Прошлая неделя началась с автомобильного протеста: 2 февраля транспортники провели акцию на выезде из Харькова в сторону Мерефы. Ее организаторами были инициативные группы граждан "Прорвемся!" и "Ассоциация транспортников". В акции приняло участие около 100 грузовых и легковых автомобилей, на которых были развешаны плакаты с надписями: "Голодомор 2008-2009 гг.", "Банковская афера по кредитам", "Страйк!", "Диспетчера, имейте совесть, нет работы, мы тоже люди!". Требования, которые выдвинули участники акции, касались преимущественно проблем транспортников. Им явно не соответствовали плакаты типа "Банковская афера по кредитам". Надо полагать, что "нетранспортные" лозунги – результат участия в акции группы "Прорвемся! ".
Вообще, означенная группа в последнее время настолько часто упоминается в связи с самыми разнообразными акциями протеста, что, кажется, настало время поговорить о "феномене Ильгова". Именно Андрей Ильгов везде и всюду представляет различных протестующих - вот и в акции транспортников он пообещал при необходимости перекрыть дороги. Вообще-то можно было бы предположить, что лидер группы "Прорвемся! " – провокатор. Если идея с инициативной группой родилась в тиши кабинетов МВД или СБУ, перед ее авторами можно снять шляпу: внедрить в ряды разрозненных протестных групп своего человека – мысль, безусловно, толковая. Но, во-первых, для провокатора Ильгов начал явно не с той стороны: голодовка перед зданием Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) как-то не похожа на операцию спецслужб. А во-вторых, требования Ильгова уж больно безвекторны: вряд ли спецслужбы смогли побороть искушение направить действия инициативной группы в выгодное политическое русло.
Так что, скорее всего, Андрей Ильгов – просто новый тип "площадного" если не политика, то деятеля. Если инициативная группа "Прорвемся!" не является ни результатом работы спецслужб, ни хитрым политтехнологическим проектом, Андрей Ильгов имеет все шансы стать фактором местного политикума. Конечно, это произойдет в том случае, если его энергия не растворится в публичных потугах крупных политических партий.
Кстати, о публичных потугах. Климатическое потепление, кажется, вывело местных регионалов из спячки. 4 февраля представители Партии регионов (ПР) провели в Харькове акцию против повышения транспортного сбора. Как сообщил сайт Харьковской областной организации ПР, в ней приняли участие около 200 автомобилей. Акция в виде автопробега началась в 12.00 во всех районах Харькова и завершилась пикетом на пл.Свободы. Ее участники собрали более 200 подписей к резолюции, в которой обращаются к Верховной Раде с требованием "срочно внести изменения в закон №797-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" (этим законом в несколько раз увеличивается размер транспортного сбора). И конечно, в резолюции было требование "инициировать отставку безответственного и бездарного правительства Юлии Тимошенко".
Буквально на следующий день "безответственное и бездарное" правительство Тимошенко фактически получило от Верховной Разы вотум доверия: 5 февраля в парламенте не хватило голосов, чтобы отправить Кабмин в отставку. Причем что интересно, вопрос о недоверии правительству был поднят по инициативе Партии регионов, представителям которой не терпелось отправить его в отставку. Позднее некоторые регионалы сокрушались по поводу того, что нужно было еще подождать, и голосов для отставки Кабмина хватило бы, а все украинские политологи сошлись во мнении, что 5 февраля был днем триумфа правительства Тимошенко и днем провала регионалов.
В тот же день, 5 февраля, в Харькове состоялась еще одна акция автомобилистов – третья за неделю и самая многочисленная. Около 500 машин участников акции против повышения транспортного сбора проехали колонной по Сумской. Одним из организаторов акции выступил Харьковский автоклуб. На автомобилях были вывешены плакаты: "Нет транспортному сбору!", "Хватит нас грабить!", "Объем двигателя - не повод повышать транспортный сбор!", "Святаш, Катеринчук и Терехин - гробовщики автомобилистов!". Флагов каких-либо партий на автомобилях не было. Более того, как отметил президент Харьковского автоклуба Олег Колесник, участники акции не верят в искренность автопикета Партии регионов, прошедшего днем ранее, поскольку "политики как обычно создали проблему, а потом делают вид, что начали ее решать".
Но самое интересное – Колесник, не будучи политиком, обратил внимание на один существенный момент, о которой, кажется, до этого никто не говорил. Он заявил: "Партия регионов не голосовала против закона №797 25 декабря". Накануне зампредседателя Харьковской областной организации ПР, депутат Харьковского облсовета Дмитрий Бондаренко заявил, что фракция ПР в Верховной Раде не принимала участия в голосовании за инициированный правительством Юлии Тимошенко закон №797. Чувствуете разницу? "Не голосовала против" и "не голосовала". Самая крупная оппозиционная партия в стране представлена в парламенте, а потому имеет возможность самым простым и естественным способом выражать протест против принятия тех или иных законов – голосовать против. Вместо этого регионалы игнорируют голосования, а потом протестуют против проголосованного устами своих региональных руководителей. Вполне естественно, что такая тактика не может вызвать доверие. Логичный вопрос "Если вы были против, то почему не голосовали против?" повисает в воздухе, понемногу откусывая от рейтинга Партии регионов.
На прошлой неделе получил продолжение вялотекущий конфликт между премьер-министром и губернаторами, которых назначает президент. Утром 6 февраля должно было пройти селекторное совещание под председательством Тимошенко с представителями облгосадминистраций. На селекторе планировалось рассмотреть вопросы пролонгации существующих и получения новых кредитов для аграрных предприятий Украины, проблемы ценовой политики, инфляции. Председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков по роковому стечению обстоятельств в это время был с рабочей поездкой в районе, поэтому не смог принять участие в селекторном совещании. Кроме Арсена Авакова, жертвами рокового стечения обстоятельств оказались все украинские губернаторы, кроме пяти, которым Юлия Владимировна пообещала "всю полноту власти правительства для решения вопросов, которые должны были рассматриваться на селекторе".
Премьер провела перекличку, выяснила, что в совещании участвуют только пять губернаторов, после чего заявила, что она не может работать в таком режиме, не видит смысла проводить это совещание, и присовокупила, что "это президент диктует, принимать ли губернаторам участие в мероприятиях, которые проводит она лично". Все это стало известно со слов заместителя председателя ХОГА Ярослава Ющенко, который заменял отсутствующего Авакова на селекторе.
Вряд ли рабочая поездка Арсена Авакова в район могла быть важнее, чем селектор с премьером. Конечно, участи губернатора не позавидуешь: с одной стороны, непосредственный начальник – президент, с другой – явно недружественный облсовет, а с третьей – премьер, который находится в оппозиции и к президенту, и к большинству местного облсовета. Но даже находясь меж трех огней, нельзя не понимать, что во время кризиса необходимо забыть о политических распрях и работать. Вместо этого харьковский губернатор послал на селектор не своего первого зама Владимира Бабаева, не вице-губернатора Сергея Зверева, который курирует аграрный сектор, а человека с раздражающей премьер-министра фамилией. Иначе как демаршем против Тимошенко этот ход назвать нельзя. Пойдет ли это на пользу области? Вряд ли. Например, попытки добиться от правительства денег на строительство харьковского метро и раньше не были успешными, а после подобного поведения губернатора, вероятно, будут наталкиваться на глухую стену.
Харьковский городской голова Михаил Добкин на прошлой неделе порадовал харьковчан заявлением, что размер квартплаты будет пересмотрен в сторону уменьшения. По его словам, такое решение было принято после очень большого количества обращений со стороны харьковчан и общественных организаций по поводу высокого тарифа на квартплату. "Соответствующие работники нашли достаточные резервы, которые позволят снизить стоимость жилья", - заявил Добкин, отметив, что пока не может назвать конкретных цифр. По словам мэра, "есть перечень услуг коммунальных предприятий, которые необходимо исключить из тарифа на квартплату, потому что эти работы никто не проводит и никогда не проводил".
Инициатива мэра, безусловно, здравая, но запоздалая. В связи с этим возникает несколько логичных вопросов. Насколько контролирует мэр коммунальное хозяйство, если о невыполнении услуг он узнает из обращений граждан и общественных организаций? Почему "соответствующие работники" не нашли резервов раньше? Как быть с теми деньгами за несуществующие услуги, которые горожане уже заплатили? Может быть, их возвращать харьковчанам за счет зарплат "соответствующих работников", которые до прошлой недели не спешили изыскивать резервы для понижения квартплаты? Но несмотря на эти вопросы, способность городских властей признавать свои ошибки не может не радовать.
На прошлой неделе область наконец-то получила бюджет. Несмотря на странное поведение регионалов, отказавшихся 29 января принимать социальные программы, предложенные облгосадминистрацией, бюджет был принят 3 февраля вместе со злополучными программами и минимумом изменений. Заместитель председателя комиссии по вопросам бюджета Харьковского облсовета Владимир Россоха в интервью программе "STATUS QUO" заявил: "В Харьковском облсовете произошла трагикомедия, которая родила бюджет проедания. Голодными не будем, но будем выживать". Здесь можно посмотреть программу, в которой Владимир Россоха рассказывает о принципах формирования областного бюджета, бюджетных перипетиях и дает свою оценку главному финансовому документу области. А в первой части программы вы можете увидеть нашу собственную оценку городского и областного бюджетов.