Накануне Дня города в Харькове традиционно открывают новые памятники. Однако в этом году запланированное открытие Площади архитекторов связано с некоторыми трудностями. С какими именно, рассказал в программе "STATUS QUO" известный харьковский скульптор Сейфаддин Гурбанов.
- Сейфаддин, скажите, пожалуйста, откуда в городе берутся памятники, кто их чаще всего заказывает?
- Я сделал очень много памятников городу, никакие деньги из бюджетных средств на это не выделялись. Допустим, если я делал памятник И.Мечникову, то его заказывал благотворительный фонд И.Мечникова, если делал памятник чернобыльцам - Киевский райисполком. То есть чаще всего либо районы заказывают, либо благотворительные фонды. Скрипач на крыше - заказ благотворительного фонда АВЭК. Город очень редко заказывает памятники. Даже не припомню, когда из городского бюджета выделялись деньги на памятники.
- Несколько лет назад эта система была проще. Заказчик звонит, говорит, что ему нравится моя работа, и он бы хотел заказать памятник основателю завода, например. Я делаю эскизы, которые утверждает сам заказчик. Место расположения советую я. Потом отдаю мини-проект, который заказчик уже согласовывает с главным архитектором города.
А сейчас процедуру немного усложнили. И правильно сделали, потому что в последнее время часто появляются плохие памятники. Поэтому какие-то советы со стороны города нужны. Памятник - это не на один день.
- Есть понятие "архитектурный облик города". Можно ли сказать о наличии скульптурного облика Харькова?
- По сравнению с другими городами у нас очень развито это направление. Несколько лет назад Евгений Петрович Кушнарев как бы начал эти традиции, и вот они продолжаются. Раньше делали различные бюсты, потом начали более композиционно подходить, более интересные памятники делать. Я помню, как делал несколько работ, а Кушнарев у меня спросил, почему я до сих пор не заслуженный художник?! А я вообще не знал, что это такое. То есть человек поддерживает тебя, и уже нравится, уже есть стимул творить. А раньше сделали бюст, поставили и все.
- Как вы считаете, памятники в городе должны быть разными или должны быть чем-то объединены?
- Давайте остановимся на самых известных памятниках Харькова. Главный архитектор города Сергей Чечельницкий сказал: "Памятник влюбленным возле станции метро "Архитектора Бекетова" и монумент Независимости на пл. Розы Люксембург, по моему мнению, очень неудачны. Сама скульптурная композиция памятника влюбленным хороша, но поставлен он не в том месте. Этой композиции нужно более камерное пространство: среди зелени "влюбленные" выглядели бы совсем иначе. Монумент Независимости выполнен неграмотно: нельзя делать человека в масштабе 1:1, это выглядит уродливо. И вообще, этот монумент - ошибка нашего города, хотя он и прошел конкурс". А какие памятники вы считаете наиболее удачными или неудачными?
- Ну я не буду о своих памятниках говорить. А вот если взять старые памятники, то мне очень нравится памятник Т.Шевченко. Это действительно гордость, произведение искусства. Довольно грамотно выполненный и удачный памятник. А вот памятник влюбленным мне тоже как-то не очень нравится. Место хорошее подобрано, но само исполнение памятника не очень удачное. Памятник девочки на пл. Розы Люксембург тоже не продуман композиционно, теряется в пространстве.
- А почему появляются такие неудачные памятники? Ведь это слишком дорогая ошибка.
- Всегда памятники утверждали чиновники по принципу "нравится - не нравится".
- Последняя нашумевшая новость в Харькове - о скульптурах семи чудес Харькова для Площади архитекторов, заказанных в Китае. Как сказал харьковский городской голова Михаил Добкин: "Мы поверили нашим китайским друзьям на слово, что они все сделают хорошо и быстро. Теперь же все, что было сделано, будет отправлено обратно. Оно нам не подходит, не нравится, и платить мы за это не будем. Вернемся к тому, с чего начали. То есть скульптуры сделают харьковчане качественно и красиво". Сейфаддин, вы наверняка хорошо знакомы с этой ситуацией. На ваш взгляд, почему так произошло? Неужели действительно нельзя было заказать эти работы у харьковских скульпторов?
- Мрамора, из которого изготавливались скульптуры, у нас в Украине мало, а в Китае он есть, и, естественно, рабочей силы в Китае больше, поэтому посчитали, что будет дешевле.
- Эти скульптуры я видел, потому что работал над ними еще полдня. Когда их привезли несколько дней назад, они у меня во дворе стояли. Привезли сначала одну композицию, я смотрю - ну более или менее, еще как-то можно спасти ситуацию. А когда вторую и третью привезли, вижу, что они сделаны достаточно грубо. И я попросил Михаила Марковича, чтоб он приехал и посмотрел.
- А в чем именно проблема: некачественная работа или таково видение китайских мастеров?
- Если мы хотим действительно удивить людей, то эти работы должны быть ювелирными, профессионально выполненными, а не игрушечными. Это должны быть точные копии харьковских чудес. Зачем тогда такие работы делать, если у нас на площади стоят похожие фигуры из песка? Аналогичная проработка. Зачем столько денег тратить и заказывать из мрамора скульптуры, если можно такие же сделать из песка? Скорее всего, над этими фигурами работали не специалисты, а резчики по камню.
Когда китайцы прислали фотографии сделанных ими статуй, главный архитектор города пригласил меня посмотреть их. Когда я увидел мой любимый памятник Шевченко, я просто не смог допустить позора, его надо было переделать. В Академии дизайна и искусств, где я преподаю, взял несколько учеников, и мы в ускоренном режиме начали работать. Потом, когда главный архитектор увидел работу, понял, что это небо и земля с тем, что было. Поэтому эту работу и решили выставить на Площади архитекторов на день города. А остальные скульптуры - под вопросом. Думаю, что до Нового года нам придется делать все чудеса Харькова с нуля.
- Сейфаддин, многие памятники, которые вы изготовили, так и не были установлены. Расскажите о некоторых из них, например, о судьбе памятника Людмиле Гурченко.
- Памятник у меня во дворе стоит. Заказывал его благотворительный фонд АВЭК. Работа была сделана быстро. В марте 2006 г. должно было состоятся торжественное открытие. Эскиз одобрила сама Гурченко. Она была даже готова приехать в Харьков на открытие. Потом ситуация изменилась. Некоторые начали утверждать, что для того чтобы поставить памятник кому-то, нужно быть дважды героем страны, а другие говорили, что при жизни памятники не ставят. Этими словами, по-видимому, обидели актрису. Она написала открытое письмо, просто обиделась на Харьков. Хотя памятник ей понравился. Просто помешала, скорее всего, политическая ситуация.
- Я сделал эскиз, потом отлил памятник из бронзы. Я выбрал интересное композиционное решение: Шульженко выступает с синим платком, рядом должен был стоять рояль из черного гранита, рядом пламя и письма на столе, чтоб сразу было понятно: кто поет, о чем поет. Предложили этот памятник сделать в музее им.К.Шульженко. М.Добкин поручил главному архитектору искать место... До сих пор ищут.
- А памятник гетману Мазепе? Вроде бы уже определили ему место?
- Да, уже есть место. Еще два года назад со стороны облгосадминистрации попросили сделать эскиз И.Мазепе. Я сделал. Потом открыли камень гетману в Коломакском районе области. Там же и планируется установить памятник. Уже вроде бы выделили официально землю.
- Несколько лет назад была информация о том, что одна из ваших первых работ - скульптура Аксакала, установленная перед Харьковским театром оперы и балета, была похищена. Потом она была найдена, правда, уже не в том виде. Скажите, нашли тех, кто ее украл или нет?
- Я тогда был на бизнес-форуме на Мальте. Когда приехал, вижу, что идет реконструкция фонтана возле оперного театра. Я поднимаюсь и не вижу своей работы. Потом сказали, что Аксакала разбили и унесли на свалку. Я тут же звоню главному архитектору города, он ничего не знает, звоню главному архитектору области, тот тоже не в курсе. Эту работу я делал еще в 1989 г. Эта скульптура была навеяна воспоминаниями о моем отце. Скульптуру я должен был представить на международном симпозиуме. Мне было дано всего 20 дней, чтобы я что-то сделал. Когда мне привезли камень, я без эскиза вспоминал отца, как он лежит и пьет чай. Я подумал, что не успею к симпозиуму, если начну вырезать какие-то тонкие детали. Поэтому надо было сохранить блок (как скифские бабы) и только чуть-чуть придать формы. Так и получилось. Меня тогда похвалили московские специалисты. Еще и 8,5 тыс. рублей за работу дали.
18 лет эта скульптура стояла возле ХАТОБа. И вот приезжаю я с Мальты, а Аксакала нет. Подняли шум, журналисты звонили и говорили, что не видят Аксакала возле театра. Тогда М.Добкин дал команду найти скульптуру. Искали долго. В конце концов, нашли, но, к сожалению, скорее всего, работа находилась у кого-то из бизнесменов, потому что Аксакала начинали чистить и щеткой, и наждачной бумагой. А это же песчаник, не мрамор, его нельзя трогать. Теперь работа стоит рядом с театром в парке, но один глаз стерт.
- Скажите, а как вы относитесь к плагиату? Была информация, что копию скульптуры Первой учительнице, которую вы сделали для Харьковского педагогического университета, открыли недавно в Белгороде.
- Да, недавно мне звонил ректор пединститута Иван Прокопенко и спрашивал, почему копию нашей композиции установили в Белгороде. А я в шоке. И снова звонки. Потом посмотрел в интернете - действительно, копия. Это не первый случай плагиата. Я сделал очень много международных наград, которым уже больше 10 лет. Единственная, из-за которой я собрался судиться, это одна из первых, созданных мной, - "Высшая проба", она очень известна. Один академик Ассамблеи деловых кругов мне сказал, что некрасиво получилось, вышла моя награда для других общественных кругов, с которыми у меня договора нет. В журнале на фото увидел, как в Одессе человек 18 держат мою награду. В общем, уточнил, оказалось, что некая киевская фирма сняла копию этой награды и сделала ее самостоятельно.
Если каждый будет воровать друг у друга идеи, что тогда будет?! Наоборот, надо чтобы каждый придумывал что-то новое, интересное, что может удивить публику. Работы должны быть разными. А у нас думать никто не хочет.
- Скажите, пожалуйста, часто ли вам делают заказы частные лица, скажем, которые хотят либо увековечить себя, либо заказывают композиции для своих поместий?
- Очень много таких случаев. Киевским депутатам делаю много интересных работ из мрамора, бронзы. Бывает, что муж приводит жену, чтобы она позировала. Если человек предлагает примитивную идею, я тут же его желание превращаю в более интересную композицию, он сразу соглашается. Сначала делаю эскиз, за эскизы денег не беру, если человеку нравится - приступаю к основной работе.
- А как вы относитесь к критике? Тот же Скрипач на крыше получил как положительные, так и отрицательные отзывы. Насколько для вас это болезненно?
- Я наоборот очень люблю критику, потому что это для меня как урок, я учитываю все моменты, чтоб в будущем не делать ошибок. Раньше, если работы никто не критиковал, я делал скульптуры смело, как хотел. А когда памятник Бекетову устонавливал, помните, сколько было решений градостроительного совета - то елку надо срезать, то камень убрать. Это, наверное, первый раз, когда я столкнулся с критиками. Тогда я понял, что будущую композицию нужно изучать очень четко.
- А вы видели скульптурную композицию на станции метро "Университет"?
- По телевизору видел. Но это так, шуточные вещи. Такие работы можно делать, но они не тянут на высокое искусство.
- Нужны ли городу памятники советского режима? Как вы относитесь к идее демонтировать памятники, которые свидетельствуют о советской эпохе?
- Есть памятники, которые очень нравятся. Тот же памятник Ленину, хоть и избитая тема. Я сам когда-то Ленина делал, когда в армии служил. Однако мне нравится этот памятник, он держит пространство. Если работа подчиняет окружающее пространство себе, значит, это хорошая работа. Но такие встречаются не часто.
- Все равно надо сохранить. А вот тот же монумент в честь провозглашения Советской власти в Украине, который расположен на пл.Конституции возле станции метро "Советская", сделан немного грубовато. Тем более такой же точно памятник находится в Узбекистане. В эту работу вложено много труда, но впустую, и места много монумент занимает. На этой площади можно было бы установить красивый фонтан, лавочки.
- Харькову не хватает смешных памятников, с юмором. Когда я был в Берлине, Неаполе, то насмотрелся на такие памятники. И не нужен там специальный отвод земли. У них прямо на тротуарах какие-то работы с юмором. Как мы привыкли, что памятники должны быть большие, трехметровые. Начинаешь делать маленькие и сразу: "Нет, это пропадет пространство!". То есть осталась у нас от советской власти эта монументальность, масштабность. Не можем перестроиться. Вот идешь и видишь, что мужик люк поднимает - памятник сантехнику. Либо два мужика по лестнице поднимаются, и один другого вниз тянет. Вот кому-то в голову пришло, взял и сделал такое. То есть такие моменты нужны игровые, с юмором. Если, конечно, какой-нибудь известный писатель, его с юмором особо не сделаешь. А вот в работе над созданием памятника актрисе я бы пересмотрел все варианты - можно в разговоре ее изобразить либо взять фрагмент из фильма, чтоб было движение. Надеюсь, в будущем будем работать по-другому.