Прошли первые две недели селфи-ажиотажа, синие проблесковые маячки перестали вызывать удивление и страх, а те, кто хотел быть наказан копом, уже успели напроситься на беседу с человеком в полицейской форме.

Спустя почти три месяца для патрульных Харькова настали серые будни с критикой в соцсетях, хамством на улицах и задержкой зарплаты. NewsRoom пообщался с харьковским копом, который на условиях анонимности рассказал о том, как выглядит новая система изнутри и сможет ли она прижиться в Украине.

- Поначалу мне казалось, что патрульная полиция немного…игрушечная. Слишком добрые, вежливые. Сейчас люди также несерьезно к вам относятся или что-то изменилось?

- Да, люди до сих пор так считают, говорят, что мы слишком хорошие. А мы приехали, на нарушителя наручники надели, ноги расставили пошире, чтобы ему неудобно было. Понимаешь, это в целях нашей безопасности. Человек, конечно, в шоке, ведь он такого не ожидал и начинает прозревать. Есть быдло-молодежь, которая осталась в фазе "сижу под общагой, пью пиво". В основном такие самые борзые. Их поначалу по головке гладили, а теперь все по-другому. Например, он нарушил, и у него нет при себе паспорта. Нет личности - нет материала. Что с ним делать? Мы его задерживаем, везем на другой конец района и там выкидываем.

- Это у вас такой метод воспитания?

- Да, метод воздействия. Это киевский опыт, Фацевич (и.о. начальника департамента патрульной полиции МВД Украины - ред.) так сказал. Не знаю, правда, кто это придумал. Увозить туда, где неудобная развязка, особенно, если это вечером или ночью - вообще идеально. Человек реально в шоке, он же без денег, непонятно, как добираться. У нас нет такого, как сейчас в России, как было раньше в Украине – задержать на трое суток, на 15 суток. Поэтому приходится поступать так.

- И на вас не жалуются?

- Ни разу не жаловались, по человеку видно, если он быдло. Но есть тип людей, которые хорошо знают свои права, законы и они знают, когда мы поступаем неправомерно. Сейчас нам добавили патрульных, есть среди них и бывшие сотрудники правоохранительных органов. Кстати, они не применяют старые методы и иногда сами в шоке от того, как мы поступаем. Но в целом мы нормально относимся к людям. Я даже считал – 9 из 10 я прощаю. Диалог состоялся, человек предупрежден, все четко и вежливо. Я же понимаю, что передо мной мужик на "Ланосе", и для него штраф даже в 400 гривен – это много.

- А как нужно действовать с харьковчанами: вежливо или жестко?

- С нашими нужно грубо, показывать свой авторитет. Полицию должны уважать.

- Не устали вы еще от желающих сделать селфи, от публичности? Патрульные ведь обязаны объяснять зевакам, что именно происходит на месте происшествия.

- Селфи делали первые недели две. По поводу публичности - иногда некоторых приходится осаживать. Что-то могу объяснить, если есть время. Если нет - прошу подойти к коллегам, которые все объяснят. Бывают совсем назойливые активисты. Тогда я им говорю: "Вы знаете, что находитесь на месте преступления? По закону полиции я могу попросить ваши документы". И прошу отойти от меня на 2 метра. Я патрульный, и моя безопасность превыше всего.

- Расскажи о панике в соцсетях по поводу ваших зарплат: реально задержали и сколько в итоге заплатили?

- Заплатили, как обещали, 8 тысяч, только задержали на 16 дней. Киевляне уже хотели выходить на площадь, и наши хотели поддержать, но на уровне разговоров это закончилось.

- А есть штрафы за опоздания или неопрятный внешний вид? Помнишь, по интернету "гуляло" фото списка?

- Да, помню, но у нас такого нет. Не понимаю также, кто сказал, что патрульные платят за разбитые машины. Патрульный разбил машину, приезжает другой экипаж и оформляет его как ДТП. Срок давности правонарушения – 3 месяца, в течение этого времени суд по закону должен все рассмотреть. Элементарно – в ДТП ты попал в Коминтерновском районе, а живешь в Октябрьском. Пока документы отправили в другой суд, что-то потеряли, все – дело замялось само собой. И потом - все "Приусы" застрахованы и достались Украине от Японии бесплатно.

- То есть вас ни за что не наказывают?

- Серьезно – нет. Пока человек пишет объяснительную, рапорт. Могут поставить "на калитку", то есть патрульный едет не в город, а стоит в управлении на шлагбауме и 12 часов ходит туда-сюда.

- Вы, насколько я знаю, работаете больше, чем 12 часов?

- Мы работаем где-то 16 часов. Прибываем в управление на 2 часа раньше, чтобы получить оружие, потом 12 часов патрулируем и возвращаемся на базу. Сдаем машину и пишем рапорты за всю смену: что за постановления выписал, какие резонансы были (например, вождение в пьяном виде или сложное ДТП). Это может затянуться еще на 4 часа.

- За 12 часов патрулирования личное время предусмотрено?

- На обед выделяют полчаса. Ты можешь еще попить чай, но если приходит вызов, то никого это не волнует. На пару минут можно куда-нибудь забежать. За этим следит ротный, ему докладывают, кто где находится. Если попадаются на частом "перекуре", то будут писать рапорт. На карте патрулей видно, где находится экипаж.

- Чувствуется, что новая полиция – это один сплоченный коллектив?

- Есть такое. Я доволен людьми, пришло много честных не только на хорошую зарплату, но и с желанием что-то изменить. Таких, которым предлагают взятку, и чтобы у них глаза горели, знаю человека три.

- То есть предлагают взятки?

- Пока вроде никто не попадался.

- Но те, кто может взять все-таки есть. Как думаешь, со временем система станет старой?

- Вряд ли. Но нужно законы поменять и некоторые штрафы.

- Например?

- Например, со стихийной торговлей нереально бороться. В соцсетях вопят: "Мы вызвали патрульных, они ничего не сделали". Люди должны понимать, что мы ничего и не сделаем, мы ограничены. Мы не уполномочены составлять акт изъятия на месте, а протокол составляется только при изъятии товара. У тебя протокол, как доказательство. Да, продавцов можно оштрафовать, но штраф копеечный, около 50 гривен. Я бы выписывал "ГАИшный" штраф около 400 гривен. На, торгуй, но я сейчас буду идти обратно и такой же тебе выпишу. Я бабушек не беру, я говорю о тех, кто торгует конфетами, мясом. Сейчас елки пошли, и ни у одного продавца нет пакета документов, нет разрешения от горсовета. Будут вызовы приходить - и их будут игнорировать. Бороться со стихийной торговлей нельзя. Поэтому нужен закон, согласно которому человек покупал бы себе право реализации на определенное время.

- То есть сейчас ваша работа – исключительно ПДД.

- Да, лучше заниматься этим.  Это единственная работа, от которой идет толк государству и деньги в казну. А не те мелочи, на которые вызывают, например, семейная ссора.

- Таких вызовов много?

-Очень, это половина работы. Особенно ночью или под вечер, в пятницу-субботу. Выпили, муж побил жену, мы приезжаем, а она говорит, что ничего не писала, никого не вызывала, вам послышалось.

- Кстати, а как девушки справляются с обязанностями патрульных?

- В принципе, работают неплохо и видно, что стараются. Получается, правда, не всегда, но главное, что у них есть желание работать.

- А что по поводу бывшей милиции, теперь уже полиции. Они вам помогают или препятствуют?

- Они выезжают на криминал, а на мелкие происшествия даже не приезжают. Кто-то делает вид, что не замечет нас. Многие понимают, что они хотят остаться в полиции и что им никуда не деться и помогают нам, потому что так надо. Наивно считают, что мы за них замолвим словечко, есть такое ощущение. Там же уволили каждого третьего мента, конечно, под сокращение попали не все недобросовестные. Хотя, есть среди них нормальные ребята. Они устали от этой работы.

- Устали, но почему-то держатся.

- Потому что они ничего больше в жизни не умеют. Например, приезжают на вызов, а им двери не открыли. Минут 15 походили и вернулись в отдел, сказали, ложный вызов. Потом участковый этот материал достает, а там только рапорт о том, что их не впустили в квартиру. Мы такого себе позволить не можем.

- После трех месяцев службы, как ты считаешь: ваша зарплата соизмерима с той работой, которую вы выполняете?

- Наша зарплата уж никак не маленькая. Для кого-то это заслуженные деньги, а кто-то ездит, ничего не видит и не слышит.

- Кстати, часто вижу в своем районе, как возле магазина толпа молодежи пьет, а патрульные проезжают мимо, "не замечая".

- Они стесняются, не имеют подхода к людям. А в идеале патрульный – психолог. Бывает, что я подхожу к тем, кто распивает спиртные напитки, и говорю: "Молодые люди, все нормально?". Они отвечают: "Да", - и продолжают пить. Тогда я говорю: "Я вижу, что тут происходит правонарушение, давайте сделаем так, чтобы оно прекратилось". И все, даже голоса не приходится повышать. А есть такие, которые просто боятся, или потом не хотят отписывать рапорты, возиться.

- То есть, если на одно правонарушение слетается 5-6 патрульных машин, то это из-за страха?

- Да. Но бывает, что нечего делать или кто-то хочет погеройствовать, вот и съезжаются все. Если, например, драка в ночном клубе, то оператор кидает на вызов все ближайшие экипажи, чтобы взять массовкой. Приехало пять машин и все с мигалками. Ну, видите вы, что вы все тут нужны, оставьте одну мигалку, остальные выключите, людей она раздражает. Но уже понемногу патрульные начинают это понимать.

- А ваши частые ДТП – это тоже от того, что люди чувствуют себя героями в форме и с мигалками?

- Бывает, да. Но иногда люди не понимают, что если мы с мигалкой, то можем нарушить, потому что спешим на вызов. Бывает, что патрульный едет на пересменку и уже ничего не видит.

- После скандалов с киевскими и одесскими патрульными-сепаратистами вас заставили удалиться из соцсетей?

- Да, сказали удалиться, либо фамилию поменять, убрать с аватарки фото в форме. Теперь там наверху хотят прикрыть свой непрофессионализм в кадровой работе.

- Да, после присяги в соцсетях замелькали аватарки в форме. Кстати, гадости не писали?

- Было поначалу. Даже фото фотошопили и присылали потом…Мне жаль людей, которые потратили на это свое время.

- А на улице, когда возвращаешься после смены в форме, не пытаются спровоцировать конфликт?

- Ну, к парню моей комплекции побоятся подойти. Но я знаю, что есть щуплые парни, вот к ним цеплялись. А так, косые взгляды есть. Было такое, что говорили: "Вы такие же, мусор".

- А полицейский может в исключительных случаях выразиться матом?

- Нет, с гражданином никогда. А между собой неважно, как мы общаемся.