Главное культурное событие уходящего года (для некоторых - десятилетия, столетия, всех времен) – случилось. Новый альбом товарища, известного, как Oxxxymiron, и менее известного, как Мирон Федоров, - вышел. Что это значит и отчего это событие было столь ожидаемым – ниже. Также сразу предупрежу, что этот небольшой текст – для тех читателей, которые далеки от рэпа. Те, кто, как говорится, «в теме», - и так все понимают.
Итак, что такое русскоязычный рэп? Уверен, для большинства читающих этот текст он начался и тут же закончился где-то в середине нулевых («Вокруг шум» от «Касты» все же помнят). Потом рэп не исчез, конечно. Это мы из него исчезли. Потому что выросли.
А потом появился рэп, который нас, вросших в карьеры и семьи, – «догнал». Oxxxymiron появился в начале десятых, но «догнал» широкие слои населения в 2016-м, когда выпустил альбом «Горгород». Это без всякого преувеличения- шедевр, который, кажется, уже не превзойти никому, в том числе и его автору. И это был не просто успех. Это был слом парадигмы. Оказалось, что рэп может быть умным и даже «интеллектуальным». Выпускник Оксфорда по специальности «Средневековая английская литература» не пытался опуститься до аудитории, а говорил с ней так, как сам думал. В его текстах отсылки к литературной классике легко перемежаются с обсценной лексикой, а отсылки к Библии органично соседствуют со сленгом соцсетей и видеоигр. Один сервис по продаже книг и подкастов даже провел исследование и насчитал в творчестве Мирона более 200 отсылок к литературным произведениям - от Голдинга и Майринка до Бунина и Стругацких.
Кроме того, Oxxxymiron оказался настолько ловким жонглером рифм, слов и смыслов, что некоторые весьма уважаемые критики считают его лучшим современным русскоязычным поэтом. Это безотносительно к рэпу. Его даже читать интересно. Впрочем, слушать все же предпочтительнее, потому что или ему самому, или его саунд-продюсерам удалось освежить традиционный бит интересными находками, что особенно заметно в уже упомянутом «Горгороде».
В общем, с одной стороны, Oxxxymiron оказался для тех, кто имеет представление о том, кто такие Демьян Бедный и Олдос Хаксли, а с другой – для тех, кто знает что такое хайп, мерч или NPC. В общем, для городского среднего класса с интеллектуальным уровнем средним и выше. А этот класс, в свою очередь, будучи самым интернет-ориентированным, обеспечил Oxxxymironу десятки миллионов просмотров в YouTube, а значит – славу, которая не была связана с официальным шоу-бизом. То есть ему удалось получить фантастическую популярность, но сохранить присущую настоящему рэпу андеграундность. Впрочем, появление Oxxxymironа в шоу Урганта до сих пор лежит зашкварным пятном на его биографии. И вообще, андеграунд андеграундом, но коммерческое чутье, которое можно считать чувством аудитории, Мирону не просто присуще. Он так ловко манипулирует интересом к себе, что ему бы позавидовал даже манипулятор 80-го уровня Канье Уэст, превративший выход своего последнего релиза в многосерийное многодневное шоу.
Мирон тоже подошел к вопросу с размахом, но куда более продуманно. Сначала города и веси украсили черные бигборды с незамысловатой надписью «Когда новый альбом?» - и мир напрягся. Потом появился клип «
После этого с интервалом в несколько дней стали выходить треки, которые ,как все решили, войдут в новый альбом. Это была довольно необычная для Oxxxymiron вещь «
И вот 12 ноября альбом вышел. Но к разочарованию фанатов оказался микстейпом, т.е. ремиксами старых вещей Мирона, плюс четыре новых трека, три из которых к тому времени уже были заслушаны до дыр.
Мир раскололся надвое. Одни говорили «Окси сдулся», другие - «Настоящий альбом еще будет». Автор и сам склонялся к первому мнению, но было два факта, которые давали надежду. Первый – Мирон молчал. Он вообще человек не то чтобы специально стремящийся к публичности, но ее не чурающийся и очень хорошо понимающий, как все устроено. Так что какие-то объяснения были бы кстати, но их не было. И второй факт – такой ход был вообще не в духе Мирона. Это как если бы Ленин влез на броневик и сказал: «Хорошо, что мы все здесь собрались, но что-то холодно, пошли по домам».
Потом на страницах соцсетей Oxxxymiron и на бигбордах появилось скромное объявление о том, что новый альбом выйдет 1 декабря, и все стало становиться на свои места. В этот день альбом вышел, но Oxxxymiron не был бы собой, если все было бы просто. Весь этот день сотни тысяч людей обновляли страницы стримингов в надежде качнуть первыми, а в YouTube даже велись прямые трансляции «ожидания» великого события. Но альбом с незамысловатым названием «Красота и уродство» появился только поздно вечером, когда истерия достигла максимума. За час альбом скачали около миллиона человек, и только в одном сервисе ВКонтакте за сутки релиз был прослушан почти 4 миллиона раз.
Что в итоге получилось? А в итоге получилось 22 полновесных трека, причем совершенно новых. Туда не вошли четыре раньше выпущенных трека из микстейпа. Что, к слову сказать, совершенно зря. Потому что, я уверен, миллионы людей сами перелили их в папку нового альбома. А с другой стороны – не зря, потому что они немного выбиваются. После первого прослушивания «Красоты и уродства» показалось, что эти треки лучше, чем весь альбом. Но на самом деле, это не так.
Да, альбом у многих оставил чувство растерянности – откровения не получилось. Но и считать разочарованием «Красоту и уродство» нельзя. Это очень крепкая работа. А растерянность возникла потому, что после «Организации» и «Цунами» ожидался какой-то «новый» Oxxxymiron, а оказалось, он все тот же. Но если задуматься, это как раз хорошо. В конце концов – все ждали Oxxxymironа, его и получили. Но при этом получили «прокачанную» версию. Более минималистичный, но тугой и плотный звук. И тексты… Тексты, если сравнивать с микстейпом (не для того ли он выпускался, чтобы сравнение было очевиднее?) стали более зрелыми, то есть чисто технически - более совершенными. Это поначалу не очень заметно, особенно когда быстрая читка под густой бит накрывает плитой слов и смыслов, из-под которой уже к восьмому треку хочется выбраться наружу. Но потом становится понятно – это стопроцентно Oxxxymiron 2021 года, а не протухшая звезда, залипшая в нулевых. Тексты стали резче, фокус наведен четче. В них запредельное количество неймдроппинга, т.е. упоминаний известных персон – от Путина до Боба Дилана, больше «актуальщины» и откровенности, меньше позерства.
Разбирать треки по отдельности особого смысла нет, потому что слушать альбом нужно целиком. Можно выделить, пожалуй, только легкую, очень не характерную для Мирона вещь «
Итак, подводя итог. Стоит ли послушать новое творение Oxxxymironа тем, кто вообще далек от рэпа? Однозначно да. Если, конечно, вы следите за культурными трендами и не хотите выглядеть старперами. Потому что Oxxxymiron – это, как ни крути, мощное культурное явление, причем явление уникальное. Казалось бы, рецепт его успеха очевиден и почему бы не повторить? Но за шесть лет молчания Мирона ничего похожего так и не появилось. (Сам он, кстати, часто иронизирует по этому поводу в текстах.) Да, есть талантливые ребята вроде «Славы КПСС» (он же Гнойный), закоренелого антогониста Мирона. Но все они немного недотягивают до Oxxxymironа в «хитовости». В русскоязычном рэпе пишут интересные тексты, делают интересные треки, но Гнойный не будет звучать ближайший год из каждого утюга, а Oxxxymiron – будет. Это его разберут на цитаты и мэмы. Это его будут обожать и ненавидеть, на него будут клепать пародии, обвинять в «продажности» и т.д. Потому что он, нравится это кому-то или нет, сейчас, после возвращения – исполнитель номер один, причем исполнитель вообще, а не только рэпа. И, по крайней мере, быть знакомым с его творчеством – надо.
И на последок, для тех, кто предпочитает читать, а не слушать, для примера - текст трека, который дал название альбому. Трек не лучший в релизе, но покрайней мере не содержит обсценной лексики.
Красота и Уродство
Детям — леденцы, диссиде рицин
Цветет гиацинт, идёт геноцид
Пир Империи времени Упадка
Гурманы падки на гуманитарку
Скалистая бухта, в море кораблик
Тема экскурсий — Горький на Капри
Коллекция амфор великолепна
Калеке ломает двери коллектор
Убийства чести и женское обрезание
Через дорогу — званый обед в торжественном зале
Проблемы первого мира, депрессии, терзания
Медленный интернет, РПП и стресс от экзаменов
С белоснежных гор в девственный бор
Бедствия, мор, естественный отбор
Если травля приводит школы к трагедиям
По ТВ обвиняют рэп, аниме, свободные медиа
Отметь себя:
Баланда и лобстер
Машалла, чёрт с ним —
Красота с уродством, о
Буйствует сатана
Крестит апостол
Уродство и красота
Пули-рвы, штык-нож
Сунь-вынь, прыг-скок
В десятитысячелетнем склепе
Спит и видит сны Гебекли Тепе
Меркнет небо
Одинокий путник топает по полю
Ветер гонит с тополя пух и пророчит Пополь Вух:
Оставил своё сердце в Чичин-Ице
Торговля органами бойко кипит
Почки семьи за похлёбку из чечевицы
В Канта, Сартра
Харкнут варвары, маглы, мавры
Северная Африка, контейнеры мигрантов
Лотерея, в верхний миллиард
Либо грузом на дне Священный рандом
В зеркале мелькает метаморф
Я то красавец, то урод
В зависимости от углов и освещения
Ущелье, жестокая резня
Порой сказать непросто
Где уродство, где красота
Баланда и лобстер
Машалла, чёрт с ним —
Красота с уродством, о
Буйствует сатана
Крестит апостол
Уродство и красота