События ушедшего года повлияли на потребительское поведение украинцев. Война нарушила планы миллионов людей. Пришлось отказаться от покупки некоторых привычных товаров, в ускоренном темпе оптимизировать расходы, осваивать различные способы экономии. 

Результаты последних социологических исследований подтвердили, что тренд на рационализацию покупок усиливается. Также более ярко выраженной становится тенденция предпочтения украинских брендов. 

Более детально рассказываем ниже.  

Три новых тренда в поведении покупателей

Социолог, основатель компании Gradus Research Евгения Близнюк рассказала, что основным трендом, который коренным образом изменил потребительские привычки украинцев стала экономия. Причем экономят украинцы в основном не путем сокращения количества покупок и отказа от некоторых популярных раньше позиций. Самые распространенные способы: 

  • участие в акциях,
  • покупка по распродаже,
  • применение промокодов на скидки.

Причем количество пользователей, которые интересовались скидками, за год увеличилось примерно на 40%. Причина в том, что, скажем, промокод Яндекс Маркет для магазинов с Маркет-Промокод обеспечивает до 70% экономии. Все больше людей выбирают онлайн-магазины, делают заказ через мобильные приложения. Плюс в том, что если, к примеру приложение Яндекс Маркет скачать на телефон, то за регистрацию на маркетплейсе можно получить дополнительную скидку. 

Второй тренд, который усилился в ушедшем году и, согласно прогнозам экспертов, будет доминировать в нынешнем, — это рационализация покупок. Так, в 2021 году около трети всех покупок были импульсивными. В 2022 более 76% участников опроса заявили, что каждую покупку тщательно планируют, составляют список необходимого и придерживаются его. 

Третий тренд касается выбора брендов. Почти 50% респондентов следят за появлением новых коллекций и покупают товары любимых брендов. При этом большинство участников опроса отметили, что предпочитают продукцию украинских компаний. Делают это по двум причинам: поддерживают отечественных производителей и экономят — товары украинских компаний дешевле, чем зарубежные. Выбирая продукт, потребители также обращают внимание на позицию бренда и как он поддерживает украинскую армию. 

Приоритетные категории расходов

Эксперт также проанализировала структуру расходов, подчеркнув, что в прошлом году, из-за роста цен, украинские потребители стали на треть больше тратить на продукты питания. При этом часть бюджета, которую выделяют на детей и домашних животных, не сократилась. В приоритете остаются одежда и обувь, к ним добавились повербанки, аккумуляторные фонари, термобелье, теплые одеяла, термосы.

Несмотря на трудности, две трети украинцев не отказались от празднования Нового года. На подарки истратили от 1000 до 4000 грн. В основном это сладости и сувениры. Почти 38% указали, что вместо подарков решили перечислить деньги в благотворительные фонды: на поддержку ВСУ и помощь пострадавшим от войны гражданским лицам.