. Мы должны работать на собственных оборотных средствах. Делаем небольшие проекты, продаем их, получаем деньги, снова запускаем проект.
– Заводу Малышева дали льготу на уплату налогов. Насколько это полезно для предприятия, куда тратятся эти средства?
– Эту льготу нам предоставляют городские власти, и мы высоко ценим это внимание. Без льготы предприятие выплачивало бы каждый год около 20 млн. грн. земельного налога, но благодаря помощи города мы имеем возможность направлять эти деньги на поддержание и развитие предприятия. Например, в 2017 г. около 10 млн. грн. вошли в сумму погашения задолженности в Пенсионный фонд, около 10 млн. грн. мы направили на модернизацию и ремонт станочного парка: энергетического, электрического, компрессорного и другого необходимого для производства оборудования. В 2018 г. на освободившиеся от налога на землю средства мы планируем продолжить выплату долгов Пенсионному фонду, модернизируем станки, отремонтируем раздевалки и душевые, поменяем старые коммуникации, начнем утепление фасадов зданий.
– Не собираетесь ли вы увеличивать число работающих на предприятии?
– У нас работает около 3800 человек, и мы не хотели бы эту численность увеличивать. Наша задача – увеличить зарплату. К слову, наши работники получают зарплату стабильно дважды в месяц с учетом аванса. С 2015 г. средняя зарплата на предприятии и зарплата производственных рабочих выросли в среднем на 100%.
Назрел вопрос кластеризации
– Какими вы видите перспективы наших оборонных предприятий?
– Я считаю, что назрел вопрос кластеризации. Правильные решения принимаются тогда, когда есть верная вводная, когда человек четко понимает, чего хочет. А для этого надо быть внутри ситуации. Если говорить конкретно о бронетанковом направлении, нужно абсолютно ясно понимать, чего ему не хватает. Кластеризация и укрупнение отдельных направлений привело бы к практическим и однозначно позитивным результатам.