Высказывание Виктора Януковича по поводу городских властей наделало много шума.
Интонацию подавляющего большинства сообщений СМИ, смакующих фразы премьера, можно свести к фразе: "Ага! Допрыгались!" Хотя понять, что именно могло вызвать такую реакцию, – совершенно невозможно.
 

"К сожалению, я должен признать, что не все члены Партии регионов (ПР) выполняют на 100% программу партии", - заявил журналистам 16 августа в Харькове премьер-министр Украины Виктор Янукович, отвечая на вопрос, как он оценивает как премьер-министр и лидер ПР деятельность харьковского городского головы Михаила Добкина. В.Янукович также заявил: "Мы принципиально подойдем к рассмотрению этого вопроса, и решение будет озвучено в ближайшее время. Мы всегда умели признавать свои ошибки".

 
Сначала "о причинах"
 

Вообще, деятельность Геннадия Кернеса и Михаила Добкина в Харькове может иметь крайне негативный электоральный эффект для Партии регионов. Вряд ли сбудутся оптимистичные прогнозы М.Добкина насчет 60-ти процентов, которые может набрать ПР в нашем городе. Делать прогнозы в данном случае дело неблагодарное, но, похоже, 30-33% голосов, отданных за Партию регионов, для Харькова станут пределом. Конечно, премьер это прекрасно понимает. Конечно, учитывает. И конечно, делает выводы. Слова В.Януковича о том, что о ситуации в Харькове он узнал, только приехав в город, - не более чем лукавство. Мониторинг общественных настроений – одна из главных задач политтехнологов. А Партия регионов может себе позволить нанять лучших из них.

В такой ситуации у Виктора Януковича было несколько вариантов поведения. Вариант первый – происходящего в Харькове не заметить. Хотя проигнорировать настроения, царящие в городе, лидер партии просто не мог: выглядело бы это, мягко говоря, странно. Вариант второй – устроить публичный "разнос" своим младшим товарищам по партии. Этот вариант был бы "на ура" воспринят общественностью, но возник бы логичный вопрос – почему лидер партии и премьер-министр среагировал на происходящее только сейчас? Да и к чему бы это привело? Подорвать и так невысокий авторитет однопартийцев за счет увеличения личного рейтинга - ход возможный, но только в том случае, если бы предстояли выборы не парламентские, а президентские. В этом случае кандидат в президенты В.Янукович мог бы смело топить товарищей по партии, зарабатывая очки лично для себя.

Поэтому В.Янукович избрал третий путь, лишь мягко пожурив городские власти. Что бы ни говорили оппоненты, прав Г.Кернес, который заявил: "Я не слышал никакой критики". Сказать о "нестопроцентном выполнении программы партии" и "принципиальном рассмотрении вопроса" - это не критика, а номенклатурная риторика. К чему это приведет? Можно смело предположить – ни к чему. По крайней мере, до выборов ничего не изменится хотя бы потому, что на "переправе коней не меняют".

 
Теперь "о последствиях"
 

Произойдет ли что-нибудь после выборов – тоже вопрос спорный. Во-первых, момент, когда можно было, не пошатнув (а может и подняв!) рейтинг партии в целом, отстранить от руководства Михаила Добкина (с Г.Кернесом сложнее, об этом - ниже), прошел. Этот момент – "мирный митинг" на ул.Клочковской. Именно тогда можно (и нужно) было давать "принципиальную оценку" и делать оргвыводы. Но тогда ПР промолчала. Еще бы: речь о перевыборах не шла, и очевидно, расчет был на то, что у харьковских городских властей будет время исправить ситуацию до очередных выборов.

Теперь же момент явно упущен: такой мощный информационный повод, как драка на ул.Клочковской, вряд ли повторится хотя бы потому, что городские власти тоже не собираются так крупно прокалываться. Выводы делают не только в "верхушке" партии.

Есть у Партии регионов и вторая проблема – отсутствие публичных кандидатур, готовых занять кресло мэра. Нет людей, достаточно известных широкой публике, обладающих личной харизмой и не связанных с политическими и коррупционными скандалами. Конечно, можно заставить городские власти не вмешиваться в процедуру переизбрания мэра. Но неизбежно возникнет вопрос - что случится после того, как процедура перевыборов будет запущена? М.Добкина, очевидно, выдвигать от партии уже нельзя. Процентов, которые он может набрать в случае перевыборов мэра, для избрания может не хватить даже при условии, что будет задействован весь админресурс. Да и сам факт повторного выдвижения кандидатуры М.Добкина делает возню с "осуждениями" бессмысленной и нанесет очередной удар по рейтингу Партии регионов в Харькове. Судя по всему, достойных кандидатур на пост мэра у Партии регионов в Харькове просто нет.

У Партии регионов есть еще один вариант, впрочем, довольно трудоемкий и сомнительный: в срочном порядке "создать" мэра. Можно взять уже "готового" политика, например, Дмитрия Святаша, и исподволь, задолго до начала процедуры перевыборов, начать его раскрутку. А можно на волне мощного информационного повода вывести на сцену никому не известного, но харизматичного харьковского регионала и бросить на его раскрутку все силы. Когда на местном политическом горизонте появится новый или хорошо забытый старый регионал, который зачастит с "засветками" в СМИ, можно будет предположить, что готовится замена М.Добкину и перевыборы не за горами.

Между тем, с "другой стороны баррикад" все обстоит наоборот. Кандидаты есть, и им уже "места мало". Обязательно будут выдвинуты как минимум Владислав Протас и Александр Фельдман. В.Протас кандидат, конечно, несерьезный, а вот А.Фельдман – величина, с которой придется считаться. Вот и вынуждены лидеры Партии регионов выбирать из двух зол: Михаил Добкин - какой ни есть, а "свой", и Александр Фельдман - БЮТовец, который в силу своих бизнес-интересов быстро конвертирует должность мэра в финансовую подпитку БЮТ.

 
О "пристяжных"…
 

С Геннадием Кернесом ситуация еще сложнее. Г.Кернеса как секретаря горсовета может отстранить от должности только горсовет. Наверняка, среди харьковских регионалов в горсовете наберется немало недовольных деятельностью Г.Кернеса, и с горсткой депутатов из фракций НСНУ и БЮТ голосов для его отстранения должно вполне хватить. Возникает тот же вопрос, что и в случае с перевыборами мэра, - а что дальше?

А дальше Г.Кернес остается депутатом горсовета, и не рядовым депутатом, а обросшим за время секретарской деятельности собственными выдвиженцами в органах городской исполнительной власти. Влияние его будет, по всей видимости, оставаться огромным. Для того чтобы "утопить" Г.Кернеса нужен как минимум "Кернес номер два", выдвинутый на пост секретаря горсовета (или мэра, если перевыборы мэра все же состоятся), т.е. человек, не менее влиятельный и жесткий, который сможет быстро перестроить властную вертикаль в Харькове. Возьму на себя смелость предположить - среди регионалов Харькова таких людей нет.

В принципе, можно поставить на должность секретаря горсовета некую согласительную фигуру. Это на время успокоит общественное мнение, но, во-первых, деятельная натура Геннадия Адольфовича все равно проявится, а во-вторых, подобная рокировка не введет в заблуждение деловые круги Харькова, которые не перестанут ощущать на себе пристальное внимание самого влиятельного депутата горсовета. Поэтому у Г.Кернеса больше шансов нарваться на пулю киллера, чем утратить влияние в Харькове.

 
Что ждет на другом берегу?
 

Вот и выходит, что центральный аппарат Партии регионов несколько "прозевал" Харьков. Вроде и так нехорошо, да по-другому - еще хуже. Возможно, выход будет найден, и Партия регионов сможет вернуть утраченные в Харькове позиции, по крайней мере, к президентским выборам. Но когда и как - говорить пока рано. Явно, что произойдет это не в ближайшее время.

Поэтому, исходя из вышесказанного, представляется, что слова В.Януковича в Харькове не более чем "пожарная реакция", временная альтернатива более решительным действиям, с которыми в штабе Партии регионов попросту пока не определились. Так что, "на переправе коней не меняют", и выходит, что М.Добкин с Г.Кернесом будут продолжать тянуть воз Партии регионов в Харькове еще довольно долго. Ведь когда хотят что-то сделать - делают, а не говорят. А громкие слова скорее признак нерешительности.