Традиции - лучший свидетель духовной общности народов. В Харькове кулачные бои именовали по-харьковски - "кулачки". Сведения о кулачных боях в Харькове немногочисленны и состоят почти целиком из воспоминаний, собранных историком Дмитрием Багалеем из харьковских газет. Эти воспоминания относятся к описанию боев, но не сообщают, а Багалей не комментирует, когда именно такие бои появились в городе, когда и почему сошли на нет. Вероятно, прекращение боев, хотя и не главным образом, было связано с действиями полиции: вначале она только наблюдала, а затем начала разгонять бойцов.
Кулачные бои в Харькове не отличались от "классических" форм в других городах России. Те же неписаные правила, те же приемы боя, те же поединки закадычных друзей. Давали о себе знать и социальные контрасты: город - окраина, ремесленники - мещане. В боях участвовали бурсаки, семинаристы, гимназисты, чиновники. Репин вспоминал, как на кулачные бои в Харькове иногда приезжали чугуевцы. Пашков называет даже одного священника и унтер-офицера. "За Михайловской церковью, - вспоминает он, - великолепно дрался на кулаках гвардейский унтер-офицер, приходивший однажды зимой в отпуск к родным. Не раз он один разбивал и разгонял целую стенку. Гигантского роста и силач страшный. В красивом гвардейском мундире, фуражка набекрень... Как пойдет бывало маршевым шагом, да свалит несколько дюжих человек в центре, так все уже бегут от него что есть духу, а он остановится, смотрит на бегущих и смеется".
"Кулачные бои, - вспоминает Карпов, - или как их называют в народе "кулачки", устраивались в то время очень редко. В праздничные дни зимою, когда солнце клонилось к западу и мороз начинал крепчать, в разных концах города собирался кучками народ и забавлял себя кулачным боем. Этот род забавы в те годы был общепринятым во всех городах земли русской, и поэтому я нахожу интересным описать кулачные бои, происходившие в Харькове... ...Кулачные бои были удовольствием обывателей г. Харькова. За Мариинским мостом на реке Нетече ...там, где Кузнечный мост, на льду собирались кучками мальчишки и, как бы греясь на морозе, начинали угощать друг друга кулаками. При этом то один, то другой из мальчиков подбегал к прохожему и внезапно угощал его кулаком по чем пришлось. Получивший удар кулака бросался на мальчика, который быстро убегал и, таким манером, затягивал прохожего в кучу дерущихся. Таким способом толпа доходила до внушительных размеров. Среди кулачных бойцов существовал даже особый язык, лаконичный и понятный лишь тем, кто считался заправским мастером. Так, например, "дать блоху" - это значило ударить в шею; "пустить звонаря" - значит дать удар в ухо; "положить гриба в живот" - значит дать удар в грудобрюшную преграду. Но на вышеупомянутых местах кулачные бои не были в славе. Их вообще называли куриными боями. Главная же арена кулачного боя всегда составлялась на льду р. Лопани, вблизи Ивановской левады. Там собиралась толпа, состоящая не только из молодежи, но и старики принимали участие в этих кулачных боях. И отличившийся когда-либо на таком кулачном бое делался известным, как герой, всем окрестным окраинам г. Харькова.
Так, кузнец с Ивановки Титько был признан всеми за бойца, которому нет равных. Бои на Ивановской леваде назывались быками, и если кто был в бою на быках - значит, имел силу. В дни рождественских праздников толпа нередко доходила до тысячи человек, так как ее составляли жители Холодной и Лысой гор, жители подгородного села Ивановки и все население... Клочковской улицы, Панасовки, Кацарской и Чеботарской улиц, кончая Конторской улицей. Жители нагорья и подгорья учавствовали в боях как бы две враждебные партии... Битвы иногда доходили до такого ожесточения, что стоны искалеченных и полуубитых потрясали воздух, и разогнать толпу уже не представлялось никакой возможности. В таких случаях выезжала пожарная, и всю толпу обливали из труб водою до тех пор, пока народ не расходился. И тогда на оставленной толпой арене боя лежали люди, истекающие кровью, с подбитыми глазами и подбитыми челюстями... Не обходились такие битвы и без того, чтобы кого-либо из обывателей намеренно не подбили так, что, пролежав некоторое время, умирал в цвете лет и сил. Слесарь Дюжинов сватался к дочери маляра Бунаковой, тогда как невеста была более расположена к пряничнику Ризовкину. ...Дюжинов подстроил так, что Ризовкин был сильно избит в кулачном бою и, прокашляв год, умер. Но были и случайные убийства. Так, однажды девица Мамкова, дочь сапожника, спасая своего жениха из горячей свалки, была убита ударом в висок и потоптана толпою.
...Был праздничный день масляной. Разгул народа принял широкие размеры, и полупьяная толпа... собиралась на льду у Ивановской левады для кулачного боя. Уже мальчики, отделившиеся в сторону, работали на расстоянии, заманивая прохожих. Кулачный бой крепчал. Толпа росла с небывалой быстротой, и в воздухе был слышен зловещий гул от увесистых кулаков и от падения тел... Вдали от боя, там и сям, стояли жены, сестры и матери бойцов, которые то всхлипывая, то плача и, осеняя себя крестным знамением, дополняли густоту красок сурового мотива картины... Густая толпа народа. Точно одно чудовищно-бесформенное тело, с тысячью голов, волной колыхалось, передвигалось по льду то в одну сторону, то в другую сторону - то там, то здесь сидели и полулежали в снегу обессиленные бойцы с окровавленными лицами и помятыми боками... Движимый неудержимой злобою к ненавистному сопернику, Захар Сорока выковал себе в кузне короткий и тупой гвоздь, с большою, в старинный пяток величиною, шляпкой, грибовидной формы. Зажимая тупой конец такого гриба в кулак и, таким образом, делая на вершине кулака, боец пускал это орудие в ход и, конечно, оставался победителем, хотя такие орудия шли вразрез с правилами кулачного боя и строго запрещались правилами кулачного права".
Источник