Несмотря на сложности политики (а может благодаря им), в 2022 интернет-магазины продуктов работали. При этом увеличили объёмы и число постоянных покупателей. В конце года онлайн-торговля не опередила розницу, но заняла 2-е место, и рост продолжается.

Интернет-магазины продуктов оказались более гибкими и дружелюбными

Основными проблемами розничной торговли в 2022 г. были напрямую связанные с военным конфликтом на восточном фланге Евросоюза факторы. Агрессия России вынудила поставщиков менять цепочки логистики, отказаться от ряда продуктов, замещая ассортимент.

В сети розничных проблем почти не заметили:

  • Стоимость работы курьера снизилась на 16%;
  • Онлайн торговцы наладили прямые контакты с производителями продуктов;
  • Автотранспорт офлайн магазинов (не бесплатно) подрабатывал на доставке во всех странах Восточной Европы;
  • Требования к перевозке продуктов питания ослабили практически все страны (кроме Англии, Испании и Нормандии).

Восточнее границ ведущих стран Евросоюза ограничения были смягчены ещё в 2020 году, поэтому там наблюдался рост покупок в Интернете, особенно в секторе готовой еды.

Доверие к интернет-магазинам обеспечила доставка еды

Во время локдаунов, ограничений и самоизоляции пропуск на свободное передвижение по городу был связан с серьёзными затратами времени, иногда и денег. Платформы, маркетплейсы и частные интернет-магазины пошли навстречу покупателям, обеспечивая доставку вкусной, любимой и горячей еды. Ни один продвинутый супермаркет не мог предложить подобной услуги. Покупатели запомнили закрытые двери, «вход для избранных с ПЦР» и т.п.

  • В Италии горячую пиццу доставляли дроны, и соседи делили её, распевая на балконах;
  • Во Франции с балконов свешивали верёвки, на которых поднимали продуктовые корзины;
  • В Монако полиция охраняла парковки, где самоизолированные забирали деликатесы;
  • В Германии доставляли наборы колбасок с пивом к Октоберфесту, и немцы скакали на стульях, проклиная ковидные ограничения. Каждый в своём доме, но с привычными для Мюнхена атрибутами праздника.

Когда ограничения отменили, выяснилось, что доставка еды это удобно, безопасно и стоит недорого. Повышение доверия к интернет-магазинам, доставляющим вкусную еду, вызвало рост заказов онлайн и отказ покупателей от похода в обычный магазин. Это в корне изменило «потребительское поведение».

Новый 2023 год розничная торговля начинает с того, что онлайн-торговля растёт быстрее. Предлагающие реальные цены на продукты (ниже рынка) платформы готовы рекламировать себя. И главное, розничным сетям, супермаркетам и гипермаркетам, нечего противопоставить интернет-магазинам. Разве что мерчендайзеров. Специалистов, подсовывающих «игрушки и жвачки» для детей, способных вытянуть из родителей у кассы все деньги.

Ничего подобного нет в магазинах продуктов, которые можно найти в сети. Поэтому и растёт в этом сегменте объём продаж, снижается цена продуктовой корзины. И снижается стоимость покупок в сети быстрее, чем растёт инфляция.