Вольфганг Амадей Моцарт (27.1.1756, Зальцбург - 5.12.1791, Вена) - австрийский композитор.
Игре на музыкальных инструментах и сочинению В.-А.Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт. С 4-летнего возраста В.-А.Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал писать музыку (в 8-9 лет он создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1769-1777 гг. служил концертмейстером, в 1779-1781 гг. - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); двух кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат. Попытки Моцарта устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом.
В 1781 г. В.-А.Моцарт поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и концертами. В 1786 г. состоялись премьеры музыкальной комедии В.-А.Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Пьера Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где получила успех, как и следующая опера "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 г. В.-А.Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Австрии Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Последняя опера В.-А.Моцарта - "Волшебная флейта".
В.-А.Моцарт написал около 50 симфоний, 21 концерт для фортепиано с оркестром, 19 фортепианных сонат, рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.
В.-А.Моцарт писал церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом (в основном в Зальцбурге). К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения - месса до минор (написанные части использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и "Реквием" (заказан анонимно в 1791 г. графом Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником В.-А.Моцарта - Ф. Зюсмайром).