В современном мире вещи часто становятся маркерами социального статуса или достатка. Дорогие бренды, новые гаджеты или модная одежда разъединяют тех, кто может себе их позволить, и тех, кто не может. В то же время этот культ потребления привел к производству такого количества вещей, что их уже хватит на несколько поколений вперед. Это создает реальную угрозу экологической безопасности.

Избыток вещей не только истощает ресурсы планеты и загрязняет окружающую среду, но и углубляет социальные расколы, ведь покупка нового часто становится самоцелью, а не потребностью. Результаты социологического исследования «Медиа и громады. Перезагрузка связей»* свидетельствуют: противоречия и напряжение между богатыми и бедными ощущают почти 65% респондентов, и это - самая выразительная линия раскола украинского социума.

В то же время любые вещи - от одежды до стройматериалов - имеют потенциал объединять: когда мы делимся ими вместо того, чтобы накапливать, они перестают быть символами престижа и превращаются в инструмент сообщества.

Харьковский Экохаб работает с 2019 года. Его основательница Анна Прокаева много лет занималась акциями по уборке окружающей среды и популяризации сортировки отходов. Она организовывала курсирование по Харькову транспорта, который собирал мусор у тех людей, которые решили его сортировать. По словам Анны, именно на этих маршрутах люди начали спрашивать: «А можно отдать вещи? А можно отдать чайник?»

Анна Прокаєва«И оно само пошло-пошло, хотя первые вещи в Экохабе были мои. У меня тоже был шопоголизм. Я ездила за границу в командировки, видела там скидки: пальто стоило 100 евро, а теперь - 3 евро. То есть 97% скидка! И я набирала этого добра», - говорит Анна.

 

Сейчас Экохаб имеет несколько зон: зону сортировки, зону предотвращения, собственную мастерскую и самую большую зону - зону вторичного использования. Сюда кто угодно может принести любые уже не нужные вещи - одежду, обувь, книги, посуду, игрушки, предметы быта, украшения, постельное белье, полотенца, даже - стройматериалы. И кто угодно может взять любую вещь, которая ему нужна. Зону вторичного использования основательница Экохаба называет «музеем с сокровищами»: по её словам, здесь можно найти абсолютно всё, в том числе уникальные вещи.

Такие центры очень популярны в ЕС: довольно часто люди отыскивают вещи именно в них, и только если не находят - покупают новые.  Причем делается это из соображений не экономии, а из экологической безопасности.

Анна Прокаева отмечает, что все начинается с переосмысления:

«Мы настаиваем, что наша миссия - не только гуманитарная, но и в большей степени экологическая. Если человек не переосмыслит свое отношение к вещам, и вторичное использование не станет его ценностью - он не будет ходить в Экохаб».

25-летняя харьковчанка Марина говорит, что приходит в Экохаб далеко не впервые. Она приносит сюда отсортированный мусор и вещи, которые ей уже не нужны.

Марина«Мне кажется, в мире слишком много вещей: я постоянно вижу эти мешки с мусором. Я представляю иногда, как мы живем среди всего этого мусора, - и мне не хочется такой жизни», - говорит Марина.

 

Харьковчанка Яна приходит сюда, потому что считает, что люди должны наконец взять на себя ответственность за отношение к окружающей среде:

Яна«Во время полномасштабки ощущение справедливости и того, что мы ответственны за все, что делаем, - взяло верх, и я начала больше интересоваться вопросами переработки и вторичного использования, смотреть какие-то научные фильмы. Я считаю, что это ответственность, конечно, и тех, кто производит столько товаров, но и наша тоже. Поэтому лучше - отдавать что-то на вторичное использование и переработку».

Но такое сознательное отношение к вещам только сейчас становится мейнстримом, причем преимущественно у молодежи. Большинство людей, которые приносят что-то в Экохаб, руководствуются другим - желанием помочь.

Анна Прокаева говорит: посетители Экохаба - это преимущественно люди среднего класса, самозанятые, культурно и интеллектуально развитые. Они были за границей и хотят, чтобы качество жизни в Украине было не хуже. Их мотивация принести свои вещи в Экохаб - прежде всего, гуманитарная.

За время работы Экохаба, по словам Анны, его посетили тысячи людей, а если считать посещения - то их десятки тысяч. Большинство гостей - очень ответственные: вещи, которые они приносят, могут быть старыми, но чтобы они были грязными или с дырками - это уникальные случаи. В основном это чистые вещи, которые годятся для того, чтобы их повторно использовать.

51-летняя Любовь приходит в Экохаб часто. Говорит - здесь много хороших вещей. Она берет то, что ей нужно, и отдает то, что уже не нужно.

Любов«Мне гораздо приятнее отнести вещи сюда, чем на свалку. Это же большая разница - или просто выбросить, или придет человек, и выберет себе вещь, и будет дальше ее носить. Я хотела бы помогать другим, поэтому приношу», - говорит женщина.

 

В Харькове даже сейчас, когда идет четвертый год полномасштабной войны, - больше миллиона жителей. Волонтерам Экохаба хотелось бы, чтобы как можно больше людей знали, что есть такое место, где можно правильно управлять отходами, и что такое место есть именно в Харькове.

«Мы работаем с каждым человеком, целимся в его ценности. Мы хотим, чтобы люди поняли, что у нас - не просто гуманитарный штаб, где бери, что хочешь. У нас - два в одном: мы хотим объяснить человеку, что, беря что-то у нас, он не только помогает, но и делает правильный выбор, поскольку потенциально не заказывает производство нового. Человек должен пройти вот это «переосмысление номер один» и ответить себе на вопрос «Зачем я это делаю?» Сегодня, например, очень много вещей произведено в Китае. А если это полимерные вещи, то можно сказать, что они произведены из российской нефти. И получается, мы одной рукой донатим себе, а другой - врагу», - говорит Анна Прокаева.

Такие инициативы соответствуют принципам так называемой круговой, или циркулярной экономики, отмечает доцент кафедры инженерной экологии городов Харьковского национального университета городского хозяйства имени Бекетова Ольга Хандогина.

Ольга Хандогина«Фактически речь идет об изменении отношения к материалам: они больше не воспринимаются как нечто ненужное, их жизненный цикл продолжается, и мы в определенной степени избегаем образования отходов», - объясняет Ольга Хандогина. По ее словам, сейчас мы наблюдаем рост популярности более цивилизованного отношения к отходам и ресурсам, в том числе на бытовом уровне.

Это становится своеобразным трендом, экологически-дружественные инициативы входят в моду - в частности, отказ от одноразовых товаров, продление срока службы вещей, повторное использование материалов и тому подобное.  Они не только помогают уменьшить нагрузку на окружающую среду, но и формируют экологически дружественные паттерны поведения, то есть меняют отношение людей к этой проблеме.

Именно для того, чтобы постепенно перестраивать сознание людей, в Экохабе действует правило доната. Если человек хочет взять какую-то вещь, он должен оставить хотя бы 3-5 гривен. По словам волонтеров, когда не было правила доната, люди могли набирать очень много вещей. Тогда один из основных принципов деятельности Экохаба - уменьшение количества вещей, потому что их уже произведено на несколько поколений вперед, - переставал работать. А когда надо оставить даже минимальный донат, человек начинает думать, нужна ли ему вещь или нет.

Анна Прокаева говорит: люди, которые что-то берут в Экохабе, понимают, что вся эта история - об экологичности. Но основной их мотивирующий фактор - сэкономить.

Яна приехала из Купянска еще 3 года назад - в начале полномасштабного вторжения. Там у нее был дом, огород и хозяйство. В Харькове она вынуждена арендовать жилье. Об Экохабе Яне рассказала коллега по работе.

Яна«Прихожу сюда, чтобы одеться и обуться. Потому что сейчас очень трудно, фактически - невозможно одеться в новое: надо же еще жилье снимать, продукты покупать, ведь гуманитарку больше не дают. С выплатами ВПЛ тоже проблемы. Очень дорого в Харькове жить получается», - говорит женщина.

Она тоже убеждена, что людьми, которые приходят сюда, руководит желание помочь: «Зачем выбрасывать вещи, если они кому-то возможно понадобятся

Психологи говорят: полномасштабное вторжение стало для украинского общества катализатором процессов сплоченности и самоидентификации.  

Мария Максимчук«Ситуация войны, обстрелов, отключений электроэнергии наглядно и ежедневно демонстрирует присутствие кого-то, кто враг, - это «они», это «не-мы». Тогда каждый житель дома, улицы, города, страны начинает идентифицировать себя как часть «мы», противостоящего врагу. Так и формируется сообщество, сплоченное единство», - отмечает практикующий психолог Мария Максимчук.

Это подтверждают и социологи. Как свидетельствуют результаты социологического исследования «Медиа и громады. Перезагрузка связей»*, помощь другим, благотворительность и волонтерство присутствуют в повседневной деятельности подавляющего большинства опрошенных. В частности, более 50% респондентов из г. Харьков отметили, что часто помогают другим людям (кроме семьи) с делами по дому, по работе, оказывают эмоциональную поддержку. Иногда занимаются волонтерством 34,8% опрошенных, еще почти 35% - часто и довольно часто; благотворительностью иногда занимаются 37,8% респондентов, еще почти 33% - часто и довольно часто.

«У нас уже есть ощущение такого общего улья, когда каждый делает свое дело. Люди объединяются. Человечность есть. И это вдохновляет дальше работать. Это, пожалуй, лучший способ оставаться в Харькове и получать этот допинг жизни, когда ты помогаешь и видишь, как люди друг другу помогают», - говорит Анна Прокаева.

По ее словам, в последнее время именно благодаря сообществу у Экохаба появилась возможность формировать и удовлетворять запросы. То есть посетители спрашивают, а что конкретно кому-то надо, и ищут возможности помочь. Например, жительница Дергачей искала 1000 кирпичей, чтобы закончить ремонт дома, и рядом был сосед, который не знал, куда кирпичи девать.

Анна Прокаєва«Люди верят. Они верят, что даже если им государство не поможет, - то найдутся люди, которые помогут - в мелочах или даже с ремонтами. Здесь устанавливают контакты, начинают общаться», - объясняет Анна Прокаева.

 

Она подтверждает, что с началом полномасштабки желание помочь стало еще больше. Люди реже остаются в стороне: охранник, которого Экохабу выделил арендодатель, видел, что там работают преимущественно девушки, и взялся помогать что-то отгружать-разгружать. Неподалеку он нашел центр для пожилых одиноких людей, и теперь берет в Экохабе литературу и носит им. Фактически Экохаб сейчас является в том числе центром для общения людей преклонного возраста.

«Мы говорим, что когда мы вместе, мы сила. Вот здесь это действительно проявляется: когда один что-то даст, другой, третий - и так можно, в принципе, и дом построить. Сообщество - это основное. У нас сообщество единомышленников, которые приходят и чувствуют это пространство своим: здесь их ценности и их самореализация», - резюмирует Анна Прокаева.

Посетительница Экохаба Яна отмечает, что война, конечно, формирует мировоззрение и диктует настроения, но ответственности за будущее ни с кого не снимает.

Яна«Сейчас большинство, кому я рассказываю об этих подходах к мусору, говорят: «Здесь КАБы прилетают, а мы будем сортировать мусор? На планете столько разрухи, что мусор - это не столь важно». Но я считаю, что все начинается с нас. И если я буду это делать, и каждый за себя будет думать и делать, все будет нормально. Все начинается с нас», - говорит она.


*Социологическое исследование «Медиа и громады. Перезагрузка связей» проводилось компанией „Оперативная социология“ в рамках проекта «Усиление устойчивости медиа в Украине». Исследование проведено в 23 громадах Украины в апреле-августе 2024 года. Общее количество опрошенных - 2 391 респондент. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.


Проект «Усиление устойчивости медиа в Украине». Внедряется Фондом «Ирондель» (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной прессы и информации (Украина). Финансируется Фондом «Швейцарская солидарность» (Swiss Solidarity)