Дохристианский праздник Ивана Купалы совершался во время летнего солнцестояния. В этот день церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.
Праздник был великим днем очищения огнем и водой. Праздник начинался ночной вакханалией: девушки и ребята ночью ходят по домам и улицам, "забавляются бесстыдными играми, поют сатанинские песни и пляшут под гусли". По прошествии ночи с великим криком все отправлялись к реке и омывались водой. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, соревновались - кто выше. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. По окончании веселых действ девушки и ребята шли на поиски волшебного цветка папоротника, чтобы, найдя его, получить земные сокровища. Считалось, что в ночь Ивана Купалы зацветает никогда не цветущий папоротник, который указывает дорогу к кладу.
На день Ивана Купала исцеляются росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает волшебные силы травам и цветам, и в эту ночь запасались разными травами и цветами. Их обычно приносили в церковь к обедне для освящения, чтоб "употреблять против наваждения нечистой силы, против переполоху".