Если главная интрига 2008 г. для Украины - долго ли продержится у власти премьер Юлия Тимошенко, то для Харькова - долго ли продержится у власти мэр Михаил Добкин.


Автор уже писал о вероятности перевыборов харьковского городского головы. Интересно, что с момента выхода прошлого материала на эту тему в части возможных перевыборов мэра мало что изменилось. Главное - не изменилось законодательство, которое по-прежнему делает перевыборы практически невыполнимой задачей. Конечно, был сформирован новый состав Верховной Рады, способный очень немногим большинством проголосовать за перевыборы. Но механизм, предшествующий голосованию, не изменился: решение суда о незаконности действий городского головы, комитет, сессионный зал. На всех трех этапах сторонников перевыборов будут поджидать те же сложности, что и раньше, разве что сессионный зал Верховной Рады к идее перевыборов будет настроен более благосклонно.

И даже если с профильным комитетом можно будет как-то договориться, то уж решение суда о незаконности действий городских властей заполучить будет очень сложно. Все харьковчане прекрасно помнят запись разговора Михаила Добкина с секретарем горсовета Геннадием Кернесом по поводу выделения земли, распоряжаться которой горсовет не имел права. Судя по комментариям на интернет-форумах, подавляющее большинство горожан, сосредоточившись на экспрессивных высказываниях Кернеса, не уловили один важный аспект, который показала запись. А запись наглядно продемонстрировала, что Кернес - исключительно грамотный и осторожный чиновник. Прослушав разговор, становится понятно, что "поймать на горячем" городскую власть до тех пор, пока частью этой власти является Геннадий Кернес, будет очень сложно. Тем более скандал с начальником управления распределения жилой площади горсовета Геннадием Бакаляром, устроенный Юрием Луценко под занавес своего первого пришествия на мост министра МВД, наверняка заставил городские власти быть более осторожными.

Факт перевыборов мэра - событие неординарное, поэтому к итогам предполагаемого расследования деятельности городских властей будет приковано внимание общественности. Вполне вероятно, что оппозиция, расследовав деятельность харьковских чиновников, сможет предъявить публике лишь обвинения, схожие с обвинениями покойного Евгения Кушнарева в нецелевом использовании бюджетных средств. В этом случае оппозиционеры неизбежно сыграют на стороне городских властей.

После перевыборов парламента, состоявшихся в сентябре 2007 г., можно ожидать чего угодно, в том числе прямого нарушения закона ради политической целесообразности, но все же вероятность перевыборов остается очень низкой. Несмотря на это, в 2008 г. идея перевыборов мэра будет "красной нитью" проходить через политическую жизнь Харькова. Во-первых, возможно, будут появляться новые кандидаты на пост городского головы и формироваться новые "команды поддержки". Политики "второго эшелона" наверняка захотят попиариться то ли своим "выдвижением", то ли заявлениями о своей поддержке потенциальных кандидатов.

Во-вторых, лидеры предстоящей мэрской гонки будут делать заявления в качестве кандидатов в мэры, пусть и неформальных. Позиция эта гораздо более удобна для критики нынешних городских властей. Например, народному депутату Александру Фельдману выгоднее критиковать нынешнюю городскую власть не в качестве БЮТовца, а в качестве кандидата в мэры, так как это позволит немного отстранить себя от не очень популярного в Харькове БЮТ и придать своей критике не политический, а некий "хозяйственный" характер. Кроме того, разговоры о скорых перевыборах удлиняют предвыборную кампанию, которая фактически ведется уже сейчас.

В 2008 г. отношения между оппозицией и "бело-голубым" лагерем накалятся до предела. Чувствуя поддержку из Киева, Александр Фельдман и губернатор Арсен Аваков усилят нападки на городские власти, которые в свою очередь уйдут в "глухую оборону", ожидая лучших времен. Партия регионов, обживаясь в статусе оппозиционера и будучи на грани раскола по линии "Янукович - Ахметов", вряд ли сможет оказать местным регионалам существенную помощь.

Нападки на городские власти со стороны Авакова, скорее всего, будут носить характер заявлений. У губернатора до сих пор нет внятной альтернативы реформе ЖКХ, задуманной городскими властями, да и председателю Харьковского облсовета Василию Салыгину, своему главному оппоненту, губернатору предъявить в сущности нечего. Бессодержательность звучавшей в 2007 г. со стороны Авакова критики не дает оснований полагать, что в 2008 г. губернатор станет больше конкретизировать свои заявления.

Александр Фельдман, безусловно, более деятелен и конструктивен, чем губернатор, и именно с его стороны следует ожидать некого креатива. Но проблема Фельдмана - это принадлежность к БЮТ. И дело здесь не только в низком рейтинге блока в Харькове. Такая "привязка" была выгодна, когда БЮТ находился в оппозиции. Теперь же рейтинг Фельдмана будет напрямую зависеть от успехов или неудач Юлии Тимошенко на посту премьера. Учитывая, что экономическая конъюнктура Тимошенко не благоприятствует, да и регионалы в Киеве, возможно, скоро опомнятся и начнут массированную критику деятельности Кабмина, рейтинг Тимошенко может упасть, после чего оппозиционная риторика Фельдмана перестанет срабатывать.

Говоря о действиях оппозиции, нельзя не упомянуть еще об одном человеке. Александр Протас, который в конце 2007 г. набрал обороты в раскрутке себя самого, после заявления Авакова о поддержке Фельдмана, скорее всего, вяло, "без огонька" будет отрабатывать свою оппозиционность или вовсе исчезнет из поля зрения обывателя. Если же этого не произойдет, то вопрос, зачем ему это, будет будоражить сознание харьковских обозревателей и навевать смутные мысли о расколе в среде местных "оранжевых".

Не перебранки, а реальные конфликты развернутся в плоскости, не связанной ни с губернатором, ни с возможными перевыборами мэра. В 2008 г. Харьковская область станет свидетелем ряда серьезных споров, связанных со сменой руководителей местных исполнительных органов, имеющих вертикальное подчинение и не зависящих от городских и областных властей (СБУ, милиция, налоговая и т.д.). И конфликты эти будут связаны, прежде всего, с "бело-голубой" властью. Совершенно очевидно, что областной и городской советы будут находиться под постоянным прессом государственных органов, чьи новые или старые руководители бросятся исполнять политический заказ. Противостояние городским и областным властям со стороны СБУ в 2007 г. породило несколько скандалов. Если же в игру под названием "укуси Салыгина - Добкина - Кернеса" включится налоговая, милиция, КРУ и другие контролирующие органы, будет очень нескучно.

Впрочем, есть вероятность того, что сохранение спокойной жизни местной "бело-голубой" власти станет объектом подковерных киевских соглашений, и особого прессинга не будет. Но может случиться обратное: результатом киевских договоренностей станет необходимость передачи власти в области и в городе. Тогда все вместе или по отдельности "бело-голубые" руководители уйдут в добровольную отставку. Этот вариант слишком "шумный", а потому самый маловероятный, тем более, "подобрать" в таком случае власть в Харькове практически некому, так как у оппозиции нет ни одной харизматичной кандидатуры с нормальным рейтингом для выдвижения на пост мэра. Задумай оппозиция занять кресла Салыгина или Кернеса, заменить их тоже будет некому - среди депутатов областного и городского советов нет достаточно авторитетных оппозиционеров, за которых бы проголосовало "бело-голубое" большинство.

Жизнь простых харьковчан от баталий, разворачивающихся в сессионных залах, чиновничьих кабинетах и пресс-центрах, скорее всего, зависеть практически не будет. В конце концов, как повлияет на жизнь горожанина перебранка "в верхах" или даже замена одного чиновника на другого? Нынешняя система власти не дает оснований полагать, что местные чиновничьи рокировки могут как-то повлиять на жизнь обывателя - слишком прочно все связано с Киевом. Именно оттуда могут прийти системные изменения, которые окажут серьезное влияние на жизнь области. Если этих изменений не произойдет, можно точно спрогнозировать, что 2008 г. станет для харьковчан годом усталости от политики и разочарования.