Пандемия коронавируса изменила мир. Пострадали многие секторы экономики, немало предприятий вообще были вынуждены прекратить деятельность. Изменилось отношение к глобализации, у людей появилось ощущение общности и единения в планетарном масштабе, поскольку жители всех стран переживали одинаковые проблемы и сообща боролись за выживание. Но вернемся к экономике. По данным Еврокомиссии падение ВВП на душу населения в 2020-м году составило в странах ЕС почти 5%. При этом такой показатель вообще не снижался с 2009 года, когда его подкосил мировой экономический кризис. Однако несправедливо говорить, что все сферы охватила стагнация и прозябание. 

Логистический сектор: новые требования и вызовы 

Расцвела электронная коммерция, которая за короткий срок прошла ускоренный путь развития и в некоторых сегментах уверенно обогнала оффлайн-сегмент. Например:

  • Годовой объем продаж торговой сети модной одежды и аксессуаров Zara даже вырос по сравнению с доковидным периодом, причем практически все наземные магазины были закрыты. То есть прирост обеспечила исключительно торговля через интернет. 
  • Впервые за последнее десятилетие увеличились продажи принтеров и МФУ, так как люди оборудовали рабочие места дома и покупали печатающие устройства. 
  • Хотя в целом в условиях ослабленной мировой экономики объем грузоперевозок упал из-за снижения тарифов (в частности на услуги автотранспорта), значительный рост продемонстрировали логистические услуги по доставке розничным заказчикам бытовых и медицинских товаров, продуктов и компьютерной техники. 

Люди массово совершали покупки в сети, поэтому логистический сектор пострадал не столь существенно. Просто он видоизменился и переориентировался на оказание несколько иных услуг. Да, спрос в корпоративном секторе существенно снизился, но выросли продажи в интернете. Например, доставка грузов из Китая стала настолько популярным направлением, что некоторые компании сделали его приоритетным и временно отказались от традиционных для себя видов деятельности. 

В итоге, как оказалось, голь на выдумку хитра: бизнес быстро приспособился к сложившимся реалиям, а логистический сектор вынужден был соответствовать новым вызовам, чтобы удовлетворять требованиям заказчиков и оставаться на плаву. 

Перемены, которые были неизбежны в связи с началом пандемии

Большие перемены были очевидны с самого начала пандемии. COVID-19 внес существенные коррективы в жизнь жителей планеты. Отметим главные их них:

  • Закрытие офисов и перевод сотрудников на удаленную работу, что лишило людей привычных условий труда.
  • Изменение структуры потребления — производственные процессы были реорганизованы, упал спрос на традиционные логистические услуги из-за нарушения цепочки маршрутов и привычных связей. 
  • Были введены ограничения на перемещения людей как между разными государствами, так и в границах одной страны или населенных пунктов. Это привело к снижению спроса на одни товары, например, некоторые виды продуктов, мебель, алкоголь, и увеличению количества заказов на другие — скажем, компьютерную технику и аксессуары, смартфоны и планшеты.
  • В целом потребность в грузоперевозках и логистических услугах все-равно осталась, просто изменились приоритеты, направления, преобладающие товарные группы и т.д. 
  • Пришлось по-другому выстраивать коммуникационные связи между операторами логистических услуг и клиентами. Переход на удаленную работу способствовал развитию дополнительных электронных сервисов, многие из которых сегодня уже стали обязательными.

Например, автоматизация отслеживания местонахождения груза и возможность получать актуальную информацию онлайн в режиме реального времени стала необходимостью из-за постоянных изменений ситуации на границах. Сейчас это норма в международных грузоперевозках — прозрачность и открытость укрепляет доверие между заказчиком и исполнителем. Также наличие такой возможности оптимизирует работу логистов и помогает им распределять нагрузку при организации доставки товаров.