С начала 2018 года в Украине изменились правила перечисления рентных платежей от предприятий, которые добывают нефть, газ и газовый конденсат. Наконец-то, села и поселки, на территории которых ведется добыча углеводородов, стали получать часть этих денег на свое развитие. Ведь самим жителям виднее, что именно они хотят изменить у себя дома с помощью такого финансирования.
Как распределяется рентный платеж теперь? 95% идут в бюджет Украины, а 5% остаются на местах. Причем 2% идут в областную казну, 3% – в объединенные громады (ОТГ), при этом район не получает ничего. Если же поселковый или сельский совет, на территории которого есть добывающие предприятия, не входит в ОТГ – ситуация иная. Тогда у него лишь 1% ренты, а 2% с нее идут в районный бюджет.
За 2018 год Харьковская область в целом за добычу углеводородов на своей территории должна получить около 700 млн. грн. За пять прошедших месяцев добывающие предприятия перечислили бюджетам всех уровней (областному, поселковым, сельским) в целом 270 млн. грн. Такие цифры публикует Харьковский облсовет.
Есть три пути использования органами местной власти денег, полученных из недр.
Во-первых, финансирование могут "проедать". То есть тратить на защищенные статьи – на зарплаты служащим, медикам, работникам системы образования, на питание детей, на оплату за воду, газ, электроэнергию, тепло.
Во-вторых, деньги тратят на решение насущных проблем. Речь о ремонтах дорог и домов культуры, строительстве водопроводов, приведении в порядок больниц, садиков, школ.
В-третьих, ренту могут вложить в проекты будущего. Лучше всего это пока получается у объединенных громад. Например, Чкаловская ОТГ в Чугуевском районе уже создала стратегический план развития с учетом поступлений от ренты за добычу газа и газового конденсата на своей территории.
Жители за эти деньги решат несколько важных задач. Сначала они хотят открыть у себя первое в ОТГ отделение Пенсионного фонда. Потому что негоже жителям объединенной громады ездить за пенсиями в райцентр – Чугуев.
Конечно, есть у Чкаловской ОТГ и проекты "попроще", которые также будут частично или полностью финансироваться благодаря полученной ренте. Так, громада решила купить школьный автобус, отремонтировать амбулаторию, обустроить помещение отдела соцзащиты для потребностей инвалидов.
Чкаловская ОТГ — активный участник областного конкурса "Разом у майбутнє". Благодаря ему органы местной власти на условиях софинансирования могут реализовать проекты развития. В 2018 году Чкаловская ОТГ подала на этот конкурс восемь своих проектов. Среди них — приобретение компьютеров и проведение скоростного интернета в Лебяжский и Чкаловский учебно-воспитательные комплексы, благоустройство парка в Ивановке, приобретение спортинвентаря и сооружение детской площадки в центре громады. А есть и достаточно необычные проекты, для садиков в Чкалово и Коробочкино. Их ждет реконструкция системы снабжения горячей водой с установкой вакуумных гелиоколлекторов и фотоэлектрического комплекса.
"В случае победы наших проектов на общую сумму более 2 млн. грн. софинансирование из бюджета громады составит чуть больше 900 тысяч. Посмотрим, какие из них получат поддержку из облбюджета", – говорит председатель Чкаловского поселкового совета Виктор Соловьев.
По мнению руководителя, подобного рода мероприятия стали возможными благодаря реформированию местного самоуправления – децентрализации. Государство с одной стороны активизирует местную громаду принимать решения о своей жизни самостоятельно. С другой – дает ей для этого дополнительные финансовые ресурсы в виде целевых субвенций, части налогов, того же процента от ренты.
Однако 3% рентных платежей и 1% – это большая разница, которая измеряется миллионами гривен. Именно поэтому в большинстве случаев необъединенные органы местного самоуправления этих денег не чувствуют. Хотя проблем и планов у них не меньше, чем, например, в Донецком поселковом совете Харьковщины.
"У нас пока денег от ренты не хватает на масштабные проекты, все идет на защищенные статьи расходов. Хотя нам много чего нужно – ремонт дорог и крыш в образовательных учреждениях в первую очередь", – утверждает председатель Донецкого поселкового совета Виктор Ващенко.
Почему так происходит, знает координатор общественной организации "Новая энергия" Виталий Филенко.
"В соответствии с Бюджетным кодексом Украины процент от рентных платежей идет в общий фонд местных бюджетов. А эти средства в первую очередь тратятся на защищенные статьи – зарплаты, энергоносители и т.п. И если ренту получает громада с бюджетным дефицитом, ни на что другое она ее потратить не сможет априори. Именно поэтому мы сообща с органами местного самоуправления готовим обращения в Кабмин и Верховную Раду. Мы просим их внести изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят те же рентные платежи направлять не в общий фонд местного органа власти, а в специальный – недаром его еще называют фондом развития. Деньги оттуда можно использовать без оглядки на календарный год. Ведь если какая-либо громада получит свой процент от ренты в декабре, она не успеет его освоить до 25 числа – и деньги автоматически вернутся в государственный бюджет. А пока что выходит "сваливание" разных доходов местного бюджета в один котелок борща. И людям сложно сказать, какой вкус именно у ренты", – отмечает эксперт.
Это не единственная проблема, связанная с нововведениями 2018 года. Так, местные советы не знают и не могут спрогнозировать конкретную сумму поступлений от ренты, зная только ее процент. Однако эти проблемы – временные, и они связаны с развитием нашей страны. А значит – можно и нужно строить планы.
Анна Шалахина