Что лучше – бродить по незнакомым улицам или лежать на пляже? Что привлекательнее – историческая архитектура или экзотика пустыни? Что колоритнее – пестрый Стамбул или знойная Хургада? Страшно ли в первый раз ехать за границу? Правда ли, что в аэропорту можно заблудиться и опоздать на рейс? Можно ли выжить в незнакомом городе только с базовым английским? Что стоит знать, прежде чем ехать?
Ответы на эти вопросы были получены мной совершенно неожиданно и незапланированно. В середине октября турецкий авиаперевозчик Turkish Airlines с целью ознакомить регион с сервисом компании организовал пресс-тур: группе журналистов предложили полететь по одному из экзотических направлений компании, и как пример было выбрано направление Хургада со стыковкой в Стамбуле. Программа тура дала возможность проверить на себе и прочувствовать сервис, который предлагает компания своим клиентам.
Ниже – несколько ремарок из этого путешествия, собранных по принципу развенчания или подтверждения гуляющих в обществе стереотипов. Сразу оговорюсь, что этот текст – не статья из энциклопедии, претендующая на абсолютную достоверность, а просто личные впечатления.
В аэропортах всегда толкучка и неразбериха
За семь дней путешествия мы побывали в трех аэропортах – Харькова, Стамбула и Хургады. Ни в одном из них не было неразберихи, толчеи или паники – правда, по разным причинам.
Аэропорт "Харьков" только недавно начал работу как международный транспортный узел. Там не очень много людей, но при этом довольно много персонала. Заблудиться, запутаться или потеряться в харьковском аэропорту практически невозможно. Он представляет собой небольшой хаб с понятной навигацией: информационные табло, значки, указатели установлены повсюду и исправно работают, что в нашей стране бывает далеко не всегда, а в случае возникновения затруднений на помощь приходит персонал.
Аэропорт Хургады больше харьковского по всем показателям – и по размеру, и по времени работы, и по количеству обслуживаемых рейсов и пассажиров. В хургадинском аэропорту – самый тщательный предполетный досмотр. Во всех аэропортах нужно было снять верхнюю одежду, шарф, часы, ремень с брюк, вытащить мелочь, ключи, смартфоны из карманов, а ручную кладь положить на магнитную ленту (лэптопы – отдельно). После этого – проход через "рамку". В аэропорту Хургады, кроме всего перечисленного, необходимо разуться, а после "рамки" проводится еще и ручной досмотр: девушка в хиджабе ощупывает тело в поиске запрещенных к провозу предметов.
Оба наших рейса - и в Египет, и из Египта - были ночными, и аэропорт лично мне показался недостаточно светлым и дружелюбным. Персонал позволял себе в процессе работы переговариваться, ухмыляться и окликать пассажиров словом "Эй!" Справедливости ради отмечу, что на скорость обслуживания это не влияло – все процедуры заняли не больше времени, чем в других аэропортах.
Стамбульский аэропорт "Ататюрк" стоит отдельно в этом рассказе: сравнивать его с харьковским или хургадинским аэропортом – откровенно некорректно. Это один из трех крупнейших аэропортов Европы и базовый хаб флагмана турецких авиаперевозок – компании Turkish Airlines. "Ататюрк" обслуживает десятки авиакомпаний со всего мира и миллионы пассажиров. Приблизительно каждые полторы минуты здесь садится самолет.
Поскольку Стамбул входит в десятку самых посещаемых туристами городов мира, а "Ататюрк" является не просто аэродромом, а настоящим транспортным узлом, где можно провести практически любую стыковку, людей в аэропорту не просто много, а очень много. Дневное время в этом плане фактически не отличается от ночного: ритм жизни аэропорта не меняется.
При этом мы ни разу не попали в какой-нибудь людской водоворот, потому что его там просто нет. Везде есть информационные табло и указатели - и правильная навигация и организация пространства делают свое дело. Вряд ли здесь может заблудиться человек, владеющий хотя бы минимальным английским. Очереди – только на регистрацию. И то, подход к стойкам сделан в виде зигзага-лабиринта, что вынуждает людей идти друг за другом и не дает образоваться толпе. Везде очень светло и чисто.
Лично для меня маркером качества стало еще и то, что в "Ататюрке" очень много людей с маленькими детьми и немало людей с ограниченными возможностями. Это те категории пассажиров, которые стараются выбирать только friendly пространства.
В самолетах тесно, неудобно и невкусно кормят
Возможно, где-то так и есть, но не в Turkish Airlines. Основанная в 1933 году компания с флотом всего из пяти самолетов сегодня осуществляет рейсы по 300 направлениям в 120 стран. По количеству охваченных полетами стран Turkish Airlines – авиакомпания номер один в мире. В 2016 году в шестой раз подряд Turkish Airlines получила награду потребительского рейтинга Skytrax в номинации "Лучшая авиакомпания Европы" и в восьмой раз подряд стала победителем в номинации "Лучшая авиакомпания Южной Европы".
Очевидно, что такого положения нельзя достичь, не будучи абсолютно клиентоориентированной структурой. Несколько наших перелетов показали, что удобство пассажиров - один из приоритетов Turkish Airlines. Речь идет и о физическом комфорте, и об эмоциональном спокойствии.
Turkish Airlines использует в полетах только самолеты Boeing и Airbus, ее флот – один из самых молодых в мире. В салоне бизнес-класса в самолете типа Airbus A321 на среднемагистральные направления – широкие кожаные сидения (по два в каждом ряду), расположенные на достаточном для комфортного полета расстоянии друг от друга. Возле каждого кресла – индивидуальный светильник, в подлокотник встроен индивидуальный LED-экран, у борт-проводника можно взять наушники.
Питание на бортах Turkish Airlines обеспечивает компания Turkish DO&CO. Ежедневно она обслуживает до 600 рейсов. Пассажиры могут выбрать стандартное меню или же вегетарианское, веганское, низкокалорийное, фруктовое, безглютеновое, безлактозное, меню на основе морепродуктов, меню для страдающих диабетом или аллергиков и так далее.
За последние годы Turkish Airlines становилась победителем в номинациях "Лучшее питание в эконом-классе" (2010 год), "Лучшее питание в бизнес-классе" (2013, 2014, 2017 годы), "Лучшее питание в бизнес-лаунже" (2014, 2015, 2017 годы) согласно рейтингу Skytrax (Skytrax - британская консалтинговая компания, специализирующаяся на изучении качества предоставляемых услуг различными авиакомпаниями и аэропортами. Предоставляет информацию о более чем 210 авиакомпаниях и 65 аэропортах на основе различных видов опросов пассажиров).
Стюардессами могут быть только высокие и худые девушки
Это миф. Имеет значение не рост или вес как таковой, а соотношение росто-весовых параметров, рассказали нам в Летной академии, где готовят пилотов и борт-проводников в том числе для Turkish Airlines. Причем планку минимального роста недавно понизили – теперь она составляет всего 160 сантиметров. Этого роста достаточно, чтобы без проблем открывать и закрывать отсеки для ручной клади, которые находятся над пассажирскими креслами.
Борт-проводников обучают много чему: это не только поведение в стандартных и экстремальных ситуациях (дым в салоне, разгерметизация, турбулентность и так далее), но и основы психологии, медицинских знаний, базовые понятия культурологии и различий в основных мировых культурах, умение решать конфликты на борту, основы поведения с детьми и даже язык жестов.
Кстати, и борт-проводниками, и пилотами могут быть как мужчины, так и женщины. Один из наших рейсов - из Стамбула в Хургаду - пилотировала женщина.
Стамбул – город контрастов
"Жизнь кончается – Стамбул не кончается", - сказал нам гид буквально в первые минуты нашей встречи, и эта фраза показалась мне донельзя банальной и пошлой. Буквально через несколько часов я поняла, как ошибалась.
Стамбул – потрясает. Главное в нем – что это настоящий, живой, пульсирующий город, а не причесанный туристический объект. Будто оголенный нерв, он продолжает жить вместе с толпами бродящих по нему абсолютно разных людей, принимая каждого из них и давая каждому что-то свое.
Здесь историческая архитектура стоит бок о бок с современной застройкой. Здесь обычный базар ослепляет красками и напоминает выставку акварелей. Здесь люди бросают свои дела и идут к мечетям, услышав призыв из минаретов. Здесь восточная роскошь в классическом понимании этого слова соседствует с нищетой. Здесь очень много эмоций на улицах. Здесь чувствуется доминантность мужчин – и они занимаются в Стамбуле всем, начиная от торговли и заканчивая политикой. Здесь очень разные женщины: студентки с пирсингом, обычные для нашего глаза дамы, спешащие по делам, и излучающие абсолютное спокойствие женщины в хиджабах. Кстати, только около трети турчанок ходит по улицам с покрытой головой, но каждый хиджаб – это произведение искусства. Женщина в хиджабе вполне может быть обута в кроссовки и курить.
У Стамбула есть свой запах, который чувствуется сразу за пределами аэропорта, - тяжелый, сладкий, будто смешали духи, пряности и восточные сладости. У Стамбула есть свой ритм – можно было бы написать динамичный, но на самом деле он как минимум бешеный, причем и днем, и ночью. У Стамбула есть свое лицо: здесь восточная и западная культура в буквальном смысле слова сходятся на каждом квадратном метре, делая этот город будто бы центром мира.
Турки очень любят Стамбул. Turkish Airlines – не исключение: одна из миссий компании - открыть Стамбул для своих пассажиров. Летом Turkish Airlines запустили проект Stopover. Имея авиабилеты в обе стороны, пассажиры по собственному желанию (не вынужденно, а просто по желанию) могут остановиться в Стамбуле по пути из Украины или обратно.
Услугой могут воспользоваться все пассажиры Turkish Airlines, которые вылетают из городов Украины (Запорожья, Киева, Львова, Одессы, Харькова, Херсона) в одну из перечисленных стран: это Австрия, Азербайджан, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Куба, Мальдивы, Нидерланды, Панама ,Сейшельские Острова, Соединенное Королевство Великой Британии и Северной Ирландии, США, Таиланд, Франция, Чехия и Швейцария. Воспользоваться проектом Stopover могут те пассажиры, время стыковки между рейсами у которых составляет более 20 часов. Пассажирам эконом-класса компания оплачивает размещение на одну ночь в отеле Grand Yavuz в районе Sultanahmet, а для пассажиров бизнес-класса предоставляется размещение вплоть до двух ночей в отеле Hilton Bomonti в районе Şişli.
Для получения ваучера на проживание в отеле необходимо обратиться по номеру 044 289 44 00 либо написать запрос на электронный адрес freehotelukraine@thy.com
Пассажирам с вынужденной стыковкой на международных рейсах в аэропорту "Ататюрк" от 7 часов (для пассажиров бизнес-класса) и от 10 часов (для пассажиров эконом-класса) Turkish Airlines предлагает на выбор бесплатную экскурсию по Стамбулу или также бесплатное размещение в отеле.
Еще одна услуга Turkish Airlines, призванная открыть для харьковчан Стамбул, - Miniport. По прилету в аэропорту "Ататюрк" пассажир может сдать свой багаж и получить его в офисе Miniport в самом центре города - на площади Таксим. Обратно – то же самое: можно сдать свой багаж на площади Таксим и получить его в офисе Miniport в аэропорту. Это бесплатно.
Многие туристы в Египте предпочитают не выходить за пределы отеля
Египет – это теплое абсолютно прозрачное море, солнце, пальмы, коктейли и ленивая расслабленность, характерная для пляжного отдыха. Здесь никто никуда не спешит, а на лицах людей будто застыло умиротворение. Легкая улыбка и никакой озабоченности в глазах – вот типичный портрет египетских туристов.
Большинство из них действительно предпочитает не выходить за пределы отелей. Отельные комплексы предлагают полный спектр пусть нехитрых, но самых распространенных развлечений, и постояльцы просто не видят смысла идти в город за какими-то сомнительными впечатлениями. Улицы Хургады очень пустынны – там нет никого, ни местных жителей, ни туристов, - только раскаленная тротуарная плитка и раскачивающиеся на ветру пальмы. За воротами некоторых отелей сразу начинается пустыня. Довольно агрессивный местный климат запускает инстинкт самосохранения – и никто не совершает длинных пеших прогулок, столь характерных для европейских городков.
Египет может предложить массу впечатлений и вне отеля – это экскурсии к историческим местам, плавание в открытом море, снорклинг, дайвинг, райские, почти безлюдные острова и так далее. Но все это – организованные поездки, выходящие за рамки столь сладкой для уха туриста фразы all inclusive. Конечно, есть в Египте и самостоятельные путешественники, но большая часть туристов – завсегдатаи отелей.
Все пятизвездочные отели одинаковы по классу и уровню сервиса
Это миф. Разные отели одной и той же категории могут очень отличаться друг от друга. Тур от Turkish Airlines предполагал знакомство с несколькими отелями Хургады, с которыми компания сотрудничает в случае какого-либо форс-мажора – например, отмены рейса или необходимости предоставления отдыха членам экипажа.
"Звезды" присваиваются отелям на основании соответствия ряду критериев. Условно говоря, любой номер в пятизвездочном отеле обязательно должен иметь кондиционер, цветной телевизор и мини-бар.
На практике это означает, что пятизвездочным может быть как отель, открытый в 1998 году и с тех пор ни разу не ремонтировавшийся и не менявший в номерах технику и мебель, так и отель, открытый в 2015-м году. Это первое. Второй момент – "звездность" могла быть присвоена отелю задолго до того, как интернет стал для людей чем-то сродни зубной щетке. Поэтому в очень многих египетских отелях класса 5* интернет есть только на ресепшне. По вечерам в холле таких комплексов несколько сотен человек собираются на то, что мы называли wi-fi-party, - и все вместе сидят на одном канале, что, конечно, не добавляет ему стабильности. Бесплатный интернет в номерах встречается в Египте довольно редко, платный - чаще, но стоит порядка 25 евро за 5 гигабайт. В Турции, кстати, с интернетом в отелях полегче: wi-fi в номерах – это норма.
Что еще стоит знать о египетских отелях тем, кто там ни разу не был? Территория, как правило, огромная и живописная, а вода в бассейнах – чистая и теплая. Из развлечений – море, бассейн, еда и алкоголь. Питание - безусловно, сытное, но довольно однообразное. Кухня, если можно так выразиться, нейтральная, ориентированная на универсальность. Много рыбы, немного мяса, картошка, макароны. На завтрак – омлеты, яйца, гренки, мюсли. Много вкусных сыров и много неестественно розовых, абсолютно безвкусных колбас. Фрукты и овощи в избытке – яблоки, бананы, айва, дыня, помидоры, огурцы, капуста, морковь. Очень приятный хлеб. На десерт – изобилие тортиков на основе бисквитов, но с разной начинкой, чай из пакетиков и кофе из кофе-машины.
Почти во всех отелях есть комнаты для детей, но нигде нет русскоязычной няни: приоритетные языки – английский и немецкий. Детские площадки есть, но воображение не поражают. Основное развлечение для малышни – детский бассейн. Детей, не доросших до самостоятельного плавания в бассейне, развлекают родители.
Что еще удивило – некоторые, казалось бы, обычные услуги не входят в пакет all inclusive. Например, глажка одежды в ряде отелей оплачивается отдельно. Но что еще больше впечатляет - отутюженные вещи персонал обещает принести в течение суток! Нам повезло: представители Turkish Airlines фактически решали за нас все подобные ситуации, но обычным туристам стоит быть готовыми к неожиданностям.
Турки и арабы довольно навязчивы
Это миф. Не стоит судить о турках и арабах, исходя из поведения иностранных студентов на харьковских улицах.
Мое мнение – большинству мужчин и в Турции, и в Египте вообще нет никакого дела до туристок. Причины разные: в Стамбуле приезжих женщин в принципе слишком много, а в Египте мужчины абсолютно поглощены своими делами.
Довольно непривычным было то, что в обеих странах в сфере услуг задействованы только мужчины: это и менеджеры отелей, и официанты, и даже уборщики. Если в Турции еще можно встретить женщин на менеджерских позициях, то Египет – абсолютно «мужская» страна.
В Египте лично я выделила для себя несколько моделей поведения мужчин с женщинами. Определённые вольности позволяют себе только те, кто задействован на какой-то сдельной работе – например, на видеосъемке при джип-сафари. Наш оператор был молод, улыбчив и представился как Мухаммед Казанова. Он оказывал некие знаки внимания девушкам – явно в расчете на то, чтобы продать потом побольше дисков.
Мужчины, работающие на постоянной работе в отелях, подчеркнуто вежливы. Они не позволяют себе ни лишних фраз, ни намеков, ни даже каких-то двузначных взглядов. Более того, мне показалось, что у них даже есть какая-то боязнь пресечь личные границы женщины и быть неправильно понятыми. Например, если нужно помочь женщине слезть с верблюда, - они будут держать верблюда, но не подадут руки.
Мужчины, работающие в крупных международных компаниях – например, представитель офиса Turkish Airlines в Хургаде, сопровождавший нас, - более европеизированы. У них – привычная для нас форма общения, не чувствуется каких-либо внутренних барьеров, они могут позволить себе какие-то небольшие тактильные контакты – коснуться локтя, поцеловать руку и так далее.
В целом, на мой взгляд, мнение о навязчивости и беспардонности турков или арабов сильно преувеличено.
Пустыня – это желтый рассыпчатый песок
Поездка в пустыню лично на меня произвела довольно гнетущее впечатление. Песок в пустыне возле Хургады – не желтый рассыпчатый, а крупный, черный, перемежающийся с камнями. Там очень жарко даже сейчас, когда сезон фактически закрыт, палящее солнце доводит до одури, а ветер обжигает, будто огонь. Ощущение, что без машины и воды здесь не выжить, не дает расслабиться ни на минуту.
Справедливости ради скажу, что одна горка, состоящая из светлого, мелкого, мягкого песка, нам была продемонстрирована. На ее вершине все разуваются и стремглав несутся вниз. При этому нужно проявить недюжинную ловкость – чтобы не скатиться кубарем. Это такой себе туристический объект, вероятно – созданный искусственно.
Отдельная история – бедуины. Коснусь только общих визуальных впечатлений. Никаких признаков гигиены или привычных нам представлений о заботе о детях. Грязные сморщенные руки пожилой женщины раскатывают тесто. Сзади нее к столбу привязан веревкой годовалый малыш – чтобы не убежал. В его глазах – беззаботность, любопытство и восторг, он тянет ручки ко всем, но по его лицу ползают мухи. Их никто не отгоняет, а одежда мальчишки, очевидно, не менялась несколько дней. Чуть поодаль бегают дети постарше. Их игрушка – это обрезанная пластиковая баклажка, в которую они залазят по очереди. Девочки 7-8 лет водят верблюдов. В их глазах уже нет даже следа детской наивности - только настороженность.
Кататься на верблюде – это удовольствие
Катание на верблюде – очень популярная экзотика для туристов. Откровенно говоря, это удовольствие на любителя. По итогам этой «поездки» лично мне было жалко и верблюда, и туристов. Ребенок-погонщик буквально тянет за собой животное, которое, очевидно, вообще никуда не хочет идти. Сидеть на верблюде неудобно, а чтобы залезть или слезть с него, нужно продемонстрировать определенную сноровку.
В целом этот аттракцион (будем называть вещи своими именами) сродни цирку с животными: большинство считает это забавным, а кто-то - недопустимым.
Кстати, за те пяти минут, что я каталась на верблюде посреди пустыни, он съел подобранные из песка две коробки из-под сока. Это, собственно, все, что стоит знать и о верблюдах, и о туристах в египетской пустыне.
Общий итог: места, которые мы посетили в рамках пресс-тура, оставили лично у меня неоднозначные впечатления. Что касается самого процесса перемещения – здесь впечатления абсолютно однозначные: в Turkish Airlines работают профи, а компания в целом предоставляет сервис высочайшего уровня.
Не знаю, поеду ли я еще в Египет, но я обязательно вернусь в Стамбул. Почему? Потому что жизнь кончается – Стамбул не кончается.