Жители Харьковской области до конца не понимают, что такое децентрализация, как будет происходить объединение громад и какие преимущества это дает. Об этом шла речь на круглом столе, который прошел в конференц-зале Харьковской территориальной организации партии "Блок Петра Порошенко – "Солидарность" и был посвящен обсуждению законопроекта №0915 от 27 ноября 2014 г. "О добровольном объединении территориальных громад".

Почетный председатель Всеукраинской ассоциации сельских, поселковых и городских советов, глава Великобурлукской райгосадминистрации Виктор Слыш отметил, что когда Украина стала независимым государством, было создано множество сельских и поселковых советов – на 25% больше, чем было до этого. Советы создавались даже в населенных пунктах с населением 250-300 человек, в том числе и в Харьковской области.  "Если бы вы жили на территории сельского, поселкового или небольшого городского совета, вы бы понимали, что практически никто туда не обращается за какой-либо административной услугой. Это структуры, у которых нет полномочий. Они не финансируют образование, здравоохранение, культуру, они финансируют только аппарат управления", - подчеркнул Слыш.

Он объяснил, что если следовать основному документу, который касается децентрализации и создания самодостаточных громад, – Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, то самодостаточные громады получат собственные доходы и полномочия. У них будет:

  • образование,
  • первичное здравоохранение,
  • культура,
  • право распоряжаться землей,
  • архитектурно-строительный контроль, выдача разрешений на строительство и прием в эксплуатацию,
  • муниципальная милиция и служба участковых инспекторов.

По словам Слыша, пока непонятно, будут ли у громад все из этих полномочий, так как в концепции они есть, а в законопроекте – нет.

Он привел в качестве примера Великобурлукский район, где может быть создано четыре самодостаточные громады. "Мы просчитали их доходы, субвенцию на образование и здравоохранение. Но здесь возникает одна существенная проблема - государственная субвенция рассчитывается по нормативу, установленному законом Украины о государственном бюджете, который каждый год меняется. Сегодня мы их рассчитали как самодостаточные громады, но если хотя бы один коэффициент поменяется, они перестанут быть таковыми. Например, наполняемость класса в школе берется из расчета не менее 11 человек. А если потом сделают класс на 15 учеников? Денег уже не хватит. Эти нормативы необходимо закрепить, чтобы формула была постоянной", - подчеркнул Слыш.

После того, как закон примут и будут разработаны планы объединения громад, сами громады должны будут их согласовать. И здесь, по словам представителя общественной платформы "Самоврядування" Юрия Кальченко возникнет проблема доверия со стороны членов громады из-за низкой осведомленности о реформе. "У людей нет информации, каждый смотрит на объединение громад по-своему", - считает он. Кальченко отметил, что необходимо провести всестороннее общественное обсуждение реформы, Харьковская облгосадминистрация должна активизировать консультации с уполномоченными представителями органов местного самоуправления, их ассоциациями, субъектами хозяйствования и общественными объединениями. "Всем нам надо работать с населением, рассказывать простыми словами, как это будет", - подчеркнул он.

Еще одна немаловажная деталь, на которую обратили внимание эксперты, – процедура согласования громадой плана объединения. Они отметили, что до сих пор в Украине отсутствует закон о местных референдумах. "Наша задача – требовать от центральной законодательной власти принять закон о местных референдумах. Есть и другие подформы непосредственного осуществления власти громадой: общие собрания, общественные слушания и т.д. Но у нас люди до сих пор не понимают, что у них есть такое право. Если бы у граждан была возможность таким образом реализовать свои конституционные права, у нас, наверное, не было бы таких спонтанных явлений, как Майдан или акции неповиновения", - отметила представитель общественного объединения "Альтернатива" Анна Темнохуд.