Местные националисты от этой акции открестились. 1 июля председатель Харьковской облорганизации ВО "Свобода" Игорь Швайка заявил: "Мы не имеем к этому никакого отношения. Памятники советского периода необходимо уничтожить, но сделать это нужно в законном порядке. Мы бы не стали рисовать что-то на памятниках ночью, чтобы потом отрицать это утром. Обо всех наших акциях пресса узнает в первую очередь". А в пресс-службе Харьковской облорганизации "Патриот Украины" в тот же день заявили, что "об актах вандализма, совершенных в районе Зеркальной струи, мы узнали из прессы. Мы не уважаем памятники комсомольцам, но как законопослушная организация не имеем к актам вандализма никакого отношения".
Возможно, господа националисты лукавят, выгораживая своих товарищей, ведь получить тюремную баланду в комплекте с ореолом мученика не хочет никто. Впрочем, может быть, руководители местных националистов просто не контролируют своих адептов. А адепты тем временем борются за идеи, кто во что горазд, не понимая, что подобные действия только отвращают харьковчан от националистических лозунгов. Ведь хулиганство, граничащее с идиотизмом, – не лучший способ агитации.
Есть еще одна версия произошедшего. Ее озвучил идеологический референт "Патриота Украины" Олег Однороженко в программе "STATUS QUO", которая вышла в эфир в конце прошлой недели. Он заявил, что произошедшее – провокация городской власти. Харьковский политолог Александра Романюк в своем блоге на сайте "STATUS QUO" был не столь категоричен, однако обратил внимание на несколько "странностей", которые сопровождали эту акцию. Главная из них, по словам политолога, - выбор объектов для вандализма. Как ни крути, а Зеркальную струю и памятник мифическому основателю Харькова вряд ли можно считать "наследием тоталитарного прошлого". При здравом размышлении действительно складывается ощущение, что акты вандализма, совершенные в ночь на 30-е, имели своей целью собрать как можно больше негатива, направленного на и без того не популярных в Харькове националистов. Так что осторожный вопрос Александра Романюка о том, не является ли эта акция черным пиаром, остается открытым.
На прошлой неделе стало известно, что работники Харьковского тракторного завода, когда-то гордости отечественного машиностроения, отправлены в отпуск до 3 августа. Как заявил заместитель гендиректора ХТЗ Виктор Логачев, "так пришлось поступить в связи с ситуацией на рынке продаж сельхозтехники в стране". При этом Логачев выразил надежду, что осенью ситуация улучшится, т.к. традиционно осенью тракторов покупают больше, чем летом.
С одной стороны, у руководителей ХТЗ есть основания ожидать роста уровня продаж, ведь заводу удалось с начала года реализовать около 700 тракторов. С другой стороны, программы господдержки производителей отечественной сельхозтехники не работают. Еще в начале июня председатель профкома ХТЗ Валерий Дейнеко заявил: "Есть круги, в том числе в Минагропромполитики, которые ведут в Украине бизнес по сборке белорусских тракторов, и они не заинтересованы в отечественном производителе".
Если лоббирование чиновниками собственных коммерческих интересов действительно имеет место, то для того, чтобы вернуть крупный промышленный гигант области к полноценной жизни, нужно сделать всего ничего – расчистить авгиевы конюшни профильного министерства, выставив за дверь чиновников-коммерсантов. Что выберет правительство – занятость пяти тысяч сотрудников ХТЗ или материальное благополучие горстки чиновников? От этого во многом будет зависеть судьба легендарного завода.
Есть в ситуации с ХТЗ еще один аспект. Дело в том, что для поднятия уровня продаж тракторов необходимо поддерживать не только производителей, но и потребителей. Сельское хозяйство в Украине никогда не было настолько прибыльной отраслью, чтобы своими потребностями в обновлении технопарка полностью загрузить мощности ХТЗ. Понимая это, Кабмин принял постановление, согласно которому в течение 2009 г. планируется организовать закупку на заводе 700 тракторов на 255,5 млн. грн. Ее планируют осуществить через "Украгролизинг" (450 тракторов), Фонд поддержки фермерских хозяйств (150 тракторов), а также за счет местных бюджетов (100 тракторов). Судя по тому, что тракторный завод все же остановился, эта программа пока не работает.
30 июня в Харькове состоялось официальное открытие асфальтобетонного завода стационарного типа. Замдиректора Департамента строительства и дорожного хозяйства горсовета Геннадий Кунда заявил, что асфальт, который производят на заводе, немного дороже обычно используемого из-за присадок, которые в том числе помогут решить проблему эффекта разрывающей покрытие замерзающей воды. Именно этот эффект, по словам Кунды, является "главной бедой харьковских дорог". Начальник Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета Евгений Гриневич заверил, что средств, предусмотренных в этом году на ремонт харьковских дорог (около 100 млн.грн.), хватит на то, чтобы полностью загрузить открывшийся завод работой.
Михаил Добкин, который присутствовал на открытии завода, заявил что "городская власть будет работать над увеличением финансирования дорожных работ". Грядущий всплеск финансирования связан с пуском завода. Раньше, по словам мэра, технологий не было, теперь – появились. Так что дороги в Харькове будут. По крайней мере, на двух улицах – Пушкинской и Рымарской. Именно там новый асфальт будет укладываться в первую очередь.
Впечатление от бравурных репортажей и статей по поводу открытия асфальтобетонного завода немного портит вопрос, что мешало организовать производство необходимого асфальта раньше? Три года городская власть с энергией, достойной лучшего применения, латала дыры в дорожном покрытии, чтобы потом ставить латки на тех же самых местах. О том, что проблема заключается в качестве укладываемого асфальта, специалисты-коммунальщики молчали. И вот теперь, когда завод появился, оказалось, что проблема с дорогами в Харькове вот-вот будет решена.
И еще один вопрос повис в воздухе: кто этот инвестор, который вложил средства в строительство завода? Асфальтобетонный завод – коммерческая организация, которая, к слову сказать, получит колоссальный подряд от городской власти. Если завод будет работать исключительно для нужд харьковских коммунальщиков, то возникает логичный вопрос - почему этот завод не является коммунальным предприятием? Асфальтобетонный завод включает в себя довольно дорогостоящий комплекс оборудования, цена которого варьируется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов евро. Но неужели городская власть не могла изыскать средства на его покупку? Ведь срок окупаемости стационарного асфальтобетонного завода при условии полной загрузки (а учитывая планы харьковской городской власти загрузка будет полной)